Последний «всенародно избранный» мэр Владивостока Игорь Пушкарев
Звездный час для Игоря Пушкарева так и не наступил, хотя был очень близок. Родившийся в унылом поселке Читинской области он долго шел к успеху, но вместо исполнения грандиозной мечты сотрудники спецслужб насильно погрузили мэра Владивостока в рейсовый самолет и отправили в Москву. По прибытию Басманный суд избрал ему мерой пресечения содержание под стражей. 20 октября 2017 года Следственный комитет России сообщил о том, что все следственные действия по делу о коррупции закончены и материалы передаются в Верховный Суд.
Главным обвиняемым на процессе станет уже бывший мэр столицы Приморья Игорь Сергеевич Пушкарев. Через 2 недели после важного заявления следователей он все же решил взять в руки бумагу и написать заявление об отставке, хотя свою вину он по-прежнему продолжает упорно не признавать. Насколько добровольным был его порыв освободить должность неизвестно, ведь почти полтора года домом для него стала камера в следственном изоляторе Лефортово. Партия «Единая Россия», в региональный совет которой входил муниципальный чиновник, с его судьбой и вопросом виновности определилась раньше всех. Год назад его членство в партии было приостановлено.
Собственник компании
Владивосток стал стартовой площадкой в большую жизнь для Игоря Пушкарева. Он поступил и успешно окончил Владивостокский институт международных отношений, получив специальность «экономиста-международника». С первого курса он к преподаваемой теории успешно добавлял практические знания. В экономике большой опыт ему принесла работа в коммерческих структурах. В лингвистике ─ рабочее общение с южнокорейскими предпринимателями. Пушкарев отлично владеет корейским языком.
Торговля импортными кондитерскими изделиями и лапшой принесла студенту первые большие деньги. Еще не закончив институт, он стал генеральным директором и собственником компании «Парк Групп», впоследствии образовавшей сердце будущей бизнес-империи. К 2009 году состояние приморского коммерсанта оценивалось в $5,1 млрд. На последнем курсе молодой человек уже руководил ЗАО «Первомайский судоремонтный завод», но самое прибыльное занятие он нашел чуть позже. В 2000 году он обратил внимание на строительную индустрию, заняв пост генерального директора ОАО «Спасскцемент».
Стоит только удивляться дальновидности, целенаправленности и энергичности молодого бизнесмена. Успехи в предпринимательстве Пушкарев подкрепил поступательным взятием высот в общественной деятельности. Одновременно с руководящим постом на цементной фабрике он получил мандат депутата городского совета Спасска-Дальнего. Через год фигуру заметно округлившегося молодого человека уже увидели в зале Законодательного собрания Приморья. Еще через год краевые депутаты выбрали перспективного депутата в заместители председателя законодательного органа. Депутатство было необходимой ступенькой для продвижения наверх.
Мэр Владивостока
Пушкарева всегда интересовала реальная деятельность, а не бумаготворчество или ораторские упражнения. В уме, никому не признаваясь, он уже замахнулся на пост мэра Владивостока. С ходу сложную задачу было не решить. Мешал молодой возраст и отсутствие поддержки из центра. Должность мэра Владивостока с самого начала оказалась проклятым местом для ее обладателей. Первого «всенародно избранного» мэра города Виктора Черепкова с трудом смогли снять с должности федеральные власти. За интригой несколько лет с придыханием следила вся Россия.
Удобный для Москвы и сговорчивый Юрий Копылов потом все же оскандалился возбужденными против него уголовными делами. В финале деятельностью предшественника Пушкарева мэра Владимира Николаева тоже заинтересовались компетентные органы. В 2004 году Игорь Пушкарев уехал на 4 года в Москву. Он стал представителем Приморского края в Совете Федерации, заняв пост заместителя председателя Комиссии по делам молодежи и спорта. Только в 2008 году ему представилась возможность побороться на выборах за пост городского главы столицы Приморского края, и он с первой попытки реализовал свою мечту.
