Александровский централ
Александровский централ — Александровская центральная каторжная тюрьма, одна из каторжных тюрем дореволюционной России. Учреждена в 1873 году в селе Александровском Иркутского уезда на территории бывшего Александровского винокуренного завода, основанного в XVIII веке.
Александровский винокуренный завод, по сути, тоже был каторгой. Точная дата его возникновения неизвестна. О нём упоминает академик Георги в описании своего путешествия по Европейской России и Сибири в 1772 году. Тогда он находился в частных руках, но через 15 лет перешёл в казну. В тот момент, помимо «свободных» рабочих, на нём трудилось 154 каторжника. В первой половине XIX века таких было уже около 1000 человек (политических заключённых в 1835 году было 62 человека). Работа завода была сверхприбыльной — в год он «выкуривал» 200 тысяч ведер водки, а накладные расходы были минимальные.
На заводе содержались участники Польского восстания 1830 года. Часть из них во главе с Петром Высоцким в ночь на 22 июня 1835 года совершила побег, но была впоследствии схвачена. Высоцкий получил тысячу ударов палками, остальные — по 500. Содержались здесь участники Севастопольского восстания 1830 года (в том числе одна женщина, 24-летняя унтер-офицерская жена Маланья Рогова); Польского восстания 1863 года; участники других антиправительственных выступлений. Некоторым из них удавалось бежать. Многие, отбыв каторгу, оставались жить на вольном поселении рядом с заводом. Так возникло село Александровское.
В Александровском централе (с 1873 года) содержались уголовные преступники, высылаемые из европейской части России на каторжные работы в Восточную Сибирь. В двух корпусах размещались 33 общих и 21 одиночная камера, рассчитанные на тысячу заключённых. Фактически же заключённых было намного больше. В 1889 году тюрьма сгорела, восстановлена была черездва года в 1891 году.
Кроме Центральной каторжной тюрьмы, в селе Александровском с 1889 года находилась Александровская центральная пересыльная тюрьма. Она предназначалась для временного содержания ссыльных. отправляемых в Иркутскую губернию, Якутскую и Забайкальскую области. «Партии ссыльно-поселенцев, следующих на поселение по Иркутской губернии, кроме Киренского округа, отправляются из пересыльной тюрьмы в течение всего года, а следующие в Киренский округ и Якутскую область — во время летней навигации по реке Лене, а каторжные 1-го и 2-го разрядов, следующие к отправке в Забайкальскую область, отсылаются туда во время летней и зимней навигации по озеру Байкалу», — сказано в Положении об Александровской пересыльной тюрьме. Через неё прошли некоторые видные деятели будущего большевистского государства: Феликс Дзержинский (1902); Михаил Фрунзе (1914); Серго Орджоникидзе (1915-16) и др.
Сроки заключения в каторжной тюрьме составляли от 4 лет до вечной каторги («бессрочники», «вечники»). В пересыльной — от 1 месяца до 2,5 лет.
Во время русско-японской войны 1904-05 гг. Александровский централ был освобожден от каторжан и переоборудован в военный госпиталь. С 1906 года вновь становится тюрьмой, в основном для политических заключённых. Однако книга Ф. Кудрявцева «Александровский централ» (Иркутск, 1936 год) говорит о том, что в период вышеуказанной войны тюрьма продолжала функционировать. В ней, в частности, содержались небезызвестные «романовцы». В этой же книге приводятся следующие факты: в 1904-07 гг. каторжане Александровского централа работали на Усольском солеваренном заводе (45 человек); на каменноугольных копях Макаревича в Черемхово (83 человека).
Любопытен доклад начальника Иркутского жандармского управления губернатору, сделанный в июне 1905 году: «…Начальник гарнизона с. Александровского сообщил мне, что политические арестанты, содержащиеся в одиночных камерах Александровской центральной каторжной тюрьмы, с утра до вечера гуляют все вместе во дворе тюрьмы или в коридорах своих помещений и камеры запираются уже поздно ночью. Вечерами, часов до 11-12, собравшись около окон, выходящих на улицу, хором поют революционные песни, которые привлекают слушателей частных лиц и нижних чинов».
