В Хабаровском крае пресекли банду из последователей Общака
Содержание
Большинство свидетелей по этому делу согласились дать показания лишь при условии, что их личность останется скрытой от обвиняемых и их адвокатов. Жители Нанайского и Комсомольского районов Хабаровского края, оставались настолько «дремучими», что не верили в победу полицейских над «общаком» и опасались мести со стороны криминалитета, оставшегося на свободе.
В суде Хабаровского края состоялись первые слушания по делу «ореховой банды», названной так за то, что группировка контролировала денежные поступления от продажи кедровых орехов. Её главарю, жителю Города юности, в текущем году исполнится всего 30 лет. Во времена расцвета «комсомольского общака», когда «смотрящие» и «ответственные» были в каждом общеобразовательном учреждении, нынешний подсудимый как раз был школьником. Вот и попал под влияние неформального движения, которое создал легендарный для местной молодежи вор в законе Евгений Васин по прозвищу Джем. Однако потом Джем скончался, и процесс вербовки в бандитские ряды молодежи, несколько уменьшился.
Город пристального внимания
Попытки возродить былую славу «криминальной столицы» в Комсомольске-на-Амуре не прекращаются до сих пор. В том числе и в подростковой среде. Всю прошлую зиму в одной из школ-интернатов Города юности шла настоящая война. По одну сторону баррикад стояла команда профессионалов отдела ПДН краевого УВД, а по другую — «Мальчиш-Кибальчиш» с криминальным уклоном. Подросток смог завести среди учеников в своей школе такие неформальные порядки, по сравнению с которыми тюрьма с ворами в законе кажется, наоборот, детским санаторием.
— Ситуацию в учебном заведении нам удалось переломить. А этот подросток – прирожденный лидер. Харизматическая личность, как сейчас говорят. У нас были все основания отправить его в другое заведение для несовершеннолетних, с более строгим, так скажем, надзором. Но проконсультировавшись с психологами краевого центра, мы решили оставить его в этом же интернате и приложить максимум усилий к социальной адаптации. В противном случае, сбагрив его на сторону, так сказать, мы могли бы способствовать появлению в будущем сильного криминального авторитета, — рассказывала в январе 2017 года Наталья Белозерова, начальник отдела организации деятельности подразделений по делам несовершеннолетних УМВД по Хабаровскому краю.
Другому, уже повзрослевшему комсомольчанину прошлой зимой пришлось уехать за границу. Навсегда. Когда запахло жареным, организатор был предупрежден «доброжелателем». Он бежал и сейчас находится в международном розыске. Мужчина тоже пытался укрепить криминальные устои и наладил «дизельный поток». Но созданная им ОПГ, обеспечившая краденым топливом вполне легальную коммерческую нефтебазу в Городе юности, была обезврежена.
В настоящее время к уголовной ответственности привлечены 12 человек из числа участников организованной группы, которым предъявлено обвинение по п. «а» ч. 4 ст. 158 УК РФ. Они держали в страхе множество мелких поселков вдоль БАМовской трассы. Так что бренд «комсомольский общак» по-прежнему актуален. Во всяком случае – в глубинке.
С чего начинается банда
Ну что взять, кроме кедрового ореха, с таежных жителей? Сбор дикоросов для горожанина — это что-то из области исторической, из занятий времен первобытно-общинного строя. А экспертные оценки дают весьма соблазнительные цифры: до 50 миллионов рублей в урожайный год доходит товарно-денежный оборот по кедровому ореху в Хабаровском крае. Преступники заинтересовались не теоретическими выкладками, а вполне реальным доходом перекупщиков, поставляющих наши шишки китайским оптовикам. Необычайно щедрый урожай кедры дают в тайге каждый четвертый год. Последним супершишечным был 2015-й. В тот год, в ноябре, были арестованы шесть участников ореховой банды. В суд 500 листов, сшитых в 32 тома уголовного дела, попали только в феврале нынешнего года. Следствие велось долго, но до суда все-же дошло.
