Свидетель признался в оговоре спустя 10 лет
В Смоленском областном суде возобновились слушания по делу о похищении вице-президента ЛУКОЙЛа Сергея Кукуры и убийстве преступного авторитета Владимира Винокурова (Винокур).
В 2005 году по обвинению в этом преступлении были осуждены жители Смоленской области Игорь Рябоконь, который получил 20 лет колонии, и Юрий Стаценко, отправившийся за решетку на 19 лет.
Напомним, в 2002 году, по версии следствия, ряд высокопоставленных чиновников Смоленской области обратились к Винокурову за помощью в решении финансового спора между ними и ЛУКОЙЛом, который якобы был должен им порядка $5 млн. Авторитет решил похитить Кукуру и выбить из него долг. Исполнителями стали сподручные Винокура — Стаценко (Стец) и Рябоконь (Гаррис).
В сентябре 2002 года шесть боевиков в масках и с оружием остановили в поселке Внуково автомобиль с Кукурой, его водителем и охранником. Всем им вкололи морфин. Потом телохранителя и шофера бросили в лесу, а Кукуру пересадили в «Волгу» и, сменив несколько машин, привезли в поселок Шабель Хиславичевского района Смоленской области.
Там Рябоконь потребовал от него уже $10 млн, половина из которых должна была пойти лично бандитам. Деньги должен был привезти возглавлявший одну из «дочек» нефтяной компании «Лукойл-Маркет» трижды судимый Геннадий Богомолов.
В подтверждение серьезности своих намерений ему передали видеозапись с похищенным Кукурой. В ходе переговоров с Богомоловым сумма выкупа была снижена до €3 млн и $3 млн, однако стороны не смоли договориться о том, как будет происходить процедура обмена.
В итоге Рябоконь заявил Кукуре, что денег за него никто не дает. В ответ нефтяник пообещал отдать уже личные $1,3 млн. После этого похитители выпустили его, чтобы он смог собрать деньги.
В свою очередь Винокуров не поверил, что Кукуру выпустили просто так, посчитал, что деньги себе присвоили Стаценко и Рябоконь, и решил их ликвидировать, однако те его опередили, расстреляв его в машине вместе с водителем в октябре 2002 года.
В 2003 году правоохранители задержали Стаценко, через некоторое время был пойман и Рябоконь.
На первом процессе подсудимые были полностью оправданы по делу о похищении, однако были признаны виновными в убийстве.
Все обвинение главным образом строилось на показаниях некого секретного свидетеля — на суде он даже выступал в маске, чтобы обвиняемые не смогли его опознать, — который рассказал, что лично видел, как Рябоконь и Стаценко расправились с Винокуром. Защита обвиняемых тогда указывала на множественные ошибки и несовпадения показаний этого свидетеля, суд его доводы вполне удовлетворили.
Однако в 2012 году в СК РФ с явкой с повинной пришел некто Роман Пинчуков, который заявил, что именно он был тем свидетелем и все его показания по данному делу были ложными. По его словам, в 2003 году его подкупил известный в регионе адвокат Вадим Прокопович, проинструктировав, что нужно говорить в суде и против кого свидетельствовать.
Как написал в своем заявлении на имя главы СК РФ Александра Бастрыкина Пинчуков, ему объяснили, что его показания будут являться лишь дополнительным подтверждением к целому ряду неоспоримых доказательств. Однако на суде показания Пинчукова стали ключевыми.
Самого Прокоповича взорвали в автомобиле в Смоленске в 2009 году.
В то же время явка с повинной Пинчукова была принята во внимание только после вмешательства Генпрокуратуры, которая обратилась в Верховный суд с жалобой на приговор десятилетней давности «в связи с вновь открывшимися обстоятельствами». В конце 2016 года приговор был отменен, а материалы направлены на новое рассмотрение в Смоленский областной суд.