Палач на зоне
В тюремной иерархии не так уж много мастей, зато уже внутри них существует еще много делений по «специализации». Так вот, одной из самых редких «специальностей» на зоне является функция штатного киллера. Это особенные люди, которых к тому же осталось в настоящее время уже не так и много. Убивают они не от врожденной жестокости, корысти или забавы ради. Нет. Они убивают по тюремным понятиям и законам, то есть по вынесенному судом приговору. Только суд этот называется сходняк.
Прежде чем подробно поговорить о палачах на зоне, расскажем, при каких обстоятельствах на зонах и в следственных изоляторах происходят убийства. В последнее время все чаще зэков убивают сотрудники спецучреждений. Связано это с тем, что российские зоны «краснеют» и администрация упивается властью. Забивают зэка насмерть или просто из-за немотивированной жестокости отдельного сотрудника, или при вымогании у него (точнее, у его родственников) денежных средств. Нередко убивают «активисты».
В этом нет ничего удивительного, так как всю грязную работу по «перевоспитанию» спецконтингента-администрация старается свалить на «красноповязочников». А те, как правило, набираются из бандюков-спортсменов, которые силу частенько рассчитать не могут.
Естественно, есть довольно большой процент бытовых убийств. Повздорят два зэка, убивать им не привыкать, нервы ни к черту, вот и выходит «мокрое дело». Еще конечно, находятся порою на зоне враждующие группировки, они также при «разборе» могут друг дружку поубивать. Еще есть так называемые торпеды. Это, можно сказать, «одноразовые» душегубы. Они убивают открыто и по приказу, потому что «на крючке» у заказчика убийства. Как правило, на этот крючок они попадают за карточные долги. Заиграли, кончились деньги, проиграл — все, победитель с тобой может сделать, что хочет, если не можешь отдать. В том числе может приказать убить кого-либо. За ослушание приказа «кредитор» может перевести в «обиженку». Короче говоря, зона — не институт благородных девиц, и убийство на ней — не редкость. Поводы же могут быть разными.
А вот у штатного киллера повод убить железный — это приговор, который выносится на по сути дела, судебном заседании. Только судят человека не судьи в мантиях, а самые авторитетные в воровском мире люди.
Палачи в тюрьмах
Считается, что профессия тюремного киллера появилась почти одновременно с возникновением так называемого воровского закона. То есть в 1930-х в сталинских лагерях. В то время зоны были забиты людьми совершенно разными. Возникло множество группировок. Но основная борьба, как известно из тюремной истории, развернулась между «черным ходом» и «суками». Которая нередко кончалась массовой резней. Сучьи войны породили и явление тюремных убийц.
В дальнейшем, уже в «мирное» время, особенно активных и жестоких «активистов» резал именно лагерный палач. Кстати говоря, в то время несколько лет в советском законодательстве не предусматривалась смертная казнь. Поэтому киллер, и так имевший 25 лет срока, ничем не рискуя, резал «сук» открыто! Прямо у всех на глазах. Во многом поэтому была позже введена «расстрельная» статья за «дезорганизацию работы исправительных учреждений». После этого лагерные киллеры немного успокоились.
Кого на зоне называют палачами
Палачи на зоне, естественно, не занимают руководящих постов, но в лагерной иерархии размещаются весьма высоко. В чем-то их можно назвать правой рукой вора. Карающей дланью. Как уже было сказано, палач убивает по решению сх0дняка. Авторитетные блатные приговаривают к «вышке» «ссученных», «стукачей», «красных беспредельщиков», иногда «крыс». Времени на исполнение приговора отводится достаточно — до полугода. Если палач спалится, естественно, следствию должен рассказывать, что убийство — это его личная инициатива.
