Начав с эмалированных кастрюль, Самвел Карапетян стал миллиардером
Содержание
Грандиозные празднования бракосочетания детей российских олигархов давно стали обыденными медийными событиями, наполняющими подробностями и фотографиями разделы светской хроники в глянцевых журналах. В июне 2016 года свадьба старшего сына российского предпринимателя с армянскими корнями Самвела Карапетяна, отпразднованная в столичном банкетном зале «Сафиса», вошла в топ самых ярких событий года.
Более 500 приглашенных гостей, значительную часть которых составляли видные представители армянской и грузинской диаспор, веселились под песни «в живую» от Аллы Пугачевой, Григория Лепса, Филиппа Киркорова, Николая Баскова, Тимати, Валерия Меладзе и Софии Ротару.
Подобный состав эстрадных исполнителей вместе собирается только на заключительных концертах «Песни года». Руководил грандиозным действом со сцены сам Андрей Малахов, приехавший в банкетный зал сразу после съемок очередного выпуска программы «Пусть говорят».
Жених, сразу по достижению совершеннолетия, был введен отцом в состав топ-менеджмента группы компаний «Ташир», превратившейся в семейное предприятие Карапетянов. Впрочем, невеста ─ грузинская красавица Саломе Кинцурашвили также не новичок в свободном предпринимательстве и по праву может носить звание бизнес-вумен.
Самвел Карапетян
Владелец «Ташира» Самвел Карапетян незаметными шагами достиг вершин российского бизнеса, потратив на это 25 лет жизни. В 2017 году его капитал оценивается суммой 3,4 млрд рублей, что по оценке Forbes ставит бизнесмена на 549-ое место в мире и 32-ое в России. Самым успешным для Карапетяна выдался 2014 год. Тогда он занял со своими 4,3 млрд рублей 26 место в перечне богатейших российских предпринимателей. Секрет своего успеха Карапетян объясняет умением использовать возможности армянской диаспоры, а также генетической тягой к предпринимательству у своего народа.
В родной Армении в 80-х годах ему помог на старте карьеры старший брат Карен ─ комсомольский вожак городка Калинино, где жили родители Карапетянов. Выпускник Ереванского политехнического института вначале получил скромную должность технолога на заводике по производству эмалированной посуды, но вскоре стал на нем директором. В конце концов, молодой директор выкупил у государства завод и организовал на его основе многопрофильный кооператив «Зенит». Уже в те годы у него завязались тесные отношения с несколькими российскими крупными предприятиями.
Самвел Карапетян с головой ушел в бизнес, а его брат остался в политике. Несколько лет Карен Карапетян возглавлял аппарат Президента Республики Армения. Братья Карапетяны вместе возглавили компанию по возвращению городу Калинино его исторического имени ─ Ташир, впоследствии прославленным своим уроженцем на просторах России.
Ташир
Группа компаний «Ташир», ныне включающая в свой состав около 200 подразделений, берет свою историю с 1997 года. За 7 лет до этого Самвел Карапетян перебрался из Армении в Москву, но начать бизнес на российской земле он все-таки решил в дальнем Подмосковье. В качестве плацдарма была выбрана Калуга. В 1997 году Карапетян купил организацию «Калугаглавснаб», ставшую основой для будущего «Ташира». Первоначальный строительно-промышленный уклон деятельности был дополнен гостиницами, торговыми, центрами, жилыми домами, кинотеатрами и ресторанами.
Название «Ташир» стало настолько распространенным на рекламных вывесках в Калуге, что вызвало протест местных русских националистов, начавших малевать краской на стенах и заборах лозунг «Калуга не Ташир». Карапетян, продолжая концентрировать вокруг себя активных соотечественников, вступил во владение Калужским заводом железо-бетонных изделий, кирпичным заводом, фабрикой по производству алюминиевых металлоконструкций и фармакологической фабрикой, впрочем, на месте которой потом был открыт торговый центр. В соседнем Малоярославце швейная фабрика пополнила список компаний, входящих в группу «Ташир». Постепенно, Карапетян окружал Москву в плотное кольцо. Его филиалы были открыты в Туле и Ярославле.