Не таков Игорь Пушкарев, чтобы стоять на месте. Он тут же поднял планку еще выше. Губернатор края ─ новая его цель. Политический долгожитель губернатор Дарькин попал в череду коррупционных скандалов. Привычными стали обыски в кабинетах областных чиновников. Центр начал поиски нового надежного человека. Выбор оказался не в пользу Пушкарева. Видимо, несколько раз «обжегшись» на местных кадрах решено было поставить на «варяга». Им стал профессор из Сибири Владимир Миклушевский, недавно назначенный ректором Дальневосточного государственного университета. Отношения между новым губернатором и мэром столицы Приморья не сложились с первого дня. Игорь Пушкарев косо смотрел на пришлого чиновника и позволял себе публично оспаривать его точку зрения на совещаниях и в прессе. Неизвестно, чем бы закончилась конфронтация, но мэра погубила собственная жадность.
Выгодные контракты
Получив доступ к распределению муниципальных заказов, он широко воспользовался им, обеспечивая выгодной работой подконтрольные ему структуры. Как раз в те годы Владивосток превратился в грандиозную стройку перед форумом АТЭС. Почти заново создавалась современная городская инфраструктура. Пушкарев решил сделать деньги на дорожных подрядах. Собственная компания «Парк Групп» к тому времени объединила в себе крупнейших региональных производителей строительных материалов. Производственным ядром стала группа компаний ООО «Востокцемент», во главе которой встал родной брат мэра Андрей. «Востокцемент» можно запросто назвать семейным предприятием Пушкаревых. На посту заместителя генерального директора трудился еще один брат ─ Владимир.
Схема действий, изобретенная Пушкаревым, была очень проста. Мэрия Владивостока давала подряд на строительство и ремонт городских дорог муниципальному предприятию «Дороги Владивостока». Генеральный директор предприятия Андрей Лушников, получавший мзду за участие в «цепочке», в итоге стал главным подельником Пушкарева и составил ему компанию во время доставки авиарейсом в Москву.
Еще один из фигурантов брат Андрей Пушкарев в самолет не попал. Его оставили под домашним арестом. В свою очередь, «Дороги Владивостока» заключали договора на поставку цемента, асфальта и щебня с ООО «Востокцемент». Закупки производились по завышенным ценам. В период с 2011 по 2015 годы на дороги было выделено из городского бюджета 7,14 млрд рублей. Доля материалов в общем объеме финансов составила 1,2 млрд рублей. Переплата составила примерно 160 млн рублей.
В руки Игоря Пушкарева попало по расчетам следователей 75 млн рублей «отката». Точную сумму в скором времени определит суд. Еще Пушкарев и его родственники получили в виде дивидендов от успешной деятельности семейных фирм еще 500 млн рублей. В коммерческом азарте Игорь Пушкарев вовремя не смог остановиться. В экономике не бывает чудес. «Дороги Владивостока», вынужденные, с одной стороны выполнять муниципальный заказ, а с другой ─ кормить алчного мэра в купе с родственниками, попали в тяжелейшую финансовую ситуацию, задолжав кредиторам около 800 млн рублей.
Проведенный независимый аудит сразу указал на странную ценовую политику подрядчиков. Тайное мгновенно стало явным. Ввиду огромного масштаба хищений, материалы проверки УФАС сразу попали в поле зрения ФСБ. На сухом юридическом языке Пушкарев был заподозрен в злоупотреблении служебным положением, повлекшим тяжелые последствия. На общепринятом ─ он выдавал государственные заказы родственникам. Пока неизвестно обратили ли внимание следователи на создание мэром аналогичной коммерческой «цепочки» в муниципальном транспорте. Важное место в этой сфере городского хозяйства занимала родственница мэра, фирма которой получала неплохую прибыль при общей убыточности пассажирских перевозок.
Слабым утешением для Игоря Пушкарева наверняка стало известие, дошедшее до него в следственном изоляторе во время знакомства с материалами дела, что скандальное разоблачение его деятельности на посту мэра повлекло отставку главного соперника губернатора Владимира Микулушевского. Профессор скромно ушел с поста по собственному желанию. Приморский край и город Владивосток продолжает оставаться «черной дырой» для чиновников всех мастей и рангов. Теперь во Владивостоке будет не мэр, а сити-менеджер.