Дело о свинцовых масках
Находка в бразильской сельской глубинке двух трупов в свинцовых масках заставила все население страны забыть о жизненно важных проблемах и погрузиться в область криминальных тайн, мистики и даже уфологии. Лето 1966 года выдалось в Бразилии жарким в политическом смысле. Режим президента Умберту Кастелу Бранку представлял собой военную диктатуру. По стране прокатились демонстрации протеста, активистов ликвидировали эскадроны смерти. Казалось бы, кого смогут заинтересовать еще два «лишних» покойника? Загадочные трупы нашел субботним вечером 20 августа 1966 года на холме Винтен 18-летний Жоржи да Коста Альвес, искавший унесенного ветром в джунгли воздушного змея.
Полицейские близлежащего города Нитерой отреагировали на сообщение с непонятной флегматичностью, занявшись им только на следующее утро. А дальше события закрутились с ураганной скоростью, и к месту скорбной находки толпами понеслись журналисты ведущих изданий.
Понять подобный ажиотаж нетрудно, если учесть, что на лицах обоих покойников были надеты странные аксессуары — маски, сделанные из листового свинца. Трупы опознали довольно быстро. Это оказались два радиотехника из города Кампус-дус-Гойтаказис — 32х-летний Мануэл Перейра да Крус и 34х-летний Мигел Жозе Виана.
Никаких видимых признаков насильственной смерти на трупах не обнаружили. Тела лежали на подстилке из аккуратно срезанных крупных листьев (причем ни ножа, ни другого острого предмета, которым их срезали, рядом не было). На мужчинах были надеты плащи, под ними — строгие деловые костюмы. Рядом валялась пустая бутылка из-под воды, пакет с двумя полотенцами, платок с инициалами то ли МАЗ, то ли АМЗ и блокнот с вложенной в него запиской, которая интриговала почти так же, как и свинцовые маски на лицах.
Дословный перевод ее выглядит так: «16:30 — быть в условленном месте. 18:30 — проглотить капсулу. После эффекта…» Далее следовала абракадабра, из которой можно было лишь выделить слова «защита металлов… ждать сигнала… маска».
Свинцовые маски
Как выяснилось, маски были изготовлены самими жертвами из листового свинца и, по общему мнению, предназначались для защиты от радиоактивного излучения. Непроясненным остался вопрос с упомянутой в записке капсулой. Производивший вскрытие доктор Астор Перейради Мелу в своем заключении указал, что во внутренних органах не выявлено каких-либо изменений, свидетельствующих об отравлении, поражении радиацией или насильственной смерти.
Такой вывод озадачивал, но скептики подчеркивали, что трупы пролежали в джунглях пять дней, так что для выявления патологий, возможно, следовало привлечь и других врачей, кроме дежурного судебного медика. Выяснилось также, что первым, еще 18 августа, тела обнаружил другой подросток, тоже сообщивший об этом в полицию, но механизм расследования закрутился лишь спустя трое суток, после второго заявления. За ходом расследования теперь следила вся страна, очередной раз убедившаяся в халатном, если не преступном отношении полицейских к своим обязанностям.
Дело в том, что покойники должны были иметь при себе 2,3 миллиона крузейро, что эквивалентно примерно 1 тысяче американских долларов. В Бразилии по тем временам могли убить и за меньшую сумму. Этих денег оперативники у мертвецов не нашли. Теоретически их могли похитить либо нашедшие трупы подростки, либо полицейские, либо убийцы двух радиотехников — если, конечно, речь шла именно об убийстве.
Внимание следствия сосредоточилось на том, что покойники делали в день своей гибели — 17 августа. По словам вдовы Мануэла да Круса и сестры Мигела Видны, утром, захватив деньги, они сообщили, что едут в Сан-Паулу за радиодеталями. В 14:30, прибыв в Нитерой, купили в магазине непромокаемые плащи, а в баре — бутылку минералки. Погода стояла дождливая, и приобретение плащей выглядело вполне уместным. Бармену один из визитеров сказал, что на обратном пути они сдадут бутылку. Другой в этот момент, поглядывая на часы, заметно нервничал.
