Бригада
Содержание
В 2002 году на экраны вышел культовый телесериал «Бригада» про четырех друзей-бандитов из 1990-х. Казалось бы, ну зачем про бандитов? Снимали ведь много уже всякого. Но
«Бригада» действительно стала новым словом в отечественном кино. С одной стороны, это личная история взросления героев, их характеров, проверки их мужской дружбы, когда герои проходят испытания деньгами, недоверием, жаждой лидерства. Для них слово «братва» не просто сленговое, а знаковое. Это четыре мушкетера нового времени — один за всех и все за одного, это четыре танкиста — экипаж боевого шестисотого «Мерседеса».
В общем, их образ подан романтически и несколько идеализированно, за что фильм получал упреки. С другой стороны — это живая энциклопедия российских 1990-х. Это такая рамка, берущая в контур все разрозненные представления о постсоветском криминальном мире. Наверное, больше нет таких экранизаций, охватывающих весь период криминальной революции России и «власти братвы» в ней.
Глазам зрителей предстает рождение нового государства и новой общественной касты в нем. Это не простые уголовники и не коронованные воры в законе. Это настоящий мафиозный клан, бизнес-банда, ставшая одним из символов нового непонятного старому поколению государства. На то, что это государство получится эклектичным, нам намекают с первой же серии, когда в одной сцене камера пролетает над бюстом Ленина под «Время, вперед!» Свиридова, а уже вскоре летит «Линкольн» Космоса под диско C.C. Catch.
Главные герои Бригады
Главные герои Бригады — Белый, Космос, Пчёла и Фил — молодые ребята (кто-то скажет потерянного поколения), типичные представители Generation П: социально-активные, немного циничные, с горящими глазами пионеры нового времени, заполняющие пустоты новой свободной страны. Лозунг «не мы такие, жизнь такая» вошел в их лексикон уже позже, в лихие 90-е, когда стало понятно, что выбора действительно нет, и новая криминальная среда уже сформировалась. Эти ребята еще стояли на распутье, помня идеалы советского строя, но уже не веря им.
У них еще был выбор: пойти в институт,стать спортсменами или продолжить научную династию астрофизиков. Но череда драматичных событий и ощущение бездомности в своем агонизирующем государстве толкают их на выбор своего собственного пути. Бездомность вообще важный мотив сериала. Сидящими дома нам преимущественно показывают только родственников героев, сами же молодые бандиты все время спешат на улицу, едут в машине или сидят где-то в офисе.
На свадьбе Белого друзья поют для него песню про бездомного сироту из «Генерала песчаных карьеров». Эта песня в «Бригаде» как намек на их кредо, а сам сериал — это зеркало нового государства с параллельными органами власти. Мы видим здесь такие болезненные явления, как повязанную с бандитами милицию, крышующую и направляющую мафию «Контору», войну в Чечне, а также намек на апофеоз демократии в 1993 году в виде грузовика с человеческими телами.
Сюжет бригады
Вообще, теме влияния спецслужб на криминальное «движение» в «Бригаде» уделяется довольно много времени. По сюжету в 1994 году, под давлением «федералов», группа Белова по своим коридорам начинает поставки оружия на Кавказ, а также наркотиков из Средней Азии в страны Европы. Это, в принципе, имеет самое непосредственное отношение к действительности.
Государство вело свои интересы и просто зарабатывала деньги. Приблизительно к середине 1990-х все крупнейшие бригады уже контролировались властью и спецслужбами. Возникает понятие «красная крыша», когда за той или иной группировкой стояла милиция или ФСБ. Находиться «под крышей» зачастую оставалось единственным шансом для бандитов легализовать бизнес и просто не быть убитыми.
В 2010 году в британской газете «Гардиан» были опубликованы фрагменты утечки американского посольства, попавшие на Wikileaks. Это докладные записки американских дипломатов, в которых шла речь как раз о влиянии ФСБ на преступные группировки, и в частности на «солнцевских». Как точно сказал в сериале подполковник Введенский: «Или Белов ляжет под нас, или в могилу».
Прототип Белого из Бригады
В фильме вообще много намеков. Например на то, что бригада Александра Белова — это знаменитая «солнцевская» группировка. «Саша Белый» — реально существовавший человек из
«солнцевских», послуживший прототипом для главного героя сериала.
Речь идет о Сергее Тимофееве, известным в криминальном мире как Сильвестр (за некоторое сходство со Сталлоне), который начинал так же, как и «бригадный» Белый. Конечно, в реальности он был не такой гламурный, как герой Сергея Безрукова. Хотя за фигурой следил, занимался спортом.
Эстетический образ «Бригады» вообще во многом напоминает скорее итальянцев из «Крестного отца», чем русских бандитов 1990-х. Отсылы к «Крестному отцу» и к «Однажды в Америке», кстати, еще один прямой намек создателей телесериала. Также на принадлежность к «солцевским» намекает герой командира СОБРа.
В одной из серий троих участников бригады задерживают и показательно везут в лес бойцы этого специального поцразделения. Белов едет к их командиру разобраться, что к чему. И вот за спиной у героя Сергея Гармаша висит карта Московской области с жирно выделенным на ней красным кругом. Если приглядеться и сориентироваться в географии, то в круге можно узнать подмосковный район Солнцево.
