Народная дружина
Те, кто жил в СССР, хорошо помнят, что такое добровольная народная дружина, или сокращено ДНД. Народные дружинники были мощным заслоном на пути криминального беспредела, особенно уличной преступности. Кому-то это покажется странным, но первые общественные помощники по борьбе с преступностью появились в советской деревне.
Объяснялось это сугубо практическими причинами. До Великой Отечественной войны большинство населения Советского Союза проживало в сельской местности. Поддерживать общественный порядок в сельской глубинке было делом непростым. Особенно при тогдашнем бездорожье, плохом транспорте и полном отсутствии средств связи.
Естественно, сотрудники милиции, находившиеся в районном центре, не всегда оперативно могли прибыть на место происшествия, быстро задержать преступников или хулиганов.
Поэтому в 1927 году появипась «Инструкция о порядке назначения и деятельности сельских исполнителей», которая определяла права и обязанности помощников милиции в сельской местности.
На сельских исполнителей были возложены весьма серьезные функции. Они оказывали всестороннюю помощь милиции в поддержании общественного порядка и борьбе с преступностью. При обнаружении преступления исполнители осуществляли охрану места происшествия до прибытия сотрудников милиции, могли самостоятельно арестовывать подозреваемых лиц и сопровождать задержанных до ближайшего органа милиции. В их обязанности входило также сообщать органам о появлении в деревне уголовных элементов, подозрительных лиц, хранении и сбыте самогона.
Также сельские исполнители поддерживали общественный порядок на ярмарках и базарах, при проведении сельских сходов. Они наблюдали за чистотой и санитарным состоянием деревни, исправностью дорог, а при случае могли наложить на нарушителей штраф. Имели добровольные помощники и оружие. Как правило, это были охотничьи ружья или наганы, которые выдавались в районе местными властями.
Понятно, что в ряды сельских исполнителей принимались только лица, преданные советской власти: беднота, комсомольцы, ветераны Гражданской войны. В некоторых случаях это
приводило к тому, что сельские исполнители начинали «прессовать» классово чуждых им кулаков, преследуя их по административной, а порой и уголовной линии. Сельские исполнители принимали участие в раскрытии громких уголовных преступлений. Так, существенную роль в раскрытии убийства пионера Павлика Морозова сыграл Иван Потупчик, добровольный помощник милиции в деревне Герасимовка. Именно он нашел в лесу тела убитых детей и первым выдвинул версию о причастности к этому делу родственников Павлика.
Осодмил и Бригадмил
Работа сельских помощников оказалась настолько эффективной, что ячейки содействия милиции решили создать и в больших промышленных городах СССР. 25 мая 1930 года было принято постановление СНК РСФСР «об обществах содействия органам милиции и уголовного розыска», сокращенно «Осодмил».
Первоначально «Осодмил» находился в подчинении местных Советов, а это не совсем устраивало милицейских начальников. Поэтому 26 апреля 1932 года СНК РСФСР принял постановление «О реорганизации обществ содействия органам милиции и уголовного розыска», в соответствии с которым «Осодмил» был преобразован в«Бригадмил» — бригады содействия милиции, которые создавались непосредственно при территориальных органах милиции. На начало 1941 года в рядах «Бригадмила» насчитывалось 400 тысяч добровольных помощников.
Во время Великой Отечественной войны личный состав «Бригадмила» использовался для комплектования пожарных дружин, отрядов МПВО, истребительных батальонов, частей народного ополчения. Формально «Бригадмил» существовал и после окончания Великой Отечественной войны, но прежней популярностью у населения уже не пользовался.
Новый этап участия широких народных масс в охране правопорядка произошел уже во времена Никиты Хрущева. Хорошо почистив и подсократив сталинско-бериевское МВД, причастное к массовым репрессиям, Никита Сергеевич решил вручить народу и реальные полномочия по борьбе с преступностью. В принципе, идея эта была верная, и первоначально она встретила полную поддержку в массах. Простым гражданам уже здорово надоела различная блатота и гопота, которая почувствовала себя вольготно во времена
хрущевской «оттепели».