Наступление на недвижимость
Карапетян долго готовился к наступлению на российский рынок недвижимости. В надежной поддержке своих соотечественников, которых в России насчитывается 2,5 млн, ему сомневаться не приходилось. Важно было выбрать верный стратегический курс, особенно на первых порах. Его Самвел Карапетян обобщил позже в докторской диссертации, описывающей методы управления инвестиционными процессами в крупных компаниях.
В 2003 году глава группы «Ташир» купил в Москве «Автокомбинат-23», но сами автоперевозки его мало интересовали. Вскоре на Севастопольском проспекте был выстроен торгово-развлекательный центр «РИО» ─ бренд армянского семейства. При строительстве в первую очередь были задействованы производственные мощности «Ташира». Карапетян закупал у поставщиков только цемент, арматуру, лифты и эскалаторы. Все остальные материалы производились структурами «Ташира». Это и было главной «фишкой» наступления Карапетяна на «московском» направлении.
После первого ТРЦ наступил черед второго. Кроме того, аналогичные объекты появились в Орле, Белгороде, Ростове-на-Дону, Архангельске. Карапетян лично занимался заключением договоров с арендаторами торговых площадей, в итоге достигнув более выгодных финансовых условий, чем первоначально предложенные риэлторами коммерческой недвижимости.
К 2012 году половина всех объектов недвижимости, числящихся у «Ташира», имели московскую прописку. Ориентация исключительно на собственные возможности привела к тому, что Карапетян для энергоснабжения своих объектов создал компанию «Каскад-Энергосбыт» и заложил электростанцию в Калуге. Тем более, что опыт ведения дел в энергетическом секторе у него имелся. В Армении российский олигарх с 2015 года владеет компанией «Электросети Армении», выкупленной у концерна «ИнтерРАО». Другой особенностью ведения дел «по-таширски» стало аккуратное использование заемных средств. В «империи» Карапетяна есть собственная финансово-кредитная структура ─ «Фора-банк». Сумма привлеченных со стороны средств, как правило, не превышает суммы прибыли, получаемых от сдачи в аренду московских ТРЦ.
Сотрудничество в Газпромом
Еще в Калуге Самвел Карапетян понял выгоду от сотрудничества с компаниями-«китами» российского бизнеса. Тогда началось его многолетнее партнерство со структурами «Газпрома». Строительные предприятия «Ташира» поставляли материалы и участвовали в возведении многих объектов газового гиганта в Подмосковье. Постепенно у Карапетяна появился «аппетит» на выполнение государственных заказов или работ для нужд столичных властей.
Королем «госзаказа» он пока еще не стал, но по отчетам за 2015 год «Ташир» освоил 52 млрд рублей по контрактам с Управлением по делам Президента, Московским правительством и все тем же «Газпромом». Зная о поисках опоры во всех случаях на армянскую диаспору, стоит задуматься о наличии у Карапетяна лобби в высших сферах. В число «агентов влияния» входят не только выходцы с Кавказа. Давние деловые контакты связывают армянского бизнесмена с членом правления «Газпрома» Николаем Гуслистым и московским градоначальником Сергеем Собяниным, сотрудничество с которым по линии строительных проектов началось еще в пору его губернаторства в Тюмени.
Так, не спеша, копеечка к копеечке, рубль к рублю Самвел Карапетян стал одной из самых значительных фигур российского бизнеса. Отдавая дань давней моде участвовать в благотворительных акциях, им был образован специальный фонд для финансирования различных социальных программ. Естественно, он получил название «Ташир». Все трое взрослых детей Карапетяна получили руководящие посты в структурах огромной компании.
Дочь Татевик занимается развитием сети кинотеатров «Синема Стар», причем не только в торговых центрах РИО. На ее счету 133 зала в 16-ти российских городах. Даже супруга Карапетяна не сидит дома без дела. Ее направление ─ спа-салоны Best. Хотя о передаче дел главе семейства думать еще рано ─ армянский бизнесмен совсем недавно разменял шестой десяток, тем не менее, тяга к полной самообеспеченности и характерная предусмотрительность сыграли свою роль в решении о введении детей в большой бизнес. Самвел Карапетян не изменяет своим привычкам ни в малом ни в большом.