Убийство Анны Политковской могут раскрыть
Следственный комитет России (СКР) активизировал расследование дела в отношении неустановленных «заказчиков» убийства журналиста Анны Политковской. На прошлой неделе была проведена серия допросов, в том числе лиц из ближайшего окружения Бориса Березовского. Оказывается, следователи побывали и у криминального авторитета, осужденного за организацию убийства журналистки Лом-Али Гайтукаева, незадолго до того, как он умер.
Как рассказал источник в правоохранительных органах, после смерти Лом-Али Гайтукаева на установлении «заказчиков» убийства рано ставить крест. По версии следствия, именно Гайтукаев был связующим звеном между исполнителем и теми лицами, кто дал «отмашку» на устранение Политковской. Уже весной 2017 года стало ясно, что Лом-Али, отбывавший пожизненный срок в одной из колоний Волгоградской области, смертельно болен и не доживет даже до конца лета.
«Когда он фактически был при смерти, к нему приезжал следователь и предлагал дать показания. Терять Гайтукаеву уже было нечего, поэтому было мнение, что он захочет «исповедаться». Лом-Али над предложением следователя раздумывал некоторое время. А потом категорически заявил: «Пожалуй, эту тайну я заберу с собой» И так ничего и не рассказал», — сообщил собеседник.
Свидетели убийства Политковской
Несмотря на это, осенью 2017 года СКР активизировал работу по установлению «заказчиков» убийства Политковской. В частности, был допрошен человек, ранее входивший в ближайшее окружение Березовского.
«Свидетель рассказал, что незадолго до преступления Политковская приезжала в Лондон и встречалась с Березовским. Тот просил ее подготовить и опубликовать ряд расследований, излагал свои мысли. Однако Политковская отказалась, сочтя, что доводы Березовского не подкреплены доказательной базой. Березовской очень огорчился, обсуждал свою досаду, переросшую в раздражение, со своим окружением, в том числе с Закаевым. Поэтому теоретически эти люди могли быть «заказчиками», — полагает источник.
Впрочем, по его словам, СКР не «зацикливается» на одной версии о причастности Березовского и изучает ряд других.
Стоит отметить, что наиболее подробно версия о «лондонском» следе обсуждалась во время очной ставки двух основных обвиняемых в убийстве Политковской — «авторитета» Лом-Али Гайтукаева и бывшего начальника 4-го отдела Оперативно-поискового управления (ОПУ) ГУВД Москвы Дмитрия Павлюченкова. Последний заявил следователям, что в июне 2006 года Гайтукаев прилетел из-за рубежа в Москву, где сообщил, что ему поступил крайне выгодный «заказ» от бывшего лидера чеченских боевиков Ахмеда Закаева, который действует в интересах опального олигарха Бориса Березовского.
«Заказ» состоял в необходимости организовать наблюдение за журналисткой «Новой газеты» Анной Политковской. Он передал и аванс за работу в размере $150 тыс., попросив «не жалеть» денег на операцию. При беседе присутствовал бывший глава Ачхой-Мартановского района Чечни Шамиль Бураев. Гайтукаев отметил, что у «заказчика» есть особое пожелание: всю «работу по журналистке» желательно закончить к началу октября (7 октября — день рождения Владимира Путина, в этот же день была убита Политковская). В этом случае участники операции будут отдельно премированы $10 тыс. каждый.
Во время очной ставки Гайтукаеву были зачитаны все показания Павлюченкова, включая сведения о возможной причастности к убийству Березовского и Закаева, после чего следователь поинтересовался, подтверждает ли «авторитет» данную информацию. «Полностью не подтверждаю», — ответил Гайтукаев, подчеркнув, что к убийству журналистки никакого отношения не имеет. «Вы меня пытаетесь втянуть в какие-то политические игры, однако я никогда не имел к ним отношения, — заявил «авторитет». — Я всегда занимался бизнесом, опекал бизнесменов от неприятностей. Не более того».
По словам источника, во время очной ставки Гайтукаев был очень весел, и все шесть часов, пока длилось мероприятие, постоянно шутил. Когда Павлюченков рассказал, как Гайтукаев заплатил ему $150 тыс. за слежку за Политковской, тот улыбнулся и бросил: «Дим, так получается, ты у меня 150 штук брал, а я даже и не знал. Когда вернешь?»
Павлюченков парировал, что эти деньги почти в полном объеме он потом передал другому обвиняемому в убийстве Политковской — экс-сотруднику РУБОП Москвы Сергею Хаджикурбанову. «Значит, это у Сергея мои 150 штук? Ладно, у него спрошу», — засмеялся Гайтукаев. При этом он заявил следователю, что впервые слышит об этих деньгах и никого следить за Политковской не просил.
Когда Павлюченков подробно рассказывал о том, как его подчиненные вели наблюдение за журналисткой, Гайтукаев в очередной раз рассмеялся: «Дима, ну как же ты мог заниматься такими нехорошими вещами, ты же милиционер?»
В результате из показаний, которые ранее дал Павлюченков, Гайтукаев подтвердил только около 10 процентов, не больше. Он, например, признал, что действительно знаком с Павлюченковым (их познакомил Хаджикурбанов), со следившими за Политковской экс-сотрудниками ОПУ Олегом Шошиным и Дмитрием Лебедевым, а также с коммерсантом Червоне Оглы. Однако, по словам «авторитета», ничем криминальным он с этими людьми не занимался.
Гайтукаев подтвердил, что Рустам Махмудов (по версии следствия, исполнитель убийства Политковской) является его племянником, но он никогда не знал его как Наиля (Махмудов долгое время жил в Москве по паспорту на это имя). Павлюченков же утверждает, что из $150 тыс., полученных от Гайтукаева, $13тыс. он передал племяннику «авторитета» Наилю.