Игорь Кесаев
Контент только для 18+ Сайт MZK1.RU не пропагандирует преступный образ жизни и не побуждает к совершению преступлений. Мы освещаем происходящие и происходившие события так, как это было на самом деле. Каждый преступник должен нести наказание, согласно УК РФ.


Прыжок с нуля в миллиардеры Игоря Кесаева

  • Другая История
  • Игорь Кесаев

    Игорь Кесаев

    Все же обучение в брендовом высшем учебном заведении много что значит. Преподавательский состав, история и традиции бесспорно влияют на качество образования и дальнейшую судьбу выпускников. Московское МГИМО может гордиться Игорем Кесаевым, вышедшим из его стен в 1988 году. Сегодня бизнесмен занимает 35 место среди двухсот богатейших людей в России по версии журнала Forbes. Самое основное, чему его научили на студенческой скамье, оказалось умение договариваться ─ самое важное качество любого дипломата.

    Кесаев прекрасно усвоил уроки и заработал $2,4 млрд. за его спиной не было супербогатых и влиятельных родственников. Всего он добился сам. Инструментом для сколачивания огромного капитала стала группа компаний «Меркурий». Все началось еще в 1991 году, когда предприимчивый выпускник МГИМО создал одноименный торговый дом. В качестве трамплина для успеха он выбрал торговлю табаком. В начале 90-х основных игроков на рынке сигарет, осуществлявших оптовые закупки у зарубежных фирм-поставщиков, было два — как ни странно, Русская православная церковь и общественная организация, объединившая ветеранов спецслужб. Такое право им даровал первый президент России Ельцин.

    Суперприбыльная коммерция закончилась  глобальным «табачным скандалом». Под видом табачных изделий православные бизнесмены и бывшие спецагенты начали в огромном масштабе завозить в страну ширпотреб, автомобили и еще невесть что, естественно, не платя таможенных пошлин. Лафа быстро закончилась. Государство очнулось, почувствовав себя обманутым. В наступившем безвременье компания Игоря Кесаева смогла оперативно договориться с зарубежными поставщиками и взять под свое крыло существовавшие сети мелких дистрибьюторов по России.

    К 2011 году до 75% реализации табака приходилось на долю «Меркурия». В его структуре чуть раньше была создана «заточенная» под табачный бизнес компания «Мегаполис», принесшая львиную часть прибыли Кесаеву. «Мегаполис» заключил долгосрочные контракты с мировыми сигаретными брендами Philip Morris, JTI, Imperial Tobacco. Игорь Кесаев проявил себя подлинным дипломатом, сумев полюбовно договориться и, ни коим образом не обидеть бывших монополистов на российском рынке, у которых он перехватил инициативу. Речь идет о ветеранах спецлужб.

    Фонд Монолит

    В 2003 году им был создан некоммерческий благотворительный фонд «Монолит», в уставе которого декларировались благородные цели ─ поддержка в удовлетворении потребностей сотрудников ФСБ, как действующих, так и отставных. Благородная инициатива была продолжена еще одной схожей по целям организацией «Национальным некоммерческим фондом поддержки сотрудников органов ФСБ». Потребности оказались самыми разнообразными и, как выяснилось чуть позже, постоянно растущими.

    Первым документом, рожденным в недрах «Монолита», стало соглашение с ФСБ о предоставлении финансовой помощи. Бумага получила развитие в практической сфере частыми покупками квартир в различных городах России для сотрудников спецслужбы. Имена их владельцев не разглашались. Высшие офицеры ФСБ, вышедшие в отставку, активно пополняли кадровые ряды фонда да и самой группы компаний «Меркурий».

    Ежегодные отчисления в фонд стали обязанностью для всех структурных подразделений группы компаний, причем она соблюдалось неукоснительно, без исключений и послаблений. В 2006 году ОАО «Завод имени Дегтярева» сработал себе в убыток. Акционеры приняли вполне логичное решение не выплачивать себе дивидендов. Их просто не было, но несколько сотен миллионов в сторону фонда все же ушли. Аналогичные события произошли на ОАО «Совинтеравтосервис» двумя годами позже. Подобная форма сотрудничества больше напоминает «крышу» ─ предоставление защиты от возможного рейдерства. Ведь торговля табаком очень прибыльное дело.

    Группа Меркурий

    Группа «Меркурий» под руководством Игоря Кесаева со временем превратился в огромный  диверсифицированный бизнес. Сегодня, помимо табака, структуры миллиардера успешно занимаются девелопментом, ритейлом, производством оружия и промышленного оборудования для «Газпрома». В Красноярском крае Кесаеву принадлежит Горевский горно-обогатительный комбинат ─ крупнейший в России поставщик концентрата свинцовых и цинковых руд. На другом конце России в Сочи «Меркурий» владеет санаторием имени Фрунзе, в совете директоров которого восседает Виктор Патрушев. Его родной брат возглавлял ФСБ с 1999 по 2008 год.

