Черные пантеры США
Содержание
Хищница из тропических лесов пантера известна своей свирепостью и синевато-черным цветом шкуры. Большая дикая кошка никогда не нападает на человека первой. Ее агрессия ─ это всегда ответная реакция. За окраску и характер она стала символом и названием вооруженной организации афроамериканцев, в конце 60-х годов наводившей страх на американских полицейских и белых граждан страны.
В те годы «черная» Америка как бы очнулась от многовековой спячки. «Дяди Томы» больше не хотели иметь такие же права, как домашние животные белых американцев. Надписи «только для черных» стали бесить подрастающую молодежь. Прошлое не хотело уступать своих позиций, особенно в южных штатах США, традиционно считающимися консервативными во всех отношениях. Американские негры быстро поняли, что за права им придется серьезно побороться.
Законопослушных афроамериканцев, исповедующих христианство, объединил вокруг себя баптистский пастор Мартин Лютер Кинг. Он был сторонником исключительно мирных форм борьбы. Максимум на что он призывал, оказались мирный марши, митинги и экономические бойкоты. Для Америки он стал аналогом индуса Махатма Ганди, выступавшего за ненасильственные акции и «непротивление злу насилием».
Кинг был ярким оратором. На его публичные выступления собирались огромные толпы народа. Несмотря на довольно безобидную для расистов деятельность он неоднократно становился мишенью для нападений. В конце 50-х годов его ранили ножом, а в 1968 году снайпер застрелил его в Мемфисе. Убийцу нашли. Им оказался Джеймс Эрл Рей ─ преступник-рецидивист. Его приговорили к 99 годам тюрьмы и он умер в заключении в 1998 году.
Американские мусульмане
Другой популярной религией среди афроамериканцев всегда был ислам. Американские мусульмане объединились в организацию «Нация ислама», существующую и поныне. Ее возглавлял также харизматический лидер Элайджа Мухаммад. Чернокожие были объявлены «богоизбранным» народом, а все белые ─ «голубоглазыми дьяволами».
Последователи Элайджи проповедовали нечто похожее на «черный расизм», что приводило в восторг его последователей, предки которых подвергались угнетению. Популярность «Нации ислама» была огромной. Чемпион мира среди боксеров-профессионалов Кассиус Клей, получив первый титул, сразу примкнул к организации. Он сменил имя, данное при рождении родителями, на ставшее известным во всем мире Мохаммед Али.
Среди ближайшего окружения Элайджи одним из ярких персон был Малколм Икс, вскоре со скандалом ушедший реализовывать собственный путь борьбы за права чернокожих.
Он отличался гораздо большей радикальностью во взглядах, чем другие члены «Нации ислама», а тем более Мартин Лютер Кинг и допускал применение силы в отстаивании интересов «черного» населения Америки. Малколма Икса застрелят во время службы в его храме в Нью-Йорке. Убийцами окажутся бывшие единомышленники из «Нации ислама», посчитавшие его оппортунистом.
Черные пантеры США
Афроамериканцы-атеисты создали свою организацию для борьбы с расовой сегрегацией. Она называлась «Черные пантеры». Шестерка чернокожих юношей, собравшихся вместе в калифорнийском Окленде в октябре 1966 года, не могла предполагать, что их инициатива найдет такой отклик в негритянской молодежной массе.
Всех их сейчас можно назвать обычными «гопниками», с той лишь разницей, что их агрессия выплеснулась не на соседей или сверстников, а на американскую полицию и власть. Позже лидеры организации подведут под повседневную деятельность идеологическую базу. Они, начитавшись дневников команданте Че Гевары и философа Франца Фанона, назовут себя революционными социалистами-маоистами.
«Черные пантеры» могут подходить под определение «незаконное вооруженное формирование». Обзавестись оружием в Америке никогда не было проблемой. Группировка ввела у себя строгую иерархию, срисованную с устройства любого государства. У них был премьер-министр, министр финансов и министр обороны.
«Черные пантеры» ввели обязательную для всех членов униформу. Она состояла из черной кожаной куртки, черных брюк и голубой рубахи. На головах «пантеры» носили черный берет. Во всем черном с голубым пятном на груди они и внешне напоминали лесного хищника.
У «Черных пантер» был лозунг «Вся власть народу», напоминающий ленинские изречения времен Октябрьской революции с той лишь разницей, что под народом понимались афроамериканцы. Еще лидеры организации издали программу действий из 10 главных пунктов. В ней аналогия с марксизмом-ленинизмом была еще больше видна.
