Беглец Александр Литвиненко навсегда остался в земле туманного Альбиона
Содержание
Судьба бывшего подполковника ФСБ Александра Литвиненко во многом схожа с биографией другого перебежчика за «железный» занавес советских времен Владимира Резуна. В 1978 году офицер ГРУ предпочел стать предателем и устроил себе побег в Великобританию. Там он поведал спецслужбам обо всех известных ему секретах и активно занялся литературной деятельностью под именем Виктор Суворов.
В годы перестройки на покинутой родине бестселлерами стали автобиографический роман «Аквариум» и историко-аналитическое исследование «Ледокол». Заочно Резуна приговорили к высшей мере наказания, но беглец, памятуя о длинных руках КГБ, унесших на тот свет лидера украинских националистов Степана Бандеру, всегда был крайне осторожен и недавно благополучно перешел рубеж восьмого десятка от рождения.
Казалось, Литвиненко, не будучи агентом разведки, особых секретов знать не должен. После побега суд определил ему всего лишь жалкие 3,5 года наказания условно за незаконное приобретение и хранение огнестрельного оружия с боеприпасами, но прожил он, покинув Россию, несравнимо меньше, чем Резун. Та же Великобритания приютила его, в скором времени, предоставив гражданство и второе имя, ─ Эдвин Картер. Свободное время изгнанник также посвятил литературе. Он издал за рубежом всего лишь 2 книги ─ «ФСБ взрывает Россию» и «Лубянская преступная группировка». На большее у него попросту не хватило времени.
Подполковник ФСБ
Местом рождения в своих автобиографиях Александр Литвиненко неизменно указывал Воронеж. Однако, его детство, отрочество и юность прошли на Северном Кавказе. В Нальчике он окончил среднюю школу и оттуда же ушел служить положенные 2 года во внутренних войсках. Армейская школа жизни понравилась молодому человеку, иначе он не стал бы курсантом Орджоникидзевского высшего училища МВД. Годы учебы прошли совсем рядом с домом. Сейчас город, названный фамилией сталинского наркома тяжелой промышленности, вернул себе историческое имя ─ Владикавказ.
Лейтенант внутренних войск службу Родине закончил в чине подполковника ФСБ, но по сравнению с другим, ныне занимающим высший пост в государстве, коллегой, у которого при выходе в отставку также на погонах было 2 звездочки, дальнейшая жизнь Литвиненко сложилась абсолютно по другому. Многочисленные скандальные заявления Александра Литвиненко позволили журналистам называть его личным врагом Владимира Путина.
В 1988 году будущий перебежчик и писатель вошел в штат Третьего Главного управления КГБ СССР, занимавшегося внутренней контрразведкой. Брат по духу Владимир Резун все-таки попал в более элитную структуру ─ зарубежную резидентуру ГРУ, но вскоре карьерный рост Литвиненко сократил отставание и привел его в Москву в центральный аппарат КГБ. Сложное время для спецслужб, потерявших былое лицо и зачастую порицаемых демократами всех мастей, как исчадие ада и идейных наследников ОГПУ-НКВД, было ознаменовано частой сменой вывески.
Литвиненко пришлось нести службу в Агентстве федеральной безопасности и Министерстве безопасности, пока в 1996 году название силового ведомства окончательно не «устаканилось». Ныне ФСБ ─ самая мощная спецслужба в России, но в ее рядах Литвиненко пришлось провести всего лишь 3 года и то не самые лучшие в карьере секретного агента.
Борьба с терроризмом
Попав в Москву, его переориентировали на новую сферу деятельности ─ борьбу с терроризмом и организованной преступностью. Художественный вымысел, необходимое качество для талантливого писателя, несколько раз заставляло Литвиненко попадать в неудобные ситуации. Он неоднократно утверждал, что ему пришлось очень часто выезжать со служебными заданиями в «горячие» точки Кавказа, но в действительности, большую часть времени сотрудник ФСБ провел в Москве.
Знаковым событием, во многом определивший дальнейший жизненный путь Александра Литвиненко, стало его участие в расследовании покушения на жизнь российского олигарха Бориса Абрамовича Березовского, случившееся в 1994 году. Там он познакомился с одной из влиятельнейших политических фигур в свите «царя Бориса», во многом определившей историю России в конце 90-х годов.
