«Прокурор» воровского мира Романоз Булия
Среди приставок к имени грузинских воров чаще всего встречаются «тбилисские», «кутаисские» и «сухумские». Зугдиди ─ город в Западной Грузии недалеко от границы с Абхазией также стал местом рождения многих «воров в законе». Их могло быть значительно больше, если бы не Романоз Булия ─ вор по кличке Ромео, очень принципиально подходивший к землякам-носителям высокого звания. Он самолично отобрал «корону» у десятка воров, замеченных им в непростительных грехах.
Все началось с его крестного отца ─ очень уважаемого вора Чита Безуха (Цушбая). Он первым заметил в девятнадцатилетнем зугдидском пареньке тягу к строгому соблюдению непростых воровских принципов жизни. В 1974 году благодаря ему в Зугдиди появился молодой вор Ромео. Он занял место Дази Зугдидского (Берулава) ─ еще одной городской легенды. Несомненно, Ромео общался с этим удивительным человеком. Молодого вора Дазмира Берулаву в 1958 году в первый раз отправили в тюрьму и сразу на 12 лет. Он из нее вернулся в Зугдиди уже не зеленым юнцом, а опытным, авторитетным вором. Берулаве сразу доверили городской «общак».
Его мама не желала сыну такой судьбы и славы. Она уговаривала его отойти от криминальных привычек, расстаться с прежними друзьями и начать жить жизнью честного человека. Сын никак не прислушивался к ней. Тогда она дважды пыталась покончить с собой, доказывая ему, что еще одного заключения ей не выдержать. Душа Берулавы дрогнула. Для вора, а тем более грузина мать святое понятие. Он собрал всех живших в Зугдиди на свободе «воров в законе» в сухумском ресторане «Амра» и сдал им «общак» ─ 935 тысяч рублей. В ценах 1970 года это была огромнейшая сумма денег. Берулава объяснил свою непростую жизненную ситуацию и добровольно сложил с себя полномочия «вора в законе». «По понятиям» такое возможно.
Уважения от коллег за свой неожиданный и одновременно честный шаг он не потерял, а, напротив, еще больше приобрел. Дазмир Берулава навсегда «завязал», устроился обычным работягой на Ингурский бумажный комбинат, обзавелся семьей и до своей кончины в 2014 году оставался очень уважаемым в городе человеком. Его 2 сына, 4 внука и единственная внучка вправе гордиться своим отцом и дедом.
Вор в законе Ромео
В бытность уголовником Дази Зугдидский вместе с Чита Безуха оказались вместе в Ксанской колонии, окрашенной тогда в радикально «красный» цвет. Два законника быстро сумели изменить ее окраску на «черный». Дази потом поспешно перевели в Цулукидзе, но было уже поздно. Зэки упорно продолжали следовать порядку установленному двумя зугдидцами. Пример Берулавы оказался поучительным и для Чита Безуха. Уже в преклонном возрасте в 1988 году он также объявит о добровольном отходе от воровской жизни по причине тяжелой болезни. В 1992 году он скончается от онкологического заболевания в Москве. Вот такие учителя были у Ромео в молодости.
В 1974 году Ромео на «гастролях» попадется на краже в Ленинграде. В 1976 году Зугдидский городской суд вновь отправит его на 8 месяцев в Сиду. В колонии он встретится с цветом грузинского криминального мира ─ Резо (Гамцемлидзе), Мурманом (Лемонджава), Котиком (Калашян), Гурамом Тбилисским (Гваджая) и Цыпо (Баджелидзе). Кражи и задержания продолжились в 1979, 1980 и 1983 годах в Зугдиди и Сухуми. Каждый раз Ромео получал срок от года до 2-х лет. Выйдя на свободу в 1985 году, ему пришлось сразу ехать на похороны «вора в законе» Хуту (Каличава), павшего в закулисной борьбе за верховную криминальную власть в Абхазии. Принимали дорогого гостя в Сухуми местные воры Хаджарат (Лакоба), Вальтер Сухумский (Джанашия), Матвей (Пилиди), Дуяке (Мзарелуа), Вахо Сухумский (Кардава).
Из ныне живущих воров о Ромео могут многое рассказать Дуяке, Мурман и его крестник Гия (Кварацхелия). Другие крестники Ромео не дожили до наших дней. Чебурашка (Кирия) в 1993 году нечаянно подорвался у себя дома в Зугдиди, играя с гранатой, а годом ранее в результате несчастного случая там же погиб Мамука Зугдидский (Бургашвили). Впрочем, Чебурашку, Ромео не особо жаловал. Он не выдержит испытания «медными трубами» и ему «дадут по ушам», а восстановит его в правах за год до смерти Вахо Очамчирский (Эхвая).
