Вор в законе Иоселиани
На этот раз расскажем о первом «коммерческом» воре в законе в Советском Союзе. Который окончательно «расцвел» в 90-е. Это уроженец Грузинской СССР Диаб (Джаба) Иоселиани (не путать с Отаром Иоселиани — народным артистом Грузии). Именно он в 1986 году провозгласил новый курс для «законников» — сотрудничать с государственными структурами и «доить» цеховиков (которые через год стали называться кооператорами).
Начнем издалека. Как известно, воры в законе по понятиям не должны были иметь собственности, служить в армии, работать. То есть не иметь никаких связей с государственными институтами. Ну и, конечно, желательно было почаще сидеть в тюрьме, что и положено вору по кодексу чести. Однако уже в 1970-е в республиках Средней Азии и Закавказья власть все чаще стала сращиваться с мафиозными структурами.
Позже будут громкие уголовные дела, которые инициирует глава КГБ Андропов (связанные с хлопком, «неучетными» производствами и т. п.). Естественно, союзные воры в законе задумались: а не поучаствовать ли и им в набиравшем обороте разбазаривании богатств страны? И вот в 1982 году была проведена воровская сходка в Тбилиси. Она была посвящена революционной вещи: куда дальше двигаться воровскому движению. В коммерцию хотели удариться прежде всего грузинские воры в законе, которых было очень много (тогда, в СССР, треть от общего числа). Им противостоял своим огромным авторитетом ортодоксальный вор Вася Бриллиант, который четко придерживался спартанских традиций «законников».
В том году знаменитому вору Васе Бриллианту на сходке удалось отстоять традиционные воровские принципы. Но между преступным миром и государственной бюрократией уже существовала вполне реальная связь. Региональные правительственные блоки были уже частью мафиозных структур (в основном, это касалось все же юга). И поэтому четыре года спустя, в 1986-м, вопрос был поднят снова. На этот раз грузины победили за явным преимуществом. А их моральным лидером был Джаба Иоселиани, человек властный, с огромными связями не только в криминальном мире.
Было решено обкладывать десятипроцентной данью цеховиков (уже с 1987 года они, легализовавшись, стали называться кооператорами), а также активно сотрудничать с властями и
даже самим идти во власть. Что и сделал Джаба Иоселиани, ставший помощником самого Эдуарда Шеварднадзе.
Борьба с законниками
Воров еще тогда, в конце 1980-х, пытались сломить. Так, в 1985 году Центральный комитет Грузинской коммунистической партии приказал правоохранительным органам заняться ворами в законе. Чтобы подчеркнуть важность этого задания, Центральный комитет пояснил, что должностные лица, неспособные выполнить приказ, будут рассматриваться непосредственно как правонарушители и понесут соответствующие наказания. И уже к середине 1986 года 52 грузинских вора в законе были заключены в тюрьму. Но им дали самые легкие из возможных наказания (все-таки воры стараются свои руки не марать, для этого есть «солдаты» криминального мира).
Кроме того, многие воры уже были в приятельских отношениях с сильными мира сего. И суды старались с ними не связываться. Итого: 9 воров были осуждены за бродяжничество, 14 — за хранение оружия и боеприпасов, 19 — за торговлю наркотиками и еще 6 — за другие противозаконные действия. Четверо и вовсе были оправданы. Так воры окончательно победили на тот момент правоохранительные органы, совсем скоро оказавшись на свободе. К этому времени распался и Советский Союз. Начиналась новая эра.
Революция роз в Грузии
Первым президентом Грузии стал Звиад Гамсахурдиа. Но совсем скоро его сменил бывший министр иностранных дел СССР «хитрый лис» Эдуард Шеварднадзе. Про него давно говорили, что он имеет какие-то связи с «законниками». Но во времена СССР они хотя бы не афишировались. В независимой же Грузии такие связи стали в порядке вещей. Что там говорить, если, согласно социологическим опросам, более половины грузинских школьников мужского пола мечтают стать ворами в законе.