Местный охранник показал, что примерно между 15:30 и 16:00 из подъехавшего к холму джипа вышли двое мужчин, похожие на погибших, и стали подниматься вверх по склону. Еще двое мужчин остались в машине. Живыми Мануэля и Мигеля никто больше не видел.
НЛО над Винтеном
Тезис о том, что покойные в последнее время едва ли не помешались на уфологии и спиритизме, базировался на показаниях их близких и знакомых. Хотя оба радиотехника в повседневной жизни были людьми практичными, любили свою профессию, следили за техническими новинками, посещали в Сан-Паулу курсы повышения квалификации.
СМИ в то время были заполнены сообщениями об инопланетянах, НЛО, контактах с внеземным разумом. И то, что два радиолюбителя увлеклись уфологией, еще не свидетельствовало об их умопомешательстве. Правда, они вроде бы говорили, что вступили в некое тайное общество, которое ставит своей целью установление контактов то ли с
инопланетянами, то ли с потусторонним миром. В их мастерской нашли книгу по «научному спиритизму» с подчеркнутыми словами «яркое свечение» и «маски».
Инопланетная версия заиграла всеми цветами радуги после того, как некая госпожа Грасинда Барбоза Котинью ди Соза заявила, что вечером 17 августа с тремя детьми проезжала на автомобиле мимо холма Винтен и вместе с 7-летней дочерью видела яйцевидный объект оранжевого цвета, окруженный огненным кольцом и светящийся синими лучами. Журналисты начали копать — и на страницах газет замелькали интервью других очевидцев, наблюдавших странные явления в этом же месте и примерно в это же время. Затем вспомнили, что в 1964 году на холме Крузейру якобы нашли труп некоего телемастера, который тоже верил в возможность установления контактов с внеземным разумом, а рядом с ним валялась свинцовая маска.
Завершающую точку в складывании уфологической версии поставили новые показания родственников. Мануэл за несколько дней до гибели якобы говорил о некоем «окончательном тесте», который должен что-то подтвердить. Мигел же собирался принять участие в какой-то «секретной миссии». В общем, картина складывалась такая. Двое радиотехников отправились на встречу с инопланетянами (вариант — с духами), надев для защиты (от чего?) свинцовые маски и непромокаемые плащи, но что-то (что именно?) пошло не так, и они погибли. Без особых дополнений эта версия до сих пор существует как основная в «деле свинцовых масок», затмевая две другие — криминальную и политическую.
Свинцовые маски и политика
Вообще-то, полицейские изначально склонялись именно к криминальной версии. Мол, некие злоумышленники, узнав об увлечении радиотехников уфологией, пообещали им устроить контакт с внеземным разумом, заманили в глухое место, убедили принять яд, а затем обобрали трупы. Версия является сомнительной в силу двух обстоятельств. Отсутствия следов отравления и чрезмерных сложностей при реализации подобного сценария, «приз» в котором тянул всего лишь на 1 тысячу долларов. Версию же политическую практически не рассматривали, хотя она должна выглядеть наиболее убедительной.
Начнем с того, что покойные явно интересовались политикой, обеспечивая работу антиправительственной пиратской радиостанции. Возможно, они действовали ради заработка, хотя на идейных подпольщиках особо не разживешься. Еще одна интересная деталь: вместе с неким Элсиа Коррейа Гомесом компаньоны занимались некими экспериментами, один из которых закончился взрывом в районе пляжа Атафона. Гомеса следователи допросили и отпустили, после чего он как в воду канул.
Возникает впечатление, что погибшие радиотехники были связаны с так называемыми городскими партизанами, ведущими не только идеологическую, но и вооруженную борьбу с правившим Бразилией режимом. В таком случае они вполне могли стать жертвами эскадронов смерти. Данная версия объясняет и неторопливость местной полиции, которая, закрыв глаза на преступление, могла получить скромную «премию», поживившись деньгами убитых.
Разумеется, и судебно-медицинское заключение в таком случае составили «как надо». Так или иначе, через три года дело закрыли, а свинцовые маски передали в музей бразильской полиции. Правда, если принять политическую версию, один вопрос все же остается неясным: зачем Мануэлу и Мигелу понадобилось изготавливать маски? Зато свое дело они сделали, уведя следствие от заурядной политической расправы в мистические дебри, где оно поныне и пребывает.