Охрана Ленина и Сталина
Каждый, кому доводилось наблюдать за проездом кортежа Президента России‚ наверняка восхищался, как лихо и ловко мчится кавалькада лимузинов, управляемая бравыми секьюрити в черных костюмах. А уж про охрану советских генеральных секретарей и говорить нечего, ведь при проезде «главного тела» из Кремля на дачу сотрудники советских спецслужб могли взяться за руки, образуя единую цепь на всем пути следования кортежа. Но так было не всегда. Жизнь руководителей советского государства первых лет ее существования таила в себе немало опасностей и мало известных широкому кругу читателей покушений.
Как ни удивительно это звучит, но большевики, свергнувшие царский режим, оказались довольно наивными людьми. Ленин искренне считал, что ему нечего опасаться народа, с которого он сбросил оковы самодержавия. Напрасно! Врагов у Владимира Ильича хватало, а вот охранять его оказалось некому. Отлаженная система охраны императора была разрушена, а как создать новую, большевики попросту не знали. Первое время Ленина сопровождали товарищи по партии, но они не были профессиональными секьюрити, знающими все тонкости этой профессии.
Когда штаб революции разместился в Смольном, охрану здания и руководства партии взял на себя Владимир Дмитриевич Бонч-Бруевич. Он поставил у кабинета Ленина караул и два пулемета, а также распоряжался допусками и автомобилями, управлял финансами. Вскоре его на посту коменданта Смольного, а потом и Кремля сменил матрос Павел Мальков.
Функции личного телохранителя и шофера Ленина в то время как умел выполнял Степан Казимирович Гиль. Прежде он работал водителем автобазы Временного правительства, а
до этого Собственного Его Императорского Величества гаража. Даже странно, как человек с такой биографией попал в шоферы к самому Ленину.
Хотя сам Владимир Ильич о своей безопасности думал мало, да и оружие искренне не любил. Однажды он заявил Гилю, увидев у него за поясом наган: «К чему вам эта штука, товарищ Гиль? Уберите-ка ее подальше!» Несмотря на то что страна была наводнена бывшими белогвардейцами и сочувствующими старому режиму гражданами, Ленин вплоть до покушения Каплан ходил без профессиональной охраны. Хотя покушения на него были, и не мало.
Покушения на Ленина
1 января 1918 года‚ когда Ленин возвращался из Михайловского манежа, его автомобиль обстреляли. Вождь чудом остался жив. В следующий раз от шальной пули, летевшей в его голову, Ленина спас швейцарский социал-демократ Плапен. Революционер насильно пригнул Владимира Ильича к полу автомобиля. Очередь прошла мимо. Лишь в сентябре 1918 года была сформирована оперативная группа негласной охраны Ленина в составе 20 человек. Ее начальником назначается Габалин Роберт Матвеевич, а куратором от ВЧК латыш Петерс Яков Христофорович. Но и тогда Владимира Ильича крайне раздражала его охрана. О чем он не преминул заявить лично: «Революция нуждается в каждом солдате, а тут 20 здоровых парней бездельничают около моей особы».
Впрочем, сама жизнь показала, что вождь был не прав. В 1919 году на автомобиль Владимира Ильича неподалеку от Сокольнического райсовета напала банда Якова Кошелькова. В тот вечер Ленин в сопровождении М. И. Ульяновой, охранника И. В. Чабанова и шофера Гиля проезжал через Сокольники. Неожиданно на дорогу выскочили вооруженные люди с криками «Стой!». Водитель сильнее надавил на газ. Но рассерженный Ленин приказал остановиться, наивно предположив, что это мог бsnm патруль.
Когда автомобиль затормозил, к нему подбежали стреляющие в воздух уголовники. Один громила, которым оказался известный бандит Яков Кошельков, схватил Ленина за рукав и
буквально выволок из машины наружу. Охранника Ленина, быстро разоружив, вытащили вслед за ним. Но и тут Ленин, не теряя самообладания, достал из кармана пропуск и заявил: «Что вы делаете? Я — Ленин, вот мои документы».
К счастью, главарь бандитов полностью не расслышал фамилию и грозно рыкнул: «Черт с тобой, что ты Левин! А я Кошельков, хозяин города ночью». Он обыскал Ленина, изъяв из его карманов документы и кошелек, после чего налетчики на машине Ленина скрылись в темноте.
То, что произошло дальше, не поддается здравому смыслу. Жертвы ограбления обратились в расположенный неподалеку райсовет, куда их долго не хотели пускать без документов. Когда Ленин гневно заявил председателю, что у него отняли машину, тот лишь пожал плечами и ехидно поинтересовался, а почему у него самого не отнимают. Обескураженный Ленин ответил: «Они вас знают, а меня нет».
Представить себе подобный диалог между президентом современной страны и главой рядового муниципалитета, на территории которого глава государств подвергся нападению бандитов, вряд ли возможно.
Буквально на следующий день в Москве ввели особые меры по борьбе с бандитизмом. В пределах кольцевой железной дороги отряды ВЧК и милиции получили приказ расстреливать грабителей на месте преступления. Спустя полгода в засаду на Божедомке угадил сам Яков Кошельков и был убит.
Тем не менее покушения на Ленина продолжались. 25 сентября 1919 года в окно Московского комитета РКП(б) бросили мощную бомбу. По счастливой случайности Ленина в комнате не оказалось. Были убиты 12 человек и 55 ранено. Рано или поздно подобное халатное отношение к собственной безопасности должно было привести к трагедии, которая вылилась в знаменитое роковое покушение Каплан.