Бригада — однажды в России
Однажды, в прошлом веке, забытые люди в нашей стране из ничего стали всем, но история, как известно, движется по спирали. Теперь шла новая революция с новыми героями. И снова вместе со стремительно меняющимся государственным строем. Только вот революция как Хронос пожирает своих детей. Время перелистывает страницу истории, избавляясь от ее деятельных творцов, подобно тому, как пауки в банке пожирают друг друга, когда им становится нечего есть.
Александр Белов подавлен гибелью друзей и расставанием с семьей, ему остается только уйти в подполье. Хотя мы понимаем по сюжету, что он мог поставить более эпичную точку
в своей истории, победив на выборах в Государственную Думу. Альтернативным завершением истории «Бригады» можно было бы назвать фильм «Жмурки» с «воскресшим» Космосом, где братва все-таки дорвалась до власти, легализовалась и местами остается там до сих пор.
В «Бригаде» на такое продолжение в новом статусе может намекать то, что Белов не уезжает в Америку с женой и сыном, а остается в России, как бы желая оставаться альтер-эго своим кураторам из Кремля (Виктор Петрович) и ФСБ (Введенский) уже при новой «стабильной» власти.
Сам телесериал с художественной точки зрения снят очень профессионально. Более того, в свое время он стал самым дорогим отечественным сериалом — бюджет фильма составил аж три миллиона долларов. Во время показа на телевидении он вызвал небывалый ажиотаж у публики, рейтинги зашкаливали, несмотря на то что главным конкурентом того же года была «Граница» А. Митты.
Безруков — Бригада
Для всей четверки актеров, как и для исполнителя главной роли Сергея Безрукова, это стала первая звездная картина. Безруков потом вспоминал, что до «Бригады» не имел таких больших ролей и что картина «сильно подняла планку» на российском телевидении. Актер скорее с уважением относится к своему герою, считает его принципиальным и обаятельным бандитом: «Мне нравится Белов! Он целеустремленный, уверенный в себе человек». При этом Безруков не видит в нем абсолютного зла, скорее даже считает Белова заложником обстоятельств и давящей на него власти: «Саша — просто пацан по сравнению с представленной в сериале властью. Его могут убрать в любой момент. Больше скажу, он — патриот! Он не собирался продавать оружие в Чечню, его заставили. И чуть не убили. Он не захотел продавать наркоту, его опять принудили…»
Можно было заметить, как Безруков уверенно обращается с оружием в фильме. Актер вспоминал, что это обычная «советская закалка», когда старшеклассники в обязательном порядке проходили курс начальной военной подготовки. Вместе с тем Безруков не раз говорил, что не хотел бы сниматься в продолжении «Бригады». И он сдержал слово: в «Наследнике» его не было даже в эпизоде. «Все уже было сыграно», — говорит актер, и роль бандита из 1990-х ему больше не интересна.
Режиссер Бригады
А для главного режиссера — Алексея Сидорова — «Бригада» и вовсе дебютная самостоятельная работа. Сама идея создания бандитской саги, такого русского ответа «Однажды в Америке», принадлежала ему. Создатели решили сделать действительно качественное кино с хорошим сценарием. Помимо бюджета, было потрачено значительное время на съемки — десять месяцев — для 15-серийного фильма довольно много. А. Сидоров, между прочим, одногодка своих персонажей и реальный свидетель событий парламентского кризиса 1993 года‚ когда прямо на его глазах возле ТЦ «Останкино» убили ирландского журналиста. Так что историю «лихих 90-х» показывал непредвзято, как видел сам. В «Бригаде» при этом он старался минимизировать сцены насилия и убийств.
После выхода телесериала много говорили о его спонсорах. Мол, это бандиты решили сделать реалистичный фильм про себя: «Кино снимают. Про нас, про братву. Бригада называется». Был даже слух, что один из героев сериала — некто Кабан, который так и не появился в кадре, и есть главный заказчик. Также некоторые российские и украинские «авторитеты» признавались, что именно они якобы финансировали проект. Проверить это невозможно, но, по крайней мере, можно предположить, что «Бригада» косвенно получила одобрение «уважаемых людей».
Бригада телесериал
«Бригада» — телесериал не просто про бандитов и бандитские разборки. Это, с одной стороны, социологическая выкладка с погружением в среду, где мы видим структуру организации специфического замкнутого сообщества в первые десять лет новой России.
С другой стороны, здесь же перед нами предстают российские социальные реалии отношения господства и подчинения, — если угодно, гегелевская диалектика раба и господина. Встречающиеся равные друг другу структуры ведут между собой борьбу не на жизнь, а на смерть. В конечном итоге кто-то из них, под действием страха, признает господство другого, чтобы выжить.
Это естественный исторический процесс. Так было с первыми мелкими ОПГ по отношению к более крупным. Так стало со всеми ОПГ по отношению к государственной машине, которая руководствовалась такими же способами влияния и подавления, как и сами ОПГ.
Но диалектика в том, что господин является таковым только до тех пор, пока есть раб. Поэтому первостепенная задача господина в том, чтобы поддерживать статус господства за счет существования и жизнеспособности раба и вместе с тем обеспечивать постоянное признание рабом данного статус-кво.
Отчасти об этом рассказывает своему другу адвокат из фильма «Левиафан», говоря, что хамоватый мэр-бандит, видимо, нужен до поры до времени этой власти.