Безумцы на троне
Содержание
На монархе всегда лежит колоссальная ответственность за страну и народ, которыми он правит. И когда благополучие тысяч подданных зависит от решений одного-единственного человека, без проблем не обойтись. Однако если глупый или жестокий правитель — это проблема, то сумасшедший — настоящая катастрофа. Некоторым странам пришлось проверить это на практике.
Странные или откровенно глупые поступки правителей нередко объясняют безумием или проклятием. Однако на самом деле довольно часто речь идёт просто об особенностях характера. Тем не менее были в истории и такие монархи, которым диагноз «психическое заболевание» ставился вполне официально, в соответствии с представлениями медицины своего времени. Мы расскажем о пяти наиболее одиозных европейских королях и королевах, которых постигла такая судьба.
Карлу VI
Карлу VI выпало править Францией в тяжёлые времена — полным ходом шла Столетняя война с Англией. Причём ситуация уже не первое десятилетие складывалась вовсе не в пользу континентальной державы. Впрочем, на престол Карл вступил в возрасте 12 лет и долгое время не принимал никаких самостоятельных решений — реальная власть принадлежала регентам.
Он вырос очень сильным и статным юношей и отличался удивительно добродушным характером. Многие ожидали, что когда он примется править самостоятельно, то во Франции наступит настоящий «золотой век». Но все получилось ровно наоборот.
Со временем душевное здоровье короля принялось неуклонно ухудшаться. Теперь Карл нервно реагировал на любой слишком громкий или резкий звук, а также, как писали современники, совершал «движения и жесты, несовместимые с его королевским достоинством».
Первый серьёзный приступ безумия у Карла VI случился в 1392 году, во время похода на Бретань. Монарх, неожиданно заподозрив сопровождавших его рыцарей в предательстве, выхватил меч, убил и ранил несколько человек, после чего устроил настоящую охоту за собственным братом, который пытался скрыться от него в лесу. После того как его обезвредили, повалив на землю, Карл впал в тяжёлое забытье на два дня. Придя в себя, он очень сокрушался о произошедшем и назначил семьям убитых большие пенсии.
В следующем году произошёл случай, окончательно лишивший короля рассудка, — так называемый «Бал объятых пламенем». Король со своими друзьями, неудачно выбравшие костюмы, загорелись от факела прямо посреди бальной залы. Жизнь Карла удалось спасти, но он больше не узнавал близких и постоянно забывал, кем является сам. Следующие 30 лет он жил под постоянным присмотром, периодически нападая на ухаживавших за ним слуг и на собственную жену Изабеллу Баварскую.
Власть перешла в руки дядьев короля. Поначалу это даже пошло стране на пользу — с Англией был подписан временный мир, и Франция, избавленная от внешней угрозы, принялась уверенно укреплять свой авторитет в Европе. Но после 1404 года правление регентов привело к началу жестокой гражданской войны между партиями бургиньонов и арманьяков. Это подготовило почву для нового вторжения англичан в 1415 году. В результате Франция фактически лишилась независимости, и значительная её часть попала под английское управление. Положить этому конец в будущем смогла лишь Жанна д’Арк.
Хуана I Безумная
Хуану I, дочь короля Арагона Фердинанда II, в буквальном смысле слова свела с ума любовь к мужу — Филиппу I Красивому. Замуж за него она вышла, когда он был ещё не королём, а герцогом Бургундии. И буквально души в нём не чаяла с первых же дней. Эта страсть находила выражение в совершенно безумной ревности, которая изрядно отравляла жизнь как самому Филиппу, так и всему его окружению. Любой женщине было опасно появляться в непосредственной близости от герцога.
В 1504 году супруги были коронованы как правители Кастилии. Объединённая Испания только-только начинала существовать, и внутренних противоречий в ней было предостаточно. Между Фердинандом и Филиппом возник конфликт из-за власти, который завершился смертью молодого короля. Согласно официальной версии, он умер из-за болезни. Но тут же поползли слухи, что на самом деле его попросту отравили по приказу Фердинанда Арагонского.
