Маньяк Анатолий Оноприенко
По версии следствия, за семь лет Анатолий Оноприенко убил 52 человека, в том числе 11 детей. Фактически отморозок сравнял кровавый «счет» с ростовским монстром Андреем Чикатило, убившим за 12 лет 53 человека. Только в отличие от маньяка-некрофила Чикатило, Анатолий Оноприенко нередко убивал ради самого убийства.
Все маньяки родом из «детства», — сказал в одном из своих интервью знаменитый судебный психиатр Александр Бухановский. В его центре в Ростове-на-Дону проходили обследования самые известные серийные убийцы. Именно там появился термин «феномен Чикатило». По мнению психиатра, серийные убийцы не имеют ни исторических, ни национальных корней — это характеристика человека, имеющего патологическую склонность к серийным убийствам. Без этого они просто жить не могут.
Анатолий Юрьевич Оноприенко
Будущий самый кровавый маньяк Украины родился в 1959 году в простой крестьянской семье в селе Ласки Житомирской области. Его мать работала в колхозе. Отец воевал в Великую Отечественную, еще будучи подростком, после войны был дважды судим. Родители развелись, когда Анатолий был еще маленьким. А потом он совсем осиротел — мать умерла от сердечного приступа, отцу он был не нужен (тот воспитывал детей от второй жены). Так семилетний Анатолий Юрьевич Оноприенко попал в детдом.
Ему долго пришлось зарабатывать авторитет среди пацанов в детдоме, терпя унижения и побои. Он рос строптивым и задиристым, и воспитатели тоже часто сурово наказывали его и обзывали байстрюком. Воспитатели еще тогда отмечали в характере Анатолия Оноприенко признаки клинического садизма — ему нравилось колоть детей отверткой или иголкой, он получал от этого удовольствие.
После восьмого класса Анатолий Юрьевич Оноприенко поступил в лесной техникум. Учился плохо, дрался, воровал (он еще в детдоме этим занимался). Потом бросил учебу и загремел в армию. В армии попал под пресс дедовщины за свой строптивый характер и бывал жестоко и часто бит.
После дембеля главной целью жизни стало материальное благополучие, и Анатолий Юрьевич Оноприенко поступил в мореходку — чтобы в загранплавания ходить. Плавал матросом-мотористом после окончания училища, прилично разбогател по советским меркам, да еще контрабандой занимался и воровал в каютах. Повидал заграницу и красивую тамошнюю жизнь, которая стала его мечтой.
Прижил ребенка с официанткой Ириной в гражданском браке. Купил двухэтажный дом в селе Маячки, потом автомашину, каждую копейку нес в семью. Но семья распалась — жена узнала, что Оноприенко изменяет ей.
К тому времени Оноприенко уже списали с флота — капитан больше не мог терпеть вороватого матроса, и Оноприенко устроился работать в пожарную часть в городе Днепрорудное, где значительно продвинулся по партийной линии — стал заместителем парторга.
Коллеги уважали его за силу и трудолюбие (о его флотских грешках здесь никто не знал). Купил заветное охотничье ружье, о котором мечтал с детства, вступил в Общество охотников и рыболовов. Оноприенко пользовался успехом у женщин и имел репутацию отличного любовника. И вдруг, неожиданно для всех, в 1989 году он продает дом и уезжает.
Убийства на трассе
Возможно, зверя в Оноприенко пробудила черепно-мозговая травма, полученная во время драки с другом, которого он застал в объятиях своей любовницы еще до начала первой серии убийств. В больницу он не обращался, знакомый хирург просто наложил швы прямо на дому. Позже он говорил психиатрам о своем желании убивать людей: «А это было в 10
раз более желанно, вот как год не был с женщиной и ее желаешь, так же сильно мне хотелось убивать».
С подельником Сергеем Рогозиным Оноприенко познакомился в начале 1989 года. Бывший спецназовец Рогозин служил в Афганистане, имел правительственные награды. На гражданке имел свой маленький бизнес. Нашли они друг друга в спортзале, куда оба ходили качать мышцы. И попытались делать совместный бизнес на продаже подержанных машин, только дело шло туго, и приятели ездили по Украине, продавая выращенные у себя на участках фрукты и овощи. В этих поездках Анатолий Оноприенко и пришла мысль, как можно разбогатеть, — грабить богатых, которые по ночам устраиваются на отдых в машинах на обочинах дорог. Рогозин согласился — Оноприенко пообещал, что убийства он возьмет на себя.