Покушение на Сталина
Казалось бы, Сталин должен был сделать выводы из беспечного поведения Ленина и создать собственную охрану, но нет, он также понадеялся на авось. Охрана Ленина, которая обеспечивала его безопасность в Горках, была расформирована, а у самого Сталина она появилась лишь через шесть лет. В этой связи характерно заявление Лейбы Троцкого, сделанное из-за рубежа: «…если вы хотите уничтожить СССР, то вам нужно сначала уничтожить Сталина».
Подобные мысли в те годы были навязчивыми для многих врагов советской власти, жаждущих реванша. Однако Сталин, работая в Кремле, продолжал ходить пешком на Старую
площадь или в Большой театр. Подобные деловые прогулки, конечно, обеспечивали сотрудники ОГПУ в штатском. Но они лишь осуществляли негласное сопровождение, не являясь личной охраной в строгом смысле этого слова.
Правда, однажды они действительно спасли Сталину жизнь. Этот случай произошел 16 ноября 1931 года. Сталин размеренным шагом двигался по Ильинке мимо Гостиного двора в Кремль. Вдруг в непосредственной близости от него оказался агент РОВС — Платонов-Петин, бывший под надзором ОГПУ, но скрывшийся от наблюдения. Казалось, покушение уже не предотвратить, но сотрудник ОГПУ сумел вовремя блокировать возможную атаку.
Этот случай попал в спецсообщение за №4091 9 Секретарю ЦК ВКП(б) тов. Сталину. Заместитель Председателя ОГПУ Иван Акулов писал: «16-го ноября, проходя с нашим агентом в 3 часа 35 мин. дня по Ильинке около д. 5/2 против Огаро-Гостиного двора, агент английской разведки случайно встретил Вас и сделал попытку выхватить револьвер. Как сообщает наш агент, ему удалось схватить за руку указанного англоразведчика и повлечь за собой, воспрепятствовав попытке».
Обычный человек, прочтя подобное донесение, окружил бы себя армией охраны, но не Сталин! Он на него даже не отреагировал. Зато отреагировало правительство СССР. Буквально на дуггой день появилась резолюция В. Молотова: «Членам Политбюро. Пешее хождение т. Сталина по Москве надо прекратить» за подписями Кагановича, Калинина, Куйбышева и
Рыкова.
Коллегиальному решению руководителей партии не мог противиться даже сам Сталин. С этого момента все его передвижение было тщательно продумано и засекречено. Так, для поездок Сталина на курорты Кавказа одновременно готовились специальный литерный поезд и теплоход, стоявший в Горьком (Нижний Новгород). Какой из видов транспорта выберет Сталин, точный день и час отправления никто никогда не знал до самого последнего момента. Кроме того, перед бронированным поездом вождя всегда двигалось два литерных эшелона с охраной и обслуживающим персоналом.
В случае нападения этот поезд мог выдержать длительную осаду. Самое интересное, что после смерти вождя подобный способ передвижения первых лиц страны по железной дороге не изменился и был оформлен соответствующим приказом, который действовал до 1991 года.
Сталин и автомобили
А вот автомобили Сталин недолюбливал. Машины платили ему тем же. Как-то раз в Сочи 26 июля 1930 года Сталин с супругой Н. С. Аллилуевой и С. М. Буденным в сопровождении комиссара для особых поручений И. Ф. Юсиса собрались съездить из дома отдыха в Ясную Поляну. При выезде из дома отдыха «Пузановка» «роллс-ройс» Сталина столкнулся с автомобилем дома отдыха «Красный шторм». Во время аварии осколком стекла у Сталина срезала бровь. Однако великодушный вождь водителя приказал не наказывать, а об инциденте молчать.
Спустя три года в автомобиль Сталина в Сочи врезался грузовик, но никто не пострадал. При этом стоит отметить, что ездил Сталин на предельно низкой скорости, не более 40-50 км/ч.
В то же время настоящим лихачом считался Анастас Микоян. История сохранила текст строгого выговора от 25 июня 1933 года, в котором значилось: «За грубое нарушение постановления Политбюро о запрещении полетов ответственных работников — объявить тов. Микояну строгий выговор».
Летать Микоян перестал. Но лишь по воздуху. По земле он продолжал передвигаться с предельной для автомобиля скоростью. Чем заслужил еще одно порицание. Решение Политбюро ЦК ВКП(б) от 17 января 1939 года гласило: воспретить тов. Микояну езду на автомобиле со скоростью 80—100 километров в час; обязать тов. Микояна не требовать от своего шофера больше скорости, чем 50—60 километров в час; Тов. Власику проследить за выполнением».
Самое удивительное, что Сталин до конца не доверял не только своему личному политическому окружению, но даже охране. Об этом можно судить по судьбе начальников его охраны. Шла большая драка за, власть, и ротация кадров в спецслужбах была очень высокой. Карл Паукер пробыл в должности начальника 1-го отдела ГУГБ 120 дней и был расстрелян, его преемник Владимир Курской — 60 дней, застрелился сам. Следующим стал Израиль Дагин, был арестован.
И лишь 19 ноября 1938 года на должность реформированного подразделения личной охраны начальника 1-го отдела ГУГБ заступил Николай Сидорович Власик, положивший начало системному подходу в организации профессионального обеспечения личной безопасности первых лиц государства. Разработанные им методы системной личной охраны первых лиц страны во многом используются до сих пор. Это ему вожди СССР, начиная со Сталина, должны быть обязаны своей личной безопасностью.