Переполненность СИЗО
Последнее десятилетие федеральные власти ФСИН борятся с переполненностью камер СИЗО. И надо сказать, в определенный момент даже добились на этом поприще успеха. Однако в последние два года проблема вновь стала актуальной, вернув все наработки на начальный уровень. Что же произошло, что камеры СИЗО снова не могут вместить в себя необходимое количество заключенных?
Во-первых, в России в последние два года, впервые с лихих 90-х стал расти уровень преступности. Соответственно, следственно-арестованных (так официально называются люди, которые дожидаются суда над собой в следственных изоляторах) значительно прибавилось. Во-вторых, как ни старались на законодательном уровне внедрить различные системы изолированного содержания подследственного, суды по-прежнему предпочитают отправлять людей на нары.
Хотя, напомним, формально они являются невиновными, действует презумпция невиновности. Так, в 2015 году российские суды определили на домашний арест всего 3,5% следственно-арестованных или же 4,7 тысячи человек в абсолютных цифрах! Понятно, что это капля в море. Почему же суды столь ориентированы на то, чтобы «закрыть» арестанта в СИЗО? Трудно сказать. Возможно, многолетняя привычка.
Да, теперь вспоминаются 1990-е. Особенно страдали люди в питерских «Крестах». При лимите в 3,5 тысячи заключенных там несколько лет находилось от 11 до 14 тысяч следственно-арестованных! Невыносимо было летом. «Мужской» запах в камерах стоял такой, что можно было в прямом смысле задохнуться насмерть. Пока ситуация, конечно, от этой еще далека.
Глава Комитета по предотвращению пыток и член президентского Совета по правам человека Игорь Каляпин говорит: — Пару лет назад в изоляторах, где я бываю, были свободные места, а сейчас там появились вторые и третьи ярусы коек, заключенные начинают спать в две смены. Мы возвращаемся к ситуации, которая была в изоляторах в 1990-е годы. Понятно, что увеличение числа арестантов влечет за собой нарушение санитарных норм и возникновение конфликтов между заключенными, которые закономерно начинают создавать преступные группировки уже внутри СИЗО.
Правозащитница Анна Карепникова поведала шокирующие фаты: — Мы посетили психиатрическую больницу «Бутырки», куда привозят людей, причинивших себе серьезные увечья.
И я там впервые за шесть лет увидела людей, которые пытались покончить с собой просто потому, что им в камере негде было спать. Раньше люди вскрывали себе вены из-за вымогательств, конфликтов, болезни, мук совести — но тут из-за нехватки сна!
Между тем на помощь заключенным неожиданно пытается прийти само тюремное ведомство. ФСИН недавно направила в Министерство юстиции поправки к закону «О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений», призванные помочь решить проблему переполненности спецучреждений. Проект документа предусматривает обязать суд при выборе меры пресечения учитывать наличие свободных мест в изоляторах. Для этого администрации СИЗО обязаны будут регулярно информировать суды о возможности размещения подозреваемых и обвиняемых в камерах с соблюдением санитарной площади».