Это событие повергло Хуану в шок. Она ни за что не желала расстаться с любимым мужем и долгое время ездила по всей стране с забальзамированным телом, не давая его похоронить. При этом она продолжала отгонять от гроба любых женщин, ревнуя покойника. Королевство тем временем погружалось в хаос. В конце концов, правление взял в свои руки Фердинанд. А Хуану, за которой прочно закрепилось прозвище Хуана I Безумная, отправили в замок Тордесильяс. Там она и прожила остаток своих дней, постепенно теряя человеческий облик. Питалась она исключительно сыром и хлебом, причём делала это строго в полном одиночестве.
Современные медики полагают, что Хуана Безумная страдала от обычной шизофрении, которая «обострилась на фоне болезненной привязанности к мужу. Причём, судя по всему, это заболевание было наследственным. Странностями отличался и старший сын Хуаны, в 1530 году провозглашённый императором Священной Римской империи под именем Карла V. Он часто слышал голос матери, звавшей его к себе. В итоге, на склоне лет Карл V разочаровался во всём, впал в меланхолию и отошёл от дел, оставив Испанию своему сыну Филиппу II.
Этот правитель прославился, главным образом, благодаря своей религиозной фанатичности и беспримерной жестокости. При нем Испания потеряла не выдержавшие чудовищного гнёта Нидерланды и проиграла войну с Англией, погубив свой великий флот. Семена, посеянные Хуаной Безумной, дали дурные всходы — Испания миновала зенит своего могущества и стала все быстрее и быстрее клониться к закату.
Эрик XIV
Вступив на престол в 1560 году, король Эрик XIV из династии Васа принялся активно расширять границы, завоёвывая Эстляндию. Это привело к конфликту с родственниками — его родной брат Юхан был герцогом Финляндии, а кузен Фредерик — королём Дании. С Данией Эрик XIV начал войну, а Юхана обвинил в измене и заточил в замок.
Со временем все знатные рода Швеции почувствовали на себе тяжёлый нрав короля. С мнением знати он практически не считался, принимая все важные решения самостоятельно. Для Швеции такое было дико и непривычно — риксдаг всегда оказывал существенное влияние на политику. Но все попытки возразить монарху вызывали лишь вспышки гнева. Вскоре стало понятно, что дело не в простой вспыльчивости, а в прогрессирующей шизофрении.
Самым вопиющим случаем стала расправа, которую Эрик XIV учинил над семьёй Стуре в мае 1567 года. Заподозрив главу семейства — Сванте Стуре — в измене, он заключил его вместе с сыном Нильсом и некоторыми приближёнными в Уппсальском замке. Вскоре король навестил Сванте Стуре в его камере и объявил, что дарует ему прощение. После чего покинул Уппсалу. Но в тот же день вернулся в совершенно другом настроении, лично спустился в камеру к Нильсу Стуре и убил его кинжалом. Потом приказал страже добить остальных и пустился прочь от замка.
На дороге ему встретился его старый учитель Дионисий Бурреус, который попытался успокоить Эрика. Но тот приказал убить старика на месте. Стражники не осмелились ослушаться и выполнили приказ. Тогда король Швеции Эрик XIV в полном одиночестве бросился в ближайший лес. Его нашли там лишь спустя несколько дней, одетого как крестьянин и совершенно не воспринимавшего окружающую реальность.
После этого Эрик XIV просидел на троне ещё год. В конце концов, шведская знать организовала настоящий заговор и свергла безумца, короновав вместо него освобождённого из тюрьмы Юхана. Королю Юхану III пришлось разбираться с целым букетом последствий правления Эрика — Швеция находилась , в состоянии войны с Данией, Польшей и Любеком, а ещё назревала война с сильной Россией.
Что касается Эрика XIV, то он провёл восемь лет в заточении, постоянно тоскуя по власти и даже пытаясь организовать заговор с участием Ивана Грозного, чтобы вернуть себе престол. В феврале 1577 года он умер в замке Эрбюхус. Большинство историков сходятся на том, что его отравили по приказу Юхана.
Георг III
Георг III занимал британский престол очень долго — почти 60 лет, с октября 1760-го по январь 1820-го. И большую часть этого времени проявлял себя как очень сильный, хотя и чрезмерно жёсткий политик. Англичанам время его правления запомнилось безжалостным подавлением оппозиции (партии вигов) в парламенте и «закручиванием гаек» по отношению к колониям. Последнее, кстати, закончилось неудачной для Великобритании войной и возникновением США.