— Участники организованной группы ранее привлекались к уголовной ответственности за кражи, грабежи и незаконный оборот наркотиков. Между собой знакомы, что называется, со школьной скамьи. Подростками были членами одной дворовой футбольной команды. Жители Комсомольска-на-Амуре. Возраст на момент задержания — от 25 до 28 лет. Организатор — 1987 года рождения, ранее судим за кражу. Женат, супруга воспитывает ребенка в возрасте до 3 лет, -рассказал Эдуард Асямов, начальник отдела следственной части Следственного управления УМВД России по Хабаровскому краю.
Самопровозгласившийся «ответственный» за Комсомольский и Нанайский районы не первый год интересовался дарами природы. На рынках Города юности он пытался обложить данью тех торговцев рыбой, которые, по его сведениям, имели дело с браконьерским товаром. Именно «дикость» шишечного бизнеса заинтересовала бандитов. И позволяла некоторое время оставаться «в тени». Даже после того, как полицейские набрали богатую доказательную базу, десять предпринимателей, исправно плативших дань банде, отказались давать показания против сборщиков оброка.
Приморцы против общака
«Споткнулись» собиратели шишечного налога о предпринимателя, приехавшего в Комсомольск-на -Амуре скупать кедровый орех из соседнего края. Приморцы прославились свободолюбием еще в лихие девяностые. Тогда несколько эмиссаров, отправленных из Комсомольска во Владивосток неформально устанавливать законы уголовного мира, бесследно исчезли. Даже их трупы остаются не найденными до сих пор.
Именно на закупочной базе коммерсанта из Приморья, расположенной в районе с. Нижняя Манома, было произведено задержание «ореховой банды». Сотрудники уголовного розыска УМВД России по Хабаровскому краю совместно с коллегами из регионального управления ФСБ заковали в наручники шестерых мужчин, которые под угрозой оружия похитили у этого предпринимателя в общей сложности три тонны кедрового ореха на сумму более одного миллиона рублей. В тот день они в качестве оплаты навязанного ими покровительства загрузили в свою машину 800 килограммов кедрового ореха на сумму почти 260 тысяч рублей. Нанайский район оказался дальним кордоном этой компании.
— Подозреваемые причастны к серии различных преступлений, совершенных в Комсомольском районе. По аналогичному сценарию подельники совершили вымогательства, мошенничество и разбойное нападение в отношении местного предпринимателя. Ущерб составил около 500 тысяч рублей, — рассказала Ирина Щёголева, руководитель пресс-службы УМВД России по Хабаровскому краю.
Всего следователи считают доказанными четыре различных преступления, совершенных членами банды. Общий ущерб только по ним – полтора миллиона рублей. 260 тысяч бандиты вернули орехами. Другими материальными ценностями у участников преступной группы было изъято еще около 450 тысяч.
Рыночные законы
Собственно, даже не само по себе взимание податей шишками заставило предпринимателей в конечном счете обратиться в правоохранительные органы. Члены банды, сами крепко привязавшиеся к этой коммерции, попытались ввести своего рода административное регулирование в «диком» бизнесе: не давать повышать закупочную цену и устранять избыточную, на их взгляд, конкуренцию среди скупщиков. Данные для нелегального налогообложения преступники получали предельно точные. За каждым предпринимателем был закреплен надсмотрщик, который ехал вместе с предпринимателем на закупку товара и точно знал, сколько тонн шишек и по какой цене было скуплено у населения. Если скупщик, желая набрать больше товара, давал в тайге за кедровый орех более высокую цену, он впадал у преступников в немилость. С 10 — 20-процентного оброка его переводили на условия, заведомо убыточные. Отказ их выполнять никого не интересовал, вооруженные люди просто вламывались среди ночи на склад и отгружали себе «долги с процентами».
В настоящее время уголовное дело, возбужденное по признакам составов преступлений, предусмотренных ч. 1 ст. 209, ч. 4 ст. 162, ч. 3 ст. 163 Уголовного кодекса Российской федерации «Бандитизм», «Разбой» и «Вымогательство», с утвержденным обвинительным заключением направлено в Хабаровский краевой суд для рассмотрения по существу. До приговора суда все обвиняемые будут находиться под стражей.