Враги Черных пантер
«Черные пантеры» стремились обеспечить права «черных» на землю, хлеб, одежду, жилище, образование, справедливость и мир. «Пантеры» категорически выступали против службы в американской армии, ведущей в то время тяжелую войну во Вьетнаме. Резко они выступали против засилья наркоторговцев в «черных» гетто.
«Черные пантеры» зачастую силой выселяли из кварталов всех заподозренных в торговле наркотиками. Наркомафия первой объявила войну «Черным пантерам». В конце концов, им пришлось воевать сразу на 2 фронта ─ против криминальных собратьев и «белой» полиции. Масштабными акциями организации стали раздача бесплатных завтраков детям в «черных» районах городов и их вооруженное патрулирование.
Несмотря на декларативный отказ от применения первыми силы, между ними и полицейскими постоянно вспыхивали ожесточенные перестрелки, инициаторов которых невозможно было найти. Кровь обильно проливалась с обеих сторон. Для «белых» наличие вооруженных отрядов «Черных пантер» в крупных городах стало настоящим кошмаром. Члены «семьи Мэнсона», заметая следы совершенных убийств, писали кровью жертв на стенах слово «свиньи», что на «пантеровском» жаргоне означало полицейские.
Первое время следователи на самом деле полагали, что убийства дело рук «пантер». Оказавшись в тюрьме, Чарльз Мэнсон долго боялся мести за этот поступок от содержавшихся рядом с ним «черных».
По идеологическим соображениям «Черные пантеры» одинаково плохо относились к Мартину Лютеру Кингу и «Нации ислама». Религия ─ опиум для народа, отвлекающая негров от настоящей революционной борьбы за свои права. Речам на митингах или церковных службах они явно предпочитали действие с пистолетом в руках.
Разгром Черных пантер
Американская власть не могла потерпеть двоевластия. В 1969 году она начала массированную компанию, в итоге приведшую к полному разгрому «Черных пантер». Были уничтожены около 70 штаб-квартир во всех крупных городах. В ходе боев погибло 28 лидеров организации и убито более сотни рядовых членов. Остальные активисты попали в тюрьмы. Так «Черные пантеры» стали историей США.
Самое странное в далеких событиях, что лица, стоявшие у истоков и во главе организации, практически не попали под молох полицейских репрессий. Бобби Сил ─ один из членов первой шестерки и будущий член правительства «Черных пантер» остался живым, отсидев всего 4 года в тюрьме. В конце 70-х он напишет автобиографию и издаст ее.
Его друга Хью Ньютона несколько раз пытались обвинить в преднамеренном убийстве. Ему удалось вырваться из лап полиции и даже выехать за пределы США. Четыре года он жил в гостях у Фиделя Кастро на Кубе.
Когда страсти по «Черным пантерам» улеглись, он спокойно вернулся домой. В 1989 году его застрелил наркоторговец-сосед, которому Ньютон по оставшейся с молодости привычке мешал заниматься преступным бизнесом.
Участники Черных пантер
В Америке больше всего вспоминают не лидеров-основателей «Черных пантер», а их рядового члена Мумию Абду-Джамала. В 1981 году, никак не успокоившийся гражданский активист устроит ожесточенную перестрелку в Филадельфии, в ходе которой сам получит тяжелое ранение. Обстоятельства произошедшего весьма запутанны, но реальным фактом осталась смерть полицейского во время исполнения служебного долга.
Абду-Джамала приговорят к смертной казни. Почти 30 лет он будет ее ждать в камере смертников. Американское правосудие никогда не спешит исполнять приговор. В 2011 году смертную казнь заменят на пожизненное заключение.
«Черные пантеры» сами не предполагая того оставят след в музыкальной истории. В ряды организации в конце 60-х годов входила Афени Шакур ─ мама знаменитого рэпера Тупака Шакура.
В детстве она много рассказывала ему о своей жизни среди «пантер» и напевала песни, которые тогда пели прогрессивные «цветные. Революционные речевки отдаленно напоминающие современный рэп остались в памяти у рэпера. Тупак запомнил не только тексты и мотив, а еще сделал себе на теле тату ─ черную пантеру.
«Черные панеры» широко представлены в современном кинематографе, рассказывающем о событиях того бурного времени. Самую правдивую книгу о жизни организации написал Роберт Уильямс. Она называется «Негры с пистолетами».