Дагестанский «граф Монте Кристо» Саид Амиров
Содержание
Колония «Черный дельфин» в Соль-Илецке за долгую историю видела в своих мрачных стенах многих преступников, чьи злодеяния были удостоены пожизненного заключения. Серийные убийцы, маньяки, бандиты, ради денег, убившие с десяток жертв ─ все они провели остаток жизни в тюрьме с исключительно жесткими условиями содержания. Вторым таким местом в России считается остров Огненный в Вологодской области. Кроме криминальной от рождения публики туда изредка попадали заключенные, которые в жизни на воле по своему положению в обществе не должны были иметь конфликтов с законом.
Тем не менее, они очутились в подобном суровом месте и, как оказалось, совершенно не случайно. В одиночной камере «Черного дельфина» закончил свои дни талантливый литератор, недолгое время помощник первого всенародно избранного мэра Санкт-Петербурга Анатолия Собчака, хороший знакомый именитого тележурналиста Александра Невзорова Юрий Шутов.
Активную общественно-чиновническую деятельность он совмещал с коммерцией, а достижение успеха в ней, по его видению, невозможно без силового устранения конкурентов. Он нашел выход на банду киллеров Гимранова и вместе с бандитами начал наводить страх на питерских коммерсантов.
После смерти Шутова вакантное место представителя креативного класса в арестантской массе в Соль-Илецке занял Саид Амиров ─ бывший мэр столицы Дагестана Махачкалы. Судебный процесс над ним привлек не меньшее внимание, чем долгое разбирательство по Шутову, а исход его жизни обещает быть абсолютно таким же ─ смерть за решеткой.
Саид Амиров
Саид Амиров родился в семье даргинцев в селе Джангамах Левашинского района Дагестана в марте 1954 года. После школы он ушел работать в систему советской потребкооперации, где за 20 лет достиг поста председателя правления республиканской организации кооператоров. Не стоит думать, что Амиров по менталитету был обычным завмагом или торговцем урюком. Напротив, он мог заглянуть за горизонт обыденного бытия. Именно это стремление подвигло его закончить Всесоюзный институт пищевой промышленности ─ по профилю его деятельности, а затем последовательно получить звание кандидата и доктора экономических наук. Ученые степени он получил не в родной республике, а в Ленинграде, явное свидетельство того, что научные звания не были просто куплены, как на рынке.
Успешная карьера Саида Амирова продолжилась после краха коммунистической системы управления и подбора руководящих кадров. После знакового 1991 года, начавшего отсчет новой эре в истории России, Амиров избирается депутатом городского Совета Махачкалы, депутатом Верховного Совета республики и становится заместителем председателя республиканского правительства. В 2006 году его кандидатура рассматривалась, как одна из самых проходных на пост Президента Дагестана, но на выборах ему пришлось уступить. За 8 лет до этого другие выборы ─ главы администрации Махачкалы завершились его безоговорочной победой. Почивать на лаврах новоизбранному «хозяину» Махачкалы долго не пришлось.
Тревожное время и неспокойное соседство с Чечней сразу окунули его в новый раунд борьбы за выживание. Летом 1999 года банды Шамиля Басаева и Хоттаба пересекли границу с Дагестаном и направились с гор маршем по направлению к побережью Каспийского моря. Саид Амиров в Махачкале возглавил формирование отрядов народного ополчения. Он сам взял в руки автомат Калашникова и решительно встал на защиту родного города. Через 2 года глава Махачкалы лично возглавил новую компанию ─ в республике начался этап партийного строительства. В этот раз предстояло создать здание правящей партии «Единой России». С новой задачей неутомимый организатор справился «на отлично», став одним из лидеров партии чиновников на республиканском уровне.
Покушения на мэра
Нельзя сказать, что путь Амирова на посту мэра Махачкалы был усыпан розами. Оппозиция не раз угрожала ему смертью. На Амирова в общей сложности было совершено 8 покушений, которые начались еще задолго до его вступления в должность главы махачкалинской администрации. Первое произошло еще в апреле 1993 года. Тогда пули наемных убийц тяжело ранили Амирова и задели позвоночник.