Первые добровольные народные дружины в инициативном порядке были созданы на крупных промышленных предприятиях Ленинграда. Самая первая возникла на Кировском заводе, затем на заводе «Русский дизель», Невском машиностроительном заводе имени В.И.Ленина. В 1958 году в Ленинграде насчитывалось 179 народных дружин общей численностью 18 тысяч человек. Позже такие дружины были созданы в Москве и других крупных промышленных городах СССР.
Добровольная народная дружина
2 марта 1959 года ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление «об участии трудящихся в охране общественного порядка в стране». Это постановление стало основным правовым документом, определившим задачи, полномочия и формы организации ДНД.
Внешними знаками отличия народных дружинников стали красные нарукавные повязки и нагрудные значки, которые выдавались вместе с удостоверением члена добровольной народной дружины. Простые рабочие, инженеры, врачи и учителя, отработав рабочий день, надевали красные повязки и выходили на улицу. При этом народные дружинники не получали материального вознаграждения, в лучшем случае за каждое дежурство прибавлялся один день к очередному отпуску.
Народные дружинники имели достаточно широкие полномочия. Например, они могли, применив физическую силу, задержать правонарушителя и доставить его в отделение милиции. Несколько крепких мужчин без проблем справлялись с мелкими правонарушителями — хулиганами, пьяницами, нарушителями тишины и так далее. Женщины-дружинницы в основном действовали увещеваниями и взывали к совести правонарушителя. Практиковалось совместное патрулирование: два-три дружинника под руководством милиционера.
Иногда члены ДНД встречали ожесточенное сопротивление со стороны вооруженных преступников. Так, 8 ноябре 1962 года в Витебске народные дружинники Рыбкин и Лимов задержали троих дебоширов, которые хулиганили в городской столовой. Когда Лимов направился вызывать милицию, хулиганы напали на Рыбкина. В ходе рукопашной схватки один из них выхватил нож и пять раз ударил дружинника. Но далеко уйти преступникам не удалось — их задержали другие граждане, которые находились в столовой. Тяжелораненый дружинник Рыбкин выжил. За мужество при задержании преступников он был награжден орденом Красной Звезды.
В октябре 1963 года в Костроме дружинник Ерохов, работавший слесарем на текстильной фабрике, вступил в схватку с вооруженным преступником, был смертельно ранен, но сумел удержать нападавшего до прибытия милиции. Впоследствии его именем была названа одна из улиц города.
Однако уже с начала 1970-х годов в деятельности народных дружин стал наблюдаться серьезный кризис. Связано это было с общей обстановкой в стране, которая все глубже погружалась в застой. Народ инстинктивно чувствовал, что представителям власти на него наплевать, партийные лидеры потеряли рычаги управления, а страна идет вразнос. Одновременно с этим в органах советской милиции стали отчетливо проявляться признаки коррупции и разложения. Сотрудники милиции все чаще стали нарушать социалистическую законность, морально разлагались, грубо вели себя с рядовыми гражданами, перестали эффективно бороться с преступностью.
В таких условиях деятельность народных дружин постепенно превратилась в пустую формальность. Бороться с криминалом не вместе, а вместо правоохранительных органов народ не хотел и не мог. Хотя на бумаге все было расчудесно. По официальным отчетам, в 1985 году в СССР насчитывалось 282 тысячи народных дружин, 50 тысяч пунктов охраны общественного порядка и 13 миллионов народных дружинников! Ежедневно на дежурство выходили 400 тысяч дружинников! Увы‚ все это были дутые цифры.
Преступность в Советском Союзе росла как на дрожжах, во многих советских городах граждане боялись выйти на улицу после девяти часов вечера, опасаясь бандитов и хулиганов. Криминальный беспредел стал визитной карточкой последних лет существования Советского Союза и фактически привел к развалу государства. Впрочем, криминальные новости никогда не упоминали об этом.