Никита Седой
Ромео волею судьбы оказался втянутым в скандальное дело с полномочиями Никиты Седого (Гулария). Уроженец абхазской Гудауты в заключении самовольно присвоил себе титул «вора в законе». Никита прославился исключительной дерзостью и упорством. В тюрьме самозванца несколько раз жестоко били воры, а он им в ответ кричал, что настоящим вором может называться только он. Он родился вором, у него душа воровская. Это главное, а не формальное решение сходки. Иногда его характер называли термоядерным, а самого ─ ходячим огнем. Многие уголовные авторитеты при встрече с ним предпочитали от греха подальше «ломиться» из «хаты».
Никите Седому пришлось сидеть в самом Владимирском централе, но на его поведении это ни сколь не отразилось. Выйдя из заключения, он прямиком направился в Зугдиди и там представился Ромео «вором в законе», чем поставил его в затруднительное положение. Так как Никита Седой был родом из Абхазии «смотрящий» за Зугдиди написал письмо авторитетнейшему абхазскому вору Хаджарату. Тот предпочел не связываться в спор с непредсказуемым Никитой и просто не ответил.
Ромео пришлось признать Седого за своего брата и поэтому до сих пор он считается его крестным отцом. Никиту Седого все же накажут за его дерзкий поступок, нарушающий святые «понятия». В 1993 году убьют его родного брата, не имевшего никакого отношения к криминалу. Таким способом Никиту заманят в западню. Он прибудет на похороны, после которых его будет ждать роковая засада.
Романоз Булия
В Зугдиди Ромео был полновластным хозяином. Он наказывал и миловал. Не признавая никого равным себе, он вычищал воровские ряды от скверны. Первым пострадал Име Зугдидский (Габисония). За ним получили «по ушам» крестник вора Хуту Реваз (Джалагония) и Аду Зугдидский (Шамугия). Последнего восстановил в правах в Турции Роланд Шляпа (Гегечкори), у которого накопилась огромная обида на Ромео. В 1990 году уроженец Зугдиди Роланд был объявлен вне воровского закона. Через 2 года Ромео простит его, посовещавшись со своим крестником Гией, но обида все же осталась на всю жизнь.
Список разжалованных воров продолжился Гурамом Зугдидским (Ратия), Тенго Зугдидским (Кобалия), Авто Горбушкой (Пония) и Гонели Сухумским (Начкебия). Кроме Тенго все сегодня покойники. Гурам погибнет в 2001 году в Зугдиди. Овердоза унесет на тот свет Авто в Новосибирске в 1995 году. Самым первым умрет в Цхалтубо Гонели Сухумский. Произойдет это в 1994 году. Последней жертвой Ромео станет Гиви Црипа Зугдидский (Цхвитава), лишенный короны в 1991 году.
Единственным вором, на которого авторитет Ромео не произвел никакого впечатления, оказался Муха (Табагуа), родившийся в Хони. В 1978 году он не стал церемониться с Ромео и заехал ему в глаз в городском парке Зугдиди. Обида осталась неотмщенной, хотя властный зугдидец несколько раз пытался свести счеты. Муху застрелят в Брянске в 2003 году без участия Ромео.
Не всегда строгость Ромео, по мнению многих соратников, была оправдана. Временами «вор в законе» вел себя с равными ему по титулу весьма высокомерно. Но все же серьезных поводов к рассмотрению своего персонального дела, он никому не дал. Недовольные «вором в законе» из числа не признающих никаких законов, кроме верховенства силы, решили его судьбу довольно стандартным способом. В июле 1997 года Ромео вместе с одиннадцатилетним сыном проездом приехал в Питер. Знакомые с комфортом устроили его в квартире в доме на Свердловской набережной. Вечером 19 июля Ромео решил прогуляться и показать сыну окрестности города. Они оба спускались по лестнице в подъезде. У Ромео зазвонил телефон, он ответил, продолжая движение. На площадке первого этажа его ждал человек с пистолетом в руках. Пули попали «вору в законе» прямо в голову. Шансов выжить у него не было. Наемный убийца второпях пальнул и в младшего Булия, но промахнулся. Пуля попала мальчику в ногу. Как водиться в таких случаях, убийцу и заказчика преступления не нашли. Тело Ромео доставили в родной Зугдиди. В последний путь его проводил вор Авто Сухумский (Ломидзе).