Либерализм властей достиг апогея в октябре 1905 году, когда царское правительство объявило амнистию политическим заключённым. Все таковые в Александровском централе были освобождены. Однако уже через несколько месяцев, в начале 1906 г. камеры Александровского централа вновь заполнились «политическими».
Летом 1906 и 1907 гг. около 300 каторжан строили вторую колею Транссиба. От 100 до 250 заключённых (в зависимости от поступления заказов) шили одежду и обувь, выполняли кузнечные и слесарные работы.
10 апреля 1908 года группа из 20 политических заключённых совершила побег. Четверо были убиты на месте, шестерых задержали сразу, один скрылся в неизвестном направлении. Остальные, проблуждав несколько дней по тайге, были задержаны. Все 15 пойманных были приговорены к смертной казни, которая позже была заменена вечной каторгой. Не зная об этой замене, они приняли яд (4 умерло, остальные выжили).
Поначалу в Александровском централе содержались исключительно уголовные преступники. В начале 20 в. к ним прибавились политические. Количество «политиков» в разные годы составляло от 250 до 700 чел. Между двумя группами заключённых постоянно возникали конфликты. Верх, как правило, одерживали уголовники. После Революции 1905 г. в Александровский централ поступило много бывших солдат и матросов, осужденных по политическим статьям, и положение изменилось. В 1909 г. тюремное начальство сознательно перемешало в камерах политических и уголовников, надеясь вытравить «революционный дух». Однако к тому времени политические создали так называемые «коммуны», организации взаимопомощи со своим уставом и стройной организацией. Затея начальства успехом не увенчалась.
После февральской революции все политические заключённые были освобождены. Однако вскоре все вернулось к прежнему положению вещей.
В годы Гражданской войны Александровский централ — тюрьма с особо жестоким режимом. В ней содержались сторонники Советской власти, пленные красноармейцы, партизаны. 13 сентября 1919 г. около 700 заключённых Пересыльной тюрьмы и 113 солдат Александровской местной команды, захватив около 200 ружей, совершили побег. Часть из них позже присоединилась к красным партизанам.
К декабрю 1919 года в Александровском централе содержалось 1204 заключённых. Утром 8 декабря часть из них (около 80 человек), несмотря на огонь на поражение и жертвы, совершила побег. Вечером того же дня бежать удалось ещё одной небольшой группе заключённых. 9 декабря Александровский централ был полностью окружен солдатами Александровского гарнизона, прибывшими им на помощь военнослужащими Чехословацкого корпуса и егерями с одним 3-дюймовым орудием. Утром 10 декабря начался артобстрел и штурм. Ворвавшиеся на территорию Александровского централа солдаты забрасывали камеры гранатами и расстреливали в двери из пулеметов. Погибло около 200 заключённых.
В январе 1920 года Александровский централ взяли красные партизаны. Позже здесь была основана Александровская трудовая колония для несовершеннолетних правонарушителей и беспризорников. К 1936 г. в ней было налажено производство пуговиц; поделок из гагата (месторождение которого нашли поблизости); другие производства. Выходила газета «Новая жизнь».
Впоследствии, до конца 50-х гг., бывший Александровский централ использовался как следственный изолятор, местом дислокации которого стало село Александровское Боханского района Иркутской области.
После ликвидации следственного изолятора в 1956 году в бывшем Александровском централе была организована Иркутская психиатрическая больница №2, которая будучи практически лишенной финансирования в 1990-х годах оказалась в состоянии близком к разрушению, и в 2012 году у неё была отозвана лицензия на деятельность. В 2016 году содержание пациентов было признано деятелями российского правозащитного движения антигуманным.