Похищенное сокровище Майя
Ограбление Национального музея антропологии в Мехико смело можно назвать классической кражей произведений искусства. Прежде всего потому, что до сих пор из 140 похищенных экспонатов найден лишь один — погребальная маска. Остальные бесследно исчезли.
Если по совести, то в этом историческом ограблении виновата администрация музея, точнее, ее безалаберность. Дело в том, что в одном из главных хранилищ исторических ценностей Мексики три года не работала охранная сигнализация, а сами охранники занимались чем угодно, но только не своими прямыми обязанностями. Даже масштабная кража
уникальных экспонатов была замечена не сразу, а лишь на следующий день после преступления.
Сразу после рождественских праздников 1985 года 8 охранников музея как обычно совершали обход залов. Вскоре они с ужасом обнаружили, что в семи витринах с экспонатами аккуратно сняты стеклянные крышки и похищены уникальные артефакты доколумбовой эпохи. Всего было украдено 140 экспонатов — артефакты и золотые украшения майя, инков
и ацтеков. Среди них были поистине уникальные вещи. Например, когда стали подсчитывать ущерб, нанесенный музею, то одну лишь вазу времен индейцев майя куратор музея оценил 8 20 миллионов долларов. Общий же ущерб от этой кражи вообще описанию не поддавался, так как большинство экспонатов было сделано из таких драгоценных материалов, как золото и нефрит.
Грабители прекрасно знали, что и где брать. Видимо, перед тем как пойти «на дело», они неоднократно бывали в музее и провели, так сказать, разведку на местности. Не исключено, что у преступников в музее был сообщник. Дело в том, что воры владели не только схемой залов и расположением экспонатов, но и системой внутренних коммуникаций музея.
Прибывшая на место полиция довольно быстро установила, каким образом грабители проникли в хранилище и как они вынесли экспонаты. Впрочем, это было не сложно, так как большинство артефактов размерами не превышали 3 сантиметра, и все похищенное спокойно умещалось в двух чемоданах или коробках. Исключение составляла лишь одна нефритовая погребальная маска, которую впоследствии и нашли.
Сыскари выяснили следующее. Ночью, когда охранники, вместо того чтобы совершать обязательные регулярные обходы, праздновали наступление Рождества в служебном помещении, бандиты преодолели двухметровый забор, окружавший здание, и по воздуховоду проползли в залы музея. Там спокойно и тихо срезали стеклянные крышки с семи витрин, которые, как уже говорилось, три года стояли без сигнализации, похитили экспонаты, упаковали их и таким же путем выбрались обратно.
Конечно, были предприняты все полагающиеся в таких случаях следственные действия. В частности, полицейские попытались найти отпечатки пальцев на поверхностях обворованных витрин. И такие отпечатки были найдены. Однако в полицейской картотеке они не числились, поэтому этот след оказался бесполезным. Попытались найти следы машины, на которой воры увезли похищенное. Но музей расположен в центре Мехико, где транспортный поток достаточно плотный. Поэтому и здесь полицейские потерпели неудачу. Обследование забора и воздуховода, через который грабители проникли в залы, тоже ничего не дало. Было понятно, что в ограблении участвовал не один человек, так как вынести два чемодана или коробки по трубе воздуховода одному не под силу.
Ориентировки с описанием похищенных экспонатов были разосланы во все аэропорты и вокзалы. Однако нигде похищенные экспонаты так и не объявились. Через несколько лет удалось вернуть лишь один артефакт — нефритовую погребальную маску. Ее обнаружили совершенно случайно во время обыска в доме одного из мексиканских наркобаронов. Сам
обыск был связан с наркотиками, но осматривая коллекцию произведений искусства, которую собрал подозреваемый, полицейские обратили внимание на маску. Сверились с описаниями артефактов, похищенных в Мехико, и убедились, что это она и есть.
Следователи долго пытались добиться от наркобарона-коллекционера, откуда он ее взял, но тот молчал как рыба. С тех пор ни похищенных ценностей, ни грабителей так и не нашли.
Интересно, что в том же 1985 году произошло и другое «ограбление века». В Париже был совершен вооруженный налет на музей Мармоттан-Моне. Были похищены картины знаменитых французских импрессионистов общей стоимостью примерно 20 миллионов долларов. Впоследствии одна из украденных картин — полотно Моне «Впечатление. Восходящее солнце» — была найдена в доме крупного мафиозо на Корсике.