Кровная месть в Албании
Содержание
В постсоветской Албании царят средневековые обычаи и нравы, кровная месть стала нормой жизни. Избавившись от правившего страной 40 лет диктатора Энвера Ходжи, Албания резко перешла из тоталитарного коммунистического режима в современный капитализм, приправив его изрядной долей средневековой жути.
Нынешняя Албания — страна резких контрастов, где уживаются все современные блага цивилизации и реанимированный древний обычай кровной мести, прописанный несколько веков назад в так называемом Каноне чести. И это учитывая то, что Албания — член НАТО и кандидат в члены Евросоюза.
«В суровых добродетелях воспитан, албанец твердо свой закон блюдет», — эти строки Джорджа Байрона из поэмы «Паломничество Чайльд-Гарольда», написанные в XIX веке, актуальны и по сей день. В XXI веке Албания живет по своду законов — Канону (или Кануну), составленному князем Пекой Дукаджини в XV веке, игнорируя свои нынешние государственные законы.
По мнению историков, Канон выжил потому, что представляет форму оппозиции к любому государственному закону, хотя изначально был направлен на сохранение маленького народа.
Законы мести
Основа Канона проста: честь, равенство, клятва. Честь может быть восстановлена только с помощью кровной мести. Деньгами тут не откупиться, принявшего денежную компенсацию выгонят из клана. Нанять убийцу тоже нельзя — настоящий мужчина должен все сделать сам. В праве на восстановление чести равны и богач, и бедняк. Нарушение клятвы (бесы) ведет к кровной мести, а потому клятва нерушима.
Канон, содержащий 1262 статьи, полностью регламентирует всю жизнь народа. Интересно отношение к женщине — она бесправна. Ее можно бить, и она не имеет права жаловаться. На нее даже кровная месть не распространяется, так как за убийство женой мужа будет платить кровью клан жены. Во времена правления последнего сталиниста Европы, диктатора Ходжи, наказанием за убийство по мотивам кровной мести была смертная казнь. После его свержения албанцы словно с катушек слетели, вспомнив обиды столетней давности, и
началось настоящее кровопролитие. И это с учетом того, что почти треть албанцев — христиане (католики и православные), средневековый Канон распространяется и на них и сегодня определяет жизнь всего общества.
Причины мести
Планы кровной мести в Албании вынашиваются годами и передаются буквально по наследству. Особенно закон вендетты силен в северных горных районах страны. Порой доходит до абсурда. Так, в приграничной деревне Блеран был случай, когда вендетта началась из-за того, что некий Герг Капаклиа всего лишь случайно толкнул представителя семьи Гека. Месть настигла его спустя 13 лет‚ когда он вернулся из Греции, где все эти годы скрывался от кровников после падения режима Ходжи. Мужчину расстреляли прямо на улице. Расстреляли и его младшего брата, который бросил камень в убийц.
В ответ семья Капаклиа объявила вендетту семье Гека — один из братьев убитого из мести убил представителя семьи Гека, при этом погиб полицейский, который пытался предотвратить преступление. В итоге семья Капаклиа нажила еще одного смертного врага — семью случайно убитого полицейского. И так может продолжаться до бесконечности.
Сегодня поводов для кровной мести прибавилось — смерть в ДТП, неудачная операция и так далее и тому подобное. Власти и полиция фактически бессильны, потому что опасаются, что, вступившись, сами могут пополнить ряды потенциальных покойников. Все чаще кровная месть оборачивается банальным шантажом и вымоганием денег у кровника, в то время как после выплаты компенсации он все равно может быть убит.
Дяксуры — очередные кандидаты в покойники — годами живут, как в тюрьме, в собственных домах, опасаясь выглянуть на улицу. Албанцы словно вернулись в Средневековье. В свое время их предки, спасаясь от кровной мести, уходили в горы и жили в пещерах. Только женщины и дети (закон кровной мести распространялся на мужчин от 16 лет и старше) были в относительной безопасности и были вынуждены делать всю мужскую работу, становясь главами семейств.