Потому Шеварднадзе, не особо стесняясь, сделал того самого Джабу Иоселиани помощником президента Грузии — то есть своей правой рукой! Более того, впоследствии «законник» стал министром обороны Грузии! Представляете у нас нечто такое? Впрочем, если вспомнить, скажем, авторитетного уркагана Котовского, то ладно, представить все-таки можно.
Кроме этого, Иоселиани часто выезжал за границу, возглавляя дипломатические миссии своей страны. Воры в законе априори обладают умением вести переговоры и дипломатическими способностями. А сходняк — это практически как политический саммит. Естественно, воровское движение Грузии тогда, в 1990-е годы получило разнообразные экономические преференции и другие льготы. За этим, конечно, стоял Джаба Иоселиани. Он еще в советское время отличался от ортодоксальных русских воров в законе барскими замашками, любовью к роскоши. Короче, был т«новым грузином».
В 1990-е он свои амбиции смог реализовать сполна. Страна превратилась (собственно, так было и в России) в олигархическое государство, где бал правили воры. Однако в России
воруй хоть сто лет, но богатств все равно столько, что все не унесешь. Грузия — другое дело. Страну разворовали за считанные годы. Знаменитые винные производства были чуть ли не загублены. Естественно, обедневший сверх меры народ захотел перемен. Перемен в политике Грузии захотели и Соединенные Штаты Америки. Так и случилась пресловутая «революция роз», вознесшая на грузинский престол эксцентричного Михаила Саакашвили, которого рядовые грузины зовут Мишуко.
Новая борьба с законниками
Новый молодой и энергичный президент тут же стал проводить неожицанные реформы. К примеру, уволил всех гаишников и набрал весь штат из новых людей, положив им неплохую по грузинским меркам зарплату. Даже не очень любящие Саакашвили люди признали: коррупция на дорогах Грузии практически исчезла. Потом Саакашвили взялся за воров в законе. Еще бы! Ведь они стояли за Шеварднадзе.
В уголовный кодекс страны было внесено дополнение: просто за наличие у тебя «сана» вора в законе полагалось тюремное заключение, даже без всякой другой вины. Как известно, если вора публично спросят: вор ли он, то отрицательный ответ автоматически лишает «законника» его статуса. Так и оказывались пачками воры на нарах. Самые смекалистые из них перебрались в Россию и другую заграницу. Успел сделать ноги и помощник Шевардназде Джаба Иоселиани, когда начались перемены во власти.
Он умер в 2002 году и был похоронен с большими почестями. Многие воры (и не только грузинские) часто вспоминают Джабу. Добрым словом. Под неспешную рюмочку. Еще бы. Он много сделал для финансового процветания «движения». И вот почему. Надо сказать, что в своем роде Джаба Иоселиани — фигура историческая. Во многом благодаря его усилиям такая каста, как воры в законе, чуть ли не полностью поменяла свою формацию, свою жизненную и рабочую философию. Воры, особенно грузинские, теперь это не вожаки криминального мира, его честь и совесть, это скорее теневое правительство, контролирующее и распределяющее теневые доходы. От зарешеточной романтики воры пришли к той форме ведения криминальных (и не только) дел, которая давно сложилась у иностранной мафии.
Так что воры теперь — мафия, точнее, ее составная часть наравне с продажными чиновниками, недобросовестными сотрудниками силовых ведомств и прочими элементами «семьи».
И последнее. Иоселиани отличался крылатыми фразами. К примеру, в парламенте Джабу Иоселиани спросили, можно ли, по его мнению, укрепить грузинский купон (валюта у них такая была). На что Джаба отвечал с присущей ему афористичностью и похвальной откровенностью: «Как нельзя укрепить мой член, так нельзя укрепить купон». И ведь прав оказался знаменитый «законник». Во всяком случае, относительно купона. В 1995 году он прекратил свое существование и был заменен на лари.