Убийство на ферме Хинтеркайфек
Произошедшее в 1922 году убийство на ферме Хинтеркайфек шести человек, открыло картину семейной трагедии с сюжетом, который не мог бы закрутить никакой Достоевский.
Ферма Хинтеркайфек находилась вблизи баварского городка Шробенхаузен, в местах, прославленных выращиваемой здесь спаржей. Именно спаржа принесла владельцам Хинтеркайфека материальное благосостояние, хотя были у них и птица, и скот, взбивалось масло, коптились колбаски.
Трудовой день на ферме начинался в 5:30, причем обходиться старались без наемных работников, за исключением горничных, которые часто менялись из-за сложного нрава хозяина. Андреас Грубер, хозяин фермы Хинтеркайфек, имел репутацию человека скупого, жестокого и скандального. 72-летняя Сесилия Грубер была на девять лет старше супруга и ни в чем ему не перечила. Хотя стоило бы, поскольку Андреас сожительствовал со своей 32-х летней дочерью Викторией, которую знакомые описывали как белокурую красавицу.
Об инцесте Виктория рассказала на исповеди преподобному Хаасу, который в воспитательных целях предал сей чудовищный факт огласке. Андреас Грубер отнекиваться не стал и продолжал со всей семьей посещать воскресные службы, начхав на шушуканье за спиной и дав понять, что будет лупить любого, кто вздумает читать ему по этому поводу нотации.
Виктория была вдовой своего сверстника Карла Габриеля и в феврале 1915-го, спустя шесть месяцев после его ухода на фронт, родила дочку Газилию.
Еще спустя три месяца на основе доносов дочь и отец были привлечены к суду по факту позорного сожительства. Андреас Грубер получил тогда год каторжных работ, но отбыв срок, заявил домочадцам, что ничего менять не собирается. В 1918 году на жизненном пути Груберов возникла поджарая фигура вдовца Лоренца Шлиттенбауэра, который был неформальным лидером местных фермеров, координируя их деятельность по совместному сбыту продукции.
Виктория решила утешить его, и несколько раз они предавались любовным утехам на сеновале. В 1919 году она родила сына Йозефа. Шлиттенбауэр честь по чести сделал ей предложение, но тут уперся Андреас Грубер, который заявил, что его и так все устраивает. Отвергнутый жених нашел себе другую супругу, а несостоявшийся тесть вместо свадебного подарка заставил его через суд выплачивать алименты на Йозефа.
В общем, самого авторитетного в здешних местах фермера публично унизили, а он реагировал на такие вещи весьма болезненно.
Убийство на ферме
30 марта 1922 года‚ в четверг, Андреас Грубер побывал на рынке в Шробенхаузене, где рассказал знакомому, что предыдущим вечером видел в окно огонь факела, а поутру обнаружил следы, ведущие от леса к порогу его дома. В пятницу в Хинтеркайфек приехала новая горничная, 45-летняя Мария Баумгартнер. Это был последний день, когда соседи видели
Груберов живыми. В субботу, 1 апреля, Газилия не пришла в школу, а на другой день Груберы не явились на воскресную службу.
Однако из трубы фермы валил дым, то в одном, то в другом окне вспыхивал свет, животных явно кормили, поскольку в противном случае они оглашали бы окрестности гневным блеянием и мычанием.
Во вторник, 4 апреля, во двор фермы явился вызванный ранее для ремонта двигателя механик Альберт Хофнер. Навстречу ему никто не вышел, и, самостоятельно сделав работу, он отправился к Шлиттенбауэру сообщить, что ферма словно бы вымерла. Шлиттенбауэр, взяв четырех соседей, прибыл на ферму, где, осмотрев помещения, обнаружил трупы всех шестерых обитателей Хинтеркайфека.
Супруги Андреас и Сесилия Грубер, их дочь Виктория и 7-летняя внучка Газилия лежали в сарае, Йозеф был убит во сне в колыбельке, горничная — в своей комнате. В сарае на чердаке обнаружили лежбище преступника: сено там было примято, рядом валялись остатки пищи, пол разобран, и вниз спускалась веревка, использовав которую, киллер, вероятно, спустился в конюшню.