Полупарализованный, он был вынужден долгое время передвигаться на инвалидной коляске. В 1997 году кортеж Амирова вновь попал под автоматный огонь. Было убито четверо из сопровождающих его лиц. Вскоре после избрания его мэром дагестанской столицы обстрелу из гранатометов подвергся его рабочий кабинет. В августе 1998 года боевики из исламистского подполья произвели подрыв заминированного автомобиля близ его дома. Погибло много случайных прохожих, но Амиров вновь оказался неуязвим для киллеров и продолжал работать. В апреле 2013 года министр регионального развития РФ Игорь Сюняев вручил Саиду Амирову высокую награду ─ диплом лучшего главы муниципального образования. Это была последний положительный знак внимания государства, которым был удостоен Амиров.
Арест Амирова
Через 2 месяца государственные силовые структуры ниспровергли авторитет мэра Махачкалы. 2 июня 2013 года Саид Амиров был арестован и под внушительной охраной этапирован в следственный изолятор в Москву. Чуть позже он был лишен своего поста главы городской администрации и исключен из рядов «Единой России». Амиров был обвинен в организации покушения на исполнявшего обязанности Следственного комитета по Республике Дагестан Арсена Гаджибекова. Эпизод относился к 2011 году.
Кроме мэра Махачкалы были арестованы его заместитель Юсуп Джапаров и трое братьев Ахмедовых. Фабула предъявленных обвинений такова ─ региональное отделение Следственного комитета производило расследование многолетней деятельности Амирова на его посту, пытаясь найти доказательства превышения служебных полномочий. Особый интерес следователей вызвало деятельное участие главы города в решении некоего «земельного вопроса». С арестом Амирову было предъявлено новое обвинение ─ в организации умышленного убийства и преступного сообщества.
С первого захода в 2014 году Северо-Кавказский окружной военный суд назначил Амирову 10 лет заключения за подготовку теракта. Через год этот же судебный орган приговорил чиновника к пожизненному заключению. Вместе с ним 18 лет колонии получил Юсуп Джапаров, а братьям Ахмедовым было назначено наказание от 12 до 20 лет. Попытки Саида Амирова добиться пересмотра дела в высоких судебных инстанциях не увенчались успехом. За ним навсегда захлопнулись двери тюрьмы.
Нас седьмом десятке лет известный в Дагестане хозяйственник и политик, страдающий от сахарного диабета и гепатита, с частично парализованной нижней частью тела попал в безнадежную ситуацию. Своей вины он не признал не на следствии, ни в суде, ни после него. Сторонники Амирова после оглашения окончательного приговора устроили довольно внушительную акцию протеста и поддержки любимого руководителя, на которую собралось около 1500 человек.
Группировка Амирова
Европейский суд также встал на сторону осужденного, признав условия его содержания чрезвычайно жестокими и обязав выплатить ему 15 тысяч евро компенсации. Сам узник пытался в камере вскрыть себе вены. Амиров во всем случившемся обвиняет своих многочисленных врагов и бездумно проводимую компанию по выявлению коррупционеров в органах власти всех уровней. Что касается врагов, то их у Амирова действительно всегда было не мало, даже после замирения соседней Чечни. Несколько лет в Дагестане наблюдали его «схватку» с депутатом Госдумы Гаджи Махачевым. Оба ее участника безуспешно пытались занять высший пост в республике и оба плохо кончили ─ Амиров оказался в тюрьме, а Махачев погиб в 2013 году в автомобильной катастрофе.
Но у суда были своя правда, основанная на фактах. На своем посту Амиров сумел организовать вооруженное формирование, которое возглавлял, как ни странно, помощник прокурора города Кизляра Магомед Абдугалимов. Группировка бросалась в бой по команде своего верховного главнокомандующего Амирова, причем, особо не выбирая средства.
Доказано, что боевики из группы поддержки мэра Махачкалы в 2011 году обстреляли из гранатометов ТРЦ «Москва» в соседнем городе Каспийске. Еще с большим масштабом велась подготовка к покушению на председателя Пенсионного фонда Дагестана Сагида Муртазалиева. Планировалось сбить самолет с находящимся на борту чиновником из ПЗРК «Стрела-М». Попытка убийства была отложена, а вскоре сам Муртазалиев был объявлен в розыск в связи с возникшими подозрениями в финансировании террористов.
Дело Саида Амирова может говорить только об одном ─ в 21 век Дагестан вошел с увесистым багажом из средних веков. Местные чиновники, будто прежние ханы или беи, не видят ничего зазорного в формировании личных дружин и по привычке восточных сатрапов не терпят инакомыслия, используя власть себе на пользу и не признавая никаких аргументов, кроме силы.