Интересный момент — закон кровной мести временно терял силу после захода солнца, во время празднования свадьбы или во время жатвы, и полностью прекращал свое действие, когда в страну вторгался враг. Война временно мирила всех кровников, а после войны все начиналось сначала.
В ожидании мести
Но вернемся в современную Албанию. В первой группе риска сегодня дети. На севере Албании, в поселке под городом Шкодер, много лет в добровольном заключении живет большая семья. Продукты и воду им приносят друзья. Дети здесь с материнским молоком впитали страшную истину: за порогом дома их ждет смерть! Они с пеленок приучены жить в гробовой тишине, неслышно передвигаться по дому.
Семью обеспечивает женщина, муж которой тоже безвылазно сидит дома, спасая свою жизнь. Только в Шкодере и близлежащих населенных пунктах от вендетты взрослых чуть ли не с рождения прячутся более сотни детей. Самое страшное, что эти дети с малолетства приучены к мысли о смерти и сами готовы убивать. Своя и чужая жизнь для них не имеет цены.
По оценкам албанских криминологов, сегодня под страхом смерти живут тысячи албанцев самого разного возраста, и количество таких смертников день ото дня только растет. В XXI веке албанцы убивают кровников даже далеко за пределами страны. К слову, огнестрельное оружие в Албании в свободной продаже, каждая семья имеет дома целый арсенал.
Единственная возможность остаться в живых — не выходить из дома. По Канону кровника нельзя убивать у него дома. Аналогичная ситуация сегодня и в Косово, провозгласившем независимость от Сербии, где большинство населения (более 90 процентов) — этнические албанцы.
Тут даже представители власти живут по Канону. В Косово был случай, когда албанец, сотрудник полиции из города Печ, прямо в отделении полиции застрелил задержанного мужчину, доставленного на допрос по делу о нелегальном хранении оружия. Это была кровная месть — полгода назад брат этого мужчины зарезал брата полицейского в ночном клубе. Закон кровной мести действует и среди албанцев, живущих в Метохии.
Бурнеша
На фоне активного истребления мужской части населения по мотивам кровной мести, в Албании на первое место выходят женщины, Когда в семье не остается мужчин, женщины по Канону обязаны вершить кровную месть. Другой момент — только в Албании есть обычай давать клятву девственницы, чтобы вступить в права наследства вместо убитого кровниками
наследника мужского пола и принять главенство в семье.
Бурнеша — женщина-мужчина, явление интересное. Бурнеша дает клятву хранить целомудрие и не выходить замуж, она должна быть верна этой клятве до смерти. Бурнеши одеваются как мужчины, ведут себя как мужчины и имеют разные с мужчинами права. По Канону, бурнеша дает клятву перед 12 старейшинами и только тогда получает все привилегии и права мужчин.
По Канону, кровную месть может остановить глава семьи, заплатив за это собственной жизнью. Но в современной Албании настоящий Канон давно забыт и искажен, а вендетте пока не видно конца. Хотя власти и пытаются периодически положить этому конец, равно как и представители влиятельных кланов. Так, авторитетный бизнесмен Джин Марку, почитаемый в северной Албании как хранитель и наследник традиций кровной мести (именно его предок написал в XV веке Канон), вместе с представителями других кланов пытался
реформировать основной закон страны. Все-таки на дворе XXI век! В качестве альтернативы было предложено убийство только непосредственного виновника.
Но албанцы уже заражены кровавой вакханалией, остановить которую в ближайшее время вряд ли удастся. Парадокс — изначально кровная месть была задумана как способ отучить
албанцев убивать друг друга, и какое-то время это срабатывало. Но сегодня эта статья Канона стала своего рода лицензией на убийство. Кстати местные криминальные новости не освещают события кровной мести, происходящие практически ежедневно на территории Албании.