Все же борьба с терроризмом не стала «коньком» Литвиненко. Ему больше приходилось вникать во внутреннюю жизнь организованных преступных групп, как грибы, быстро появляющихся в непролазных дебрях московских улиц. Манера поведения «крутых» ребят в кожанках и малиновых пиджаках сама собой впиталась в нутро оперативника. Как то в известном с дореволюционных времен культовом купеческом ресторане «Прага» он позволил устроить себе дикий дебош, за что тут же получил по шее от начальства и был понижен в должности, правда, ненадолго. Продолжая работать по выбранному профилю, он попал под разработку службы внутренней безопасности ФСБ, в своих отчетах отмечавшей систематическое употребление крепких спиртных напитков сотрудником. В 1999 году подполковник Литвиненко, поняв, что в ФСБ у него нет будущего, уволился из спецслужбы, причем без права ношения военной формы.
Начальник ССБ
Из здания на Лубянке он прямиком прошествовал в приемную к Борису Абрамовичу, который, не раздумывая, назначил его начальником собственной службы безопасности, которая полагалась политику по занимаемой должности. В то время БАБ руководил работой исполнительного секретариата стран СНГ. До побега на Запад вместе с семьей, Литвиненко осталось жить в России всего лишь год.
Помимо давнего знакомства, Березовскому наверняка очень понравились публичные признания, сделанные Литвиненко прессе о том, что его начальники приказывали ему и еще нескольким сотрудникам убить олигарха-политика. Шум вокруг имени нужен был влиятельному интригану, уже почувствовавшему потерю политического веса и ненависть со стороны окружения стремительного дряхлеющего Ельцина.
Пресс-конференции Литвиненко всегда были событием для журналистов. На них он рассказывал о 5-ти неудавшихся покушениях на его жизнь, о компромате на высших государственных лиц, о тайных механизмах подготовки «чеченских» терактов, об обучении лидеров Аль-Каиды в учебных центрах ФСБ и многом другом. До своего побега в Лондон ему пришлось побывать в Лефортово и на Бутырке.
Попытки обвинить в превышении служебных полномочий и других прегрешениях неизменно разваливались в суде. Не дожидаясь окончания следствия по четвертому уголовному делу, находясь под подпиской о невыезде, Литвиненко быстро запихал вещи в чемодан и в 2000 году навсегда покинул родину. Свой поступок он объяснил опасениями за жизнь и попросил у властей Британского королевства политического убежища. Жить ему оставалось всего 6 лет.
Смерть Литвиненко
В Лондоне он воссоединился с Борисом Абрамовичем, который ежемесячно выплачивал ему довольно скудное денежное содержание. Денег хронически не хватало. У Литвиненко завязались контакты с британской спецслужбой MI5, которая оказалась гораздо щедрее российского миллиардера. Еще на чужбине бывший опер неплохо подрабатывал консультациями по российской действительности, подсказывая входы и выходы в различных ситуациях и нужных людей. Будучи специалистом по российской организованной преступности, он вывел испанскую полицию на обосновавшихся на побережье Средиземного моря «воров в законе», после чего многие из них были арестованы.
Карьера эмигранта и писателя трагично и таинственно завершилась в ноябре 2006 года. В первый день последнего месяца осени Александр Литвиненко в лондонском суши-баре встретился с итальянским авантюристом Марио Скарамеллой. Тот пообещал бывшему россиянину предоставить информацию о заказчиках и исполнителях убийства Анны Политковской. После встречи Литвиненко ненадолго зашел в лондонский офис Березовского, а затем пересекся с бывшим сотрудником управления охраны, ставшим предпринимателем, Андреем Луговым.
К вечеру Александр почувствовал себя плохо. Его срочно госпитализировали и врачи вскоре сделали вывод об отравлении неизвестным веществом. Состояние больного ухудшалось с каждым днем. В конце концов, специалисты диагностировали отравление изотопом полоний-210. Через 3 недели Литвиненко в муках скончался и был похоронен в саркофаге на Хайгейтском кладбище.
Паталогоанатомы долго тянули со вскрытием, опасаясь воздействия радиации, излучаемой бренным телом. Основными версиями убийства стали месть ФСБ, устранение БАБом опасного свидетеля, а также неосторожное обращение умершего с радиоактивными материалами, контрабандной торговлей которыми он якобы стал заниматься на чужбине. Тайна смерти Литвиненко обязательно будет раскрыта, но на это необходимо время.