Непрерывная и бескомпромиссная борьба с политическими противниками (реальными и мнимыми) привела к тому, что в 1788 году король Георг III впервые впал в кратковременное безумие. Хотя, как считают многие медики, более серьёзной причиной для этого было наследственное заболевание порфирия — нарушение обмена пигментов, вызывающее нервно-психические расстройства. В состоянии аффекта король впадал в ярость, бросался на окружающих и как-то даже чуть не разбил о стену голову собственному сыну.
Первые приступы быстро проходили, но чем дальше, тем сильнее Георг III утрачивал связь с реальностью. Однажды во время прогулки по парку он церемонно раскланялся с одним из деревьев, так как принял его за короля Пруссии Фридриха II Великого. Порой он принимался громко выкрикивать бессвязные слова и чудовищные проклятия, так что его приходилось связывать и затыкать рот кляпом. А однажды пытался изнасиловать своего слугу.
Сразу два серьёзных приступа случились в начале XIX века, когда Англия вступила в противостояние с Наполеоном Бонапартом. Находясь в здравом рассудке, Георг III проявил достаточно силы воли, чтобы убедить парламент в необходимости вступить в антинаполеоновскую коалицию, но вот на то, чтобы руководить этим процессом, сил у него уже не хватило.
В результате, пока вся Европа воевала с молодым и дерзким корсиканским выскочкой, король Великобритании Георг III праздновал день рождения… собственной подушки, которую именовал не иначе как «принц Цезарь». Болезнь прогрессировала, и к 1811 году Георг III почти полностью потерял слух и зрение. Вместо него стал править регент — принц Уэльский, будущий король Георг IV. Безумный монарх умер в 1820 году, но последние годы уже совершенно не воспринимал окружающую действительность. Он ничего не узнал ни о крахе Наполеона, ни о том, что на два года пережил жену — королеву Шарлотту.
Людвиг II
С самых ранних лет баварский кронпринц Людвиг интересовался прошлым больше, чем настоящим. Его детство прошло в замке Хоэншвангау, построенном в средневековом стиле, и события средневековых легенд всегда были ему ближе вопросов актуальной политики. В 1864 году 18-летний Людвиг занял баварский престол. Но его по-прежнему куда больше занимали сюжеты опер Рихарда Вагнера (которому он оказывал всяческое покровительство), нежели проблемы государства. В 1866 году он удалился из столицы, и с тех пор все его участие в управлении Баварией сводилось к посланиям в адрес министров.
Одним из главных увлечений короля Людвига II стало строительство по всей Баварии замков в средневековом стиле. На них он выделял огромные деньги из государственного бюджета и в них проводил все своё время. Жемчужиной этой своеобразной «коллекции» должен был стать Нойшванштайн, который начали возводить в 1869 году. Этот архитектурный шедевр, вдохновлённый операми Вагнера, оформлен в стиле легенд о Лоэнгрине, Парсифале и короле Артуре. С 1884 года Нойшванштайн стал основной резиденцией Людвига II. А в наше время является главной достопримечательностью Баварии.
Тем временем баварская знать была уже не готова терпеть далее эксцентричное поведение короля. Огромные средства, которые Людвиг тратил на свои замки, наносили серьёзный урон экономике. А его равнодушное отношение к политике приводило к тому, что Бавария теряла позиции среди немецких государств, безнадёжно уступая более активным Пруссии и Австрии.
По инициативе дворянства был созван специальный консилиум врачей, который, в отсутствие своего коронованного пациента, поставил ему суровый диагноз — «неизлечимо душевнобольной». Оснований для такого вывода было три: строительство замков, неучастие в жизни страны и гомосексуальность.
Споры о том, был ли Людвиг II болен на самом деле, шли тогда и продолжаются по сей день. Например, его двоюродная сестра императрица Елизавета отмечала: «Король не был сумасшедшим, он был просто эксцентричный, живущий в мире грёз». Тем не менее 12 июня 1886 года Людвиг II был арестован специальной комиссией, которая отвезла его в замок Берг. На следующий день он утонул в Штарнбергском озере, катаясь на лодке. По всеобщему мнению, несчастным случаем это не было.