Вор в законе Рустам Назаров — Крест
Бесследное исчезновение в апреле 1997 года в центре Прикамья Перми заезжего «вора в законе» Рустама Назарова, носившего уголовную кличку Крест, побудило массу версий. Общей базой для них служило суждение, что в Перми начался очередной виток войны за первенство в криминальном мире, и ее очередной жертвой в тот раз суждено было стать Кресту.
Нестабильная ситуация в городе создалась сама собой после вынужденной отлучки в «места не столь отдаленные» прежнего безоговорочного лидера прикамского криминалитета вора Якутенка (Зыков). Он был арестован в Москве и получил незначительный срок заключения в общем то за глупость. При профилактическом задержании в его карманах обнаружился пистолет Вальтер и 5 граммов опия.
При Якутенке иерархия среди всех пермяков, занимавшихся преступным промыслом, строго соответствовала представлениям лидера. Ни одно значимое событие в городе не проходило без участия Якутенка, который гражданам далеким от криминальных новостей был больше известен, как поклонник дореволюционного премьер-министра Петра Столыпина, учредитель фонда поддержки предпринимательства и издатель популярной общественно-политической газеты.
При нем посягательств на верховенство собственной власти в принципе не могло возникнуть, настолько громкое имя принадлежало вору еще с советских времен. Перед уходом на зону Якутенок передал временные полномочия «смотрящему» за Пермским краем. Он назначил на эту должность близкого друга «вора в законе» Тарыча (Тарычев), в надежности которого не приходилось сомневаться.
Рустам Назаров
Однако, к неожиданно ставшему вакантным месту «хозяина» Перми и окрестностей проявили интерес дальние соседи ─ братва из Казани. В августе 1995 году по улицам Перми в первый раз совершил ознакомительную прогулку гость из Татарстана Рустам Назаров. За плечами жителя Казани осталась бурная жизнь, самым ярким событием которой было пребывание в спецтюрьме Златоуста.
Ему была обещана поддержка в попытке дворцового переворота на новом месте от земляков. Вместе с ним в Пермь наведался Марсик (Марсиан Якупов) ─ главарь ОПГ «Суконка», обеспечивший кандидата на региональный трон в группой силовой поддержки, костяк которой сложился вокруг выходцев из Башкирии братьев Мухутдиновых.
После короткой рекогносцировки Крест спешно убыл в курортный Сочи, где ему для обоснования притязаний был выдан воровской мандат. Молодой «вор в законе» очутился в солидном списке воротил российского преступного мира, собравшихся на Черноморском побережье почтить память видного собрата Рантика Сафаряна и арестованных с профилактической целью милицией.
Там состоялись его разговоры на равных с такими влиятельными людьми, как Дед Хасан (Усоян), Мирон (Мамедов), Нодар (Гогиашвили), Михо (Цинцадзе), Трофа (Трофимов). Развивая достигнутый успех, Крест совершил турне по городам Поволжья, где принимал участие в воровских сходках и нарабатывал себе авторитет.
Заочный соперник «вора в законе» Якутенка был уравнен с ним в звании. Крест тут же воспользовался предоставленным правом давать поручительства для вступления в воровскую семью. Своим единственным крестником он избрал известного славянского рецидивиста с большим тюремным стажем Макошу, чья зона ответственности располагалась чуть южнее Прикамья ─ в Кемеровской области.
В дальнейшем Макоша ни раз, преступая через изначально бескровные воровские принципы, применял в отношении конкурентов и жертв грубое насилие. В итоге, за хроническое попирание норм воровского закона собравшиеся вместе другие воры решили отправить его в отставку.
Чуть ранее правоохранительные органы остудили его пыл длительным тюремным сроком за умышленное убийство. В настоящее время убеленный сединами Макоша отбывает наказание в Новосибирске и ждет выхода на свободу летом 2019 года.
Захват Перми
Окрыленный сочинским успехом Крест сразу по возвращению в Пермь приступил к решительным действиям по захвату власти. Бригада киллеров Мухутдиновых устранила в октябре 1995 года Тарыча и еще несколько лиц из его окружения.
В 1996 году лидерство Креста в уголовном мире Перми стало реальностью и уже никем не обсуждалось. Якутенок кусал себе локти, сидя на нарах, но мог из камеры только планировать ответные акции и передавать указания на волю коллегам.
Неожиданное исчезновение Креста с горизонта было выгодно, в первую очередь, ему одному. Вернувшись в Пермь в период очередного безвластия, Якутенок быстро установил статус-кво, вернув утраченные полномочия. За измену понес наказание криминальный авторитет Куликов, некоторое время прислуживавший Кресту в качестве телохранителя.
Вошедший в роль вершителя чужих судеб вор не учел одного обстоятельства ─ возможной мести от закадычного друга Креста Марсика, наблюдавшего за развитием событий из первопрестольной. Марсик долго ждал удобного момента и решил, что он наступил в день рождения кровного врага.
Счеты с Якутенком свели в клубе «Болид» 19 июня 1998 года. Профессионалы своего дела Мухутдиновы расстреляли «вора в законе» вместе с его телохранителями. Уверовавшего в свою неуязвимость пермского «вора в законе» не насторожило убийство ближайшего соратника Кудина (Кудинова), произошедшее зимой того же года, исполненное теми же людьми. Выпавший из рук Якутенка скипетр остался безхозным.
Впрочем, не надолго. Новым главой пермской мафии стал Казачок (Бурдейный), впоследствии не выдержавший постоянного нервного стресса и бежавший из Перми. В 2001 году в милицию с заявлением о пропаже человека обратилась его супруга.
Последним теневым губернатором Перми был Джейран (Ширали Асланов). Ему повезло. Он выжил в криминальной войне, но в 2003 году попался на торговле наркотой и не по своей воле вышел из игры. Процесс взаимного истребления в воровском обществе завершился. В Перми иссяк запас «воров в законе» и достойных авторитетов.
Как убивали Креста
Подавшийся в столицу Марсик перетянул на новое место группу киллеров братьев Мухутдиновых, которые продолжили заниматься привычными заказными убийствами. Их кровавый след привел оперативников в ближнее Подмосковье, где банда в полном составе была арестована. Кроме братьев Радика и Ирека Мухутдиновых в состав группировки входили Ринат Валиев, Радик Абдуллин и Валерий Казаков.
Следователям, изучавшим путь киллеров из Казани через Пермь в Москву, удалось установить их участие в совершении многих преступлений. Одним из них, как оказалось, было убийство Креста. Якутенок и его бойцы оказались ни при чем. Мухутдиновы банально поссорились со своим начальником не поделив денег. Звание «вора в законе» не уберегло Креста от расправы беспредельщиков, посчитавших его жадным.
Мухутдиновы заманили вновь испеченного хозяина Перми в частный дом в южном районе Перми. После короткого разговора Ирек Мухутдинов привычно хладнокровно выстрелил вору в голову из пистолета ТТ. Труп аккуратно завернули в ковер и вывезли в лес. Тело Креста закопали неподалеку от поселка Новые Ляды.
Через 7 лет произведенные раскопки подтвердят полную правдивость показаний. Будут найдены не только останки Креста, но и выброшенный неподалеку убийцами ковер. В 2004 году непосредственный исполнитель убийства Ирек Мухутдинов будет приговорен к 8 годам лишения свободы. Крест, не проживший на свете даже трех десятков лет, проделает обратный последний путь в Казань, чтобы навек там упокоится на кладбище. Гастроли в Пермь не удались.