Если палача следствие успешно разоблачило, он получал новый срок, перережимку, но и на новой зоне все знали, кто он, и пользовались его услугами. Впрочем, как рассказывал один сотрудник ФСИН, разоблачить лагерного палача — дело крайне сложное: «Был в нашей зоне один такой палач. Естественно, на то мы и оперчасть, чтобы знать, кто есть кто (на самом деле узнать лагерного киллера совсем не сложно, так как они накалывает характерные татуировки — как правило, это палач в колпаке с топором на плахе, реже — оскаленный тигр, еще реже — также оскаленный волк. Эти атрибутивные тату также пошли еще с 1930-х годов прошлого века. Киллер наносит их обязательно, это очень почетные знаки).
И однажды он совершил убийство по решению сходняка. Но доказательств собрать не удалось, хотя мы точно знали, кто это сделал. А прессовать таких людей бесполезно. У них железная психика, они терпят любую боль. И главное, они настоящие профи в своем деле. Могут убивать как голыми руками, так и почти всеми подручными предметами — ложками, авторучками, гвоздем, да чем угодно. Но все-таки в основном убийства происходят так — острейший стилет (или даже просто заточенный карандаш) палач загоняет приговоренному в ухо. Это можно сказать фирменный почерк лагерного палача».
Навыки убийства
Откуда у лагерных киллеров такие специальные навыки убийства? Бывает и так, что они — бывшие солдаты элитных спецподразделений. Но куда чаще свой смертоносный опыт они приобрели уже на зоне. Кто такие киллеры, так сказать, по психотипу? Это очень уравновешенные личности с сильным волевым началом. Не склонные к лидерству, одиночки. Кстати говоря, «профессию» свою они не то что любят, но гордятся, что ли. Сотрудники спецучреждений рассказывают про таких людей, что они не боятся административных мер — ШИЗО и даже «дубинала». Поэтому единственная возможность для «хозяина» убрать со своей зоны палача, — доказать совершенное им деяние, чтобы перевести на «крытку» или «пожизненку». Нет? Тогда надо смириться с существованием в твоем ведомстве безжалостного убийцы.
В отличие от гулаговских киллеров, нынешним действительно нужно убить как можно с меньшим шумом (кому охота на пожизненку?). Желательно вообще сделать так, чтобы все выглядело как несчастный случай. В одной из «черных» колоний Северо-Западного региона восемь лет назад два зэка сгорели на местной промке — в мебельном цехе. В принципе, в цехе этом повсюду опилки, так что кинь окурок, и пожар как пить дать будет. Но сгорели зэки ночью. Что они в цехе в это время делали? Опер этой колонии уверен, что это было как раз киллерское убийство, но ничего доказать не удалось. Хотя прокуратура копала по-серьезному.
Убийство под несчастный случай с последующим пожаром — очень распространенное явление в последнее время. Кстати говоря, именно на штатных тюремных киллеров «думают» знающие люди многие преступления, которые совершаются в СИЗО и ИК против бандитских авторитетов. К примеру, киллерским убийством выглядит смерть всем прекрасно известного Александра Хабарова, экс-главы такой организации, как «Уралмаш». Его нашли повешенным в камере в СИЗО №1 города Екатеринбурга. Такая форма умерщвления — вполне характерна для зоновских палачей, которые хотят исполнить приговор без излишнего шума.
Повешенными находили и других, так сказать, «авторитетных» бизнесменов. Да, и важный факт. Лагерные палачи — элемент старой воровской, с позволения сказать, культуры. Когда на зону повалили братки-спортсмены и их авторитеты, киллеры взялись и за них. Потому что противостояние блатных и «сук» — это уже архаизм. В моде война блатных и «быков» — спортсменов. Лагерные палачи принимают в ней самое непосредственное участие.
И последнее. «Профессия» лагерного киллера — вымирающая. Все больше в России «красных» зон, все меньше подлинного «черного хода», все реже устраиваются сходняки по всем понятиям. Возможно, лет через десять-пятнадцать лагерных палачей уже не будет в природе. Но пока они есть. И время от времени действуют.