    В 2007 году Кесаев приобрел за $600 млн розничную торговую сеть «Дикси». Примерно в это же время строительное подразделение «Меркурия» с привлечением предпринимателя Шалвы Чигиринского начало возведение в Москве нескольких небоскребов. Одно из самых прибыльных направлений в группе компаний связано с производством оружия. Бывший студент-международник пришел в эту деликатную сферу целенаправленно. Сразу по выпуску из МГИМО он начал подрабатывать в страховом обществе «Абсолют-Москва». Там Кесаев зарекомендовал себя с хорошей стороны и вскоре стал генеральным директором страхового общества «Юпитер». Страховой бизнес в конце 80-х начале 90-х пребывал в стадии формирования, но уже тогда начали страховать от возможных рисков некоторые коммерческие сделки. В числе клиентов «Юпитера» оказался «Мосэксимбанк», через который проходили финансовые потоки от заключаемых контрактов между производителями, поставщиками и потребителями вооружения, включая иностранных заказчиков.

    Шалва Чигиринский

    Шалва Чигиринский

    Кесаев с головой окунулся в хитросплетения коммерческих взаимоотношений между «оборонкой» и банками. Со временем он станет председателем совета директоров «Мосэксимбанка».  Опять же вокруг торговли оружием всегда крутилось много людей, вышедших из недр спецслужб или военной среды. В декабре 1999 года «Мосэксимбанк» неожиданно объявил себя банкротом, но к  тому времени Игорь Кесаев вполне уверенно и самостоятельно чувствовал себя на рынке вооружений. Группа компаний «Меркурий» стала собственником ОАО «Завод имени Дегтярева», производящего переносные зенитно-ракетные и противотанковые комплексы, а также стрелковое оружие, и еще одного предприятия ВПК ─ Ковровский механический завод (КМЗ).

    Соединив мощности двух заводов, Кесаев выбрал для КМЗ новую специализацию. Теперь в Коврове освоили производство газовых центрифуг, необходимых для получения обогащенного урана. Заказчиком оборудования стал Росатом. Все оборонные заказы взял на себя «Завод имени Дегтярева». Не мог Игорь Кесаев пройти мимо другого выгодного бизнеса ─ торговли нефтью. Вместе со своим рисковым партнером Шалвой Чигиринским он через компанию Orton Oil приобрел 47% акций британской Sibir Energy. В 2009 году Кесаев выгодно перепродал свою долю «Газпромнефти».

    Завод Кин

    После нефти Кесаев серьезно занялся другой жидкой субстанцией ─ коньяком. Генпрокуратура тщательно проверяла события, произошедшие вокруг Московского вино-коньячного завода «КиН». Помимо Кесаева основными действующими лицами при переходе коньячного производителя в его руки стали бывший мэр столицы Юрий Лужков и экс-банкир, сбежавший в Великобританию, Андрей Бородин. В капитал «КиН» входила часть акций, собственником которой было столичное правительство. Банк Москвы Андрея Бородина приобретение дополнительной доли актива считал весьма выгодным для города.

    Мнение Кесаева не совпадало. Он решил завладеть выгодным активом. Ему оставалось только устранить прежнего собственника и старое руководство завода. Против председателя совета директоров «КиН» Армена Еганяна было возбуждено дело о мошенничестве. «Крыши» из бывших сотрудников силовых структур у него явно не было, а соплеменники-армяне оказались бессильны противостоять сильному давлению. В итоге производством национального армянского напитка стал заниматься выходец из Северной Осетии Игорь Кесаев, а Лужков и Бородин остались с носом. Для проведения операции был очень удачно выбран момент. Бессменный московский мэр стремительно терял влияние, а на банк Бородина начал зариться ВТБ. На обычном языке «КиН» и его прежние хозяева стали жертвами рейдерского захвата.

    Со своей малой родиной, несмотря на то, что он сразу после окончания школы перебрался в столицу, Кесаев связей не терял. Его ближайший помощник вице-президент «Меркурия» Сергей Хетагуров хорошо известен во Владикавказе. Одно время он возглавлял Совет Министров Алании и даже пытался стать ее президентом, но проиграл на выборах. Из Владикавказа родом и супруга миллиардера Стелла, больше известная не по фамилии Кесаева, а по творческому псевдониму Кей. То, чем она профессионально занимается можно увидеть в столичной галерее Stella Art Gallery.

    Игорь и Стелла Кесаевы

    Игорь и Стелла Кесаевы

    Повседневная жизнь семьи миллиардера довольно стандартна для фигур его величины в России. Кесаев привычно сторониться любой публичности. Перемещения хозяина «Меркурия» по Москве хорошо узнаваемы по раритетному Rolls-Royce Phantom.  Совпадение вкусов роднит его с бывшим первым заместителем московского мэра Владимиром Ресиным. Всегда неотступно за люксовым автомобилем миллиардера следует джип с охраной.


    Прокомментировать


    
    

    Архивы


    Информационный портал www.mzk1.ru