13 июня 1989 года новоявленные бандиты, продав черешню, возвращались из Новгородской области по трассе «Москва — Симферополь». Ехали тихо, выжидая, пока трасса опустеет. Когда стемнело, приметили припаркованные на обочине «Жигули» с прицепом. Света в салоне не было — спят, значит. Оноприенко, взяв винчестер, вышел из машины, приказав
Рогозину проехать чуть дальше и ждать его сигнала. Он какое-то время рассматривал спящих в машине супругов Мельник, думая, как лучше стрелять. А потом выстрелил через стекло в спящего мужчину. Сонную, ничего не понимающую женщину Анатолий Оноприенко вытащил из машины и погнал к лесополосе. Она кричала, и он выстрелил ей в грудь.
Забрал из машины документы и что было ценного. В одиночку спрятал трупы в лесополосе, прикопав и забросав ветками. А потом на машине убитых выехал на трассу и помигал фарами — дал условный сигнал Рогозину. По тому же сценарию они совершили еще два нападения, в общей сложности убив 9 человек.
Награбленное Оноприенко делил с подельником. Трупы он теперь стал сжигать, предварительно облив бензином. После третьего нападения была погоня, но Оноприенко на угнанной машине ушел от милиции и сжег автомобиль в зарослях кукурузы.
Вскоре они с Рогозиным расстались — Оноприенко решил уехать в Европу. Он буквально бомжевал за границей и был не раз депортирован на Украину, но снова и снова нелегально переходил границу. Не раз попадал в тюрьму за кражи и грабежи. Пытался получить в Германии политическое убежище, но получил отказ. Потом обокрал магазин, рассчитывая сесть в тюрьму, а после освобождения получить гражданство. Сам пришел в полицию с повинной. Но тоже не получилось. В итоге он снова оказался на Украине.
Оноприенко маньяк
31 мая 1994 года Оноприенко задержала милиция на Киевском железнодорожном вокзале — он вел себя неадекватно и вызвал подозрения. А потом была психушка, откуда его через три месяца выписали с диагнозом шизофрения, параноидальная форма. В Киеве Оноприенко промышлял квартирными кражами, воруя еду и все, что под руку попадется. Потом временно кантовался у брата. Все это время желание убивать буквально испепеляло его изнутри. В 1995 году он начал вторую серию убийств на Украине, теперь уже в одиночку, украв
ружье у знакомого.
Маньяк Оноприенко колесил по Украине, убивая в селах целые семьи. Сценарий был уже привычен. Выбирал дом на отшибе, ночью срывал дверь с петель и врывался. Мужчин расстреливал сразу, женщин и детей убивал ножом — пули было жалко тратить. Или швырял камень в окно и расстреливал вышедшего из дома на шум хозяина, а потом расправлялся с домочадцами.
Жители села Братковичи до сих пор с ужасом вспоминают 1995 и 1996 годы — в два захода маньяк Оноприенко убил в селе 12 человек. Оноприенко искала вся милиция Украины, но он оставался неуловим. И только в 1999 году удалось его задержать. Взяли «полесского упыря» в квартире его сожительницы. Полусонный, в одних трусах, он сам открыл дверь милиционерам. Нашли в квартире и улики, в том числе вещи убитых, среди которых была и курточка маленького мальчика из города Малина.
На следствии Оноприенко косил под психа — якобы «божественные голоса» приказывали ему убивать. Говорил о годовом плане на убийства, мол, география убийств должна напоминать крест на карте Украины. Идею закосить под психа ему подал адвокат, но психиатры признали Оноприенко вменяемым. Суд был тяжелым, родственники убитых панически боялись Оноприенко, который вещал, что он скоро вернется. Люди просто не приходили на заседания из страха.
В итоге самый кровавый маньяк Украины Анатолий Оноприенко был осужден к смертной казни, но в связи с мораторием казнь была заменена на пожизненное. В тюрьме маньяка никто не навещал. Он сидел в одиночке — другие осужденные отказывались находиться рядом с ним. За семь лет он ни разу не нарушил режим, читал книги, ходил на молитву, постоянно заводил споры о религии со священником. Работать Анатолий Юрьевич Оноприенко категорически отказался.
Маньяк Оноприенко умер в тюрьме в 2013 году в возрасте 54 лет от сердечного приступа. По крайней мере, таков был диагноз врачей. По официальным заявлениям правоохранителей, это был у Оноприенко уже не первый сердечный приступ. Несколько раз его откачали. Но в последний раз оказать помощь вовремя не успели. Или не захотели.