Все жертвы были убиты ударами по голове, нанесенными тяжелым острым предметом, предположительно киркой. Скорее всего, в пятницу вечером, увидев что-то неладное, Андреас Грубер в одних подштанниках и рубашке пошел в сарай. Нагнув голову и переступив порог, он оказался в темном помещении и сразу же получил удар по черепу, после чего его добили ножом для разделки мяса. Пришедших следом за ним жену, дочку и внучку постигла аналогичная участь, а потом преступник ворвался в дом, где расправился с горничной и Йозефом. Резонансное дело расследовалось более 10 лет‚ так и оставшись нераскрытым.
Версии убийства на ферме Хинтеркайфек
Самая простая версия предполагает, что на ферме Груберов пытался укрыться некий беглый преступник, который, будучи обнаружен хозяином, расправился и с ним, и со всем его семейством. Однако удивляет, что этот беглый преступник около двух суток живет в буквальном смысле среди трупов, топит печь, кормит животных и даже не убивает мелкого, но
шумного шпица, просто дав ему тумаков и заперев подальше в сарае. Добавим, что деньги и ценности, лежавшие в шкафчиках, тумбочках и карманах одежды остались нетронутыми.
Шлиттенбауэр утверждал, будто у главы семейства могло иметься до 100 тысяч марок. Этих денег не обнаружили, и можно предположить, что забрав их, убийца не стал размениваться на мелочи. Но все равно, если взять за основу версию о беглом преступнике, поведение его выглядит нестандартным.
Во второй версии фигурирует покойный муж Виктории Карл Габриэль, который якобы не погиб на фронте, а тайно вернулся, чтобы разобраться с супругой и тестем. Правда, после сделанных полицией запросов нашлись свидетели, подтвердившие и факт его гибели в бою под Аррасом, и факт захоронения в братской могиле.
Только некий Макс Эзер уже в 1950-х годах рассказывал, что попав во время Второй мировой войны в плен к русским, он встретил Карла Габриэля, носившего форму советского майора. Тот якобы признался земляку в убийстве на ферме, а затем помог ему бежать из плена. В общем, скорее всего, Эзеру просто захотелось покрасоваться в газетах.
Но самым убедительным кажется предположение, что преступником был Лоренц Шлиттенбауэр. Поведение его выглядело весьма необычным. Обнаружив в сарае убитых, он начал переворачивать трупы. Затем, отбежав в сторону, сообщил, что нашел в замочной скважине ключ от главного входа, на пропажу которого ранее жаловался Андреас Грубер. Через несколько дней следователи нашли в сарае спрятанную под сеном окровавленную мотыгу, оказавшуюся главным орудием убийства. Принадлежала она Шлиттенбауэру и, по словам хозяина, пропапа у него незадолго до преступления.
Добавим, что в ночь трагедии Лоренц покинул супружескую постель, заявив, что хочет переночевать на сеновале. Правда, потом, сообразив, что к чему, жена заявила, что никуда он не отлучался, но звучало это неубедительно.
Однако имелось у него и серьезное алиби. 1 и 2 апреля со Шлиттенбауэром общалось много людей, а в это же время загадочный убийца распоряжался на ферме, топя печку и ухаживая за животными.
Думается, что снять противоречия можно, объединив первую и третью версии. Допустим, Шлиттенбауэр решил расправиться со старшими Груберами, доверив это дело беглому преступнику и пообещав ему 100 тысяч марок, которые имелись в доме. В ночь перед убийством он помог бандиту проникнуть на ферму. Предполагалось, что преступник убьет
Андреса, подкараулив его в конюшне либо проникнув ночью в жилые помещения с помощью заранее похищенного ключа.
Однако глава семейства, заслышав подозрительный шум, сунулся в сарай — на свою погибель. За ним в сарай явились его жена и дочь, затем внучка. А потом осатаневший от крови преступник расправился со служанкой и малышом Йозефом. Придя в себя, убийца решил, что в выходные Груберов вряд ли кто хватится, и не стал суетиться. Возможно, ему требовалось время, чтобы найти спрятанные 100 тысяч. А появившемуся во вторник Шлиттенбауэру оставалось метаться по ферме, оплакивая жертв и пытаясь скрыть следы своего соучастия.
Он метался до конца жизни. В 1923 году ферму снесли, а в 1925-м Шлиттенбауэр еще раз навестил руины, сбивчиво заявив, что ищет столярную фрезу, некогда одолженную Андресом Грубером. Будучи очередной раз вызван для объяснений в полицию, он настаивал, что искал фрезу и ничего более
Скончался Шлиттенбауэр в мае 1941 года.