Лаша Шушанашвили — временно исполнявший обязанности управделами воровского офиса
Содержание
Навсегда кануло то время, когда «воры в законе» жили только от «кармана» или «катрана». Рыночные отношения, нахлынувшие в Россию 3 десятка лет тому назад, породили массу неведомых ранее банд рэкетиров, наркобаронов и прочих бандитов. Самые умные из новой криминальной поросли, создав стартовый капитал, предпочли полностью легализоваться и оставить в прошлом рискованные, с точки зрения уголовного кодекса, занятия.
Стремительный успех последних не остался без внимания «синих», в конце концов решивших взять на вооружение плоды общественного прогресса и для этого даже значительно отклониться от норм, предписываемых воровскими законами. Классическое криминальное сообщество постепенно стало напоминать обычное коммерческое предприятие, во главе которого должны стоять люди новой формации, прекрасно разбирающиеся в бизнесе, бухгалтерском деле, имеющие неординарные организаторские способности и связи с властными структурами.
К началу нового века в России полностью сформировалась империя Деда Хасана (Усоян), вытеснившая с рынка не только конкурентов, но и заставившая навсегда замолчать робкие голоса протеста остальных собратьев. С активной оппозицией в лице Рудика Бакинского (Оганов) было давно покончено.
Правой рукой престарелого руководителя воровского офиса стал Шакро Молодой (Калашов), который пользовался его полным доверием. Дело в том, что Хасан и Шакро принадлежат к одной религиозно-этнической группе. Родственники и единоверцы не могут обманывать друг друга.
Так, пришедшие с Ближнего Востока через Кавказ в Россию курды, исповедующие редкий йезедизм, получили ведущие роли на криминальной сцене. Все шло гладко до 2006 года, когда испанцы всерьез решили покончить с русской мафией и подали в Интерпол документы на розыск Шакро, имевшего в Аликанте виллу и заправлявшего процессом «отмывания» грязных денег.
В 2010 году, привезенного из Дубаи руководителя хасановского офиса, осудили на семь с половиной лет. Как только Шакро оказался в узилище его вакантное место управделами российского воровского офиса занял не курд, а грузин из Рустави Лаша Шушанашвили.
Любители подраться
Лаша Руставский родился в 1961 году. Путь в «люди» он начал восемнадцатилетним в Зестафони, попав на нары на полгода. Микроскопического срока хватило для того, чтобы самый известный грузинский вор того времени Гоги (Чиковани) возложил на его голову воровскую корону.
До начала 90-х годов Лаша Шушанашвили оперировал только на территории Грузии, каждый раз увеличивая тяжесть своих преступлений и с ним длительности сроков наказаний. Его с родины вывозили на год в суровую тюрьму города Балашов Саратовской области, ставшую известной тем, что в 70-х годах в ее стенах была создана первая пресс-хата.
Изобретение балашовских тюремщиков в дальнейшем нашло широкое применение в исправительных учреждениях и следственных изоляторах по всей стране. Знакомство с Россией продолжилось в Кировской области. Последний раз Лаша был задержан в Тбилиси в 1991 году, после чего переехал в Москву. Там он активно включился в процессы раздела полномочий, сфер влияния между грузинскими ворами и решения возникающих конфликтов, став завсегдатаем воровских сходок, часто проводимых в объектах столичного общепита.
В 1997 году он в баре «Бункер» на Большой Драгомиловской улице по кавказски горячо поспорил с вором Мамукой (Микеладзе) и схватился с ним в рукопашной схватке, после чего председательствующий не смог установить на собрании порядок и продолжить работу по предполагаемой повестке. Сходка была сорвана.
В другой раз в Сочи сходку сорвали нагрянувшие на шум милиционеры. В тот раз между собой дрались Каро (Мамедов) и Вахо (Чачанидзе). Они и оказались единственными участниками, которым удалось скрыться от милиции и не мыкаться несколько часов в «обезьяннике», пока милиция устанавливала личности задержанных, в числе которых был Лаша. Кавказская вспыльчивость с годами не исчезла в Лаше Руставском. В зрелые годы он сойдется в поединке с вором Чикой (Чикаберидзе), когда потеряет надежду убедить того словами.
Воровское противостояние
Уже в 90-е годы он сойдется с Дедом Хасаном и его командой. Их совместные следы обнаружены в протоколах задержаний участников воровских сходок в Шахтах Ростовской области, Нижнем Новгороде и Одессе. Имена Лаши и Деда Хасана соседствуют с другими активными членами «курдской» партии ─ славянином Пичугой (Пичугин) и курдом Тимуром Свердловским (Мирзоев). К моменту ареста в Эмиратах прежней правой руки «дедушки» Лаша Руставский выдвинулся в первые ряды, став ближайшим подручным криминальных курдов.
С первых дней передачи полномочий от Шакро Молодого Лаше пришлось решать проблемы с оппозицией, возникшей в рядах выходцев из Кутаиси и Сухуми. Ее лидерами стали Таро (Ониани) и Мераб Сухумский (Джангвеладзе). Странным образом в те годы несколько раз Шушанашвили удачно «подыграл» уголовный розыск. Воровская сходка его оппозиционеров на Пироговском водохранилище, куда были приглашены так и не явившееся на нее Лаша с остальными «дедовскими», в полном составе была арестована.
Чуть позже правоохранители проявили пристальный интерес к личности Таро, после чего он надолго «заехал» на зону. Мераб Сухумский в это время находился заграницей, пытаясь убедить в своей невиновности западноевропейскую полицию. Лидеры кутаисско-сухумской группировки решились заочно объявить Лашу Шушанашвили «не вором». Через 2 дня от него последовал симметричный ответ. Имена Таро и Мераба были поставлены в состояние «под конфликтом». В дополнение Лаша моментально организовал прогон в «Матросскую тишину», где под следствием пребывал Таро, с требованием ко всем порядочным арестантам, по возможности, воздать должное отступнику. Документ подписали почти в полном составе все члены «курдской» партии.
Гонение из страны
Безграничное увлечение коммерцией не могло пройти мимо внимания основной воровской массы. Дворец в Барвихе, охраняемый 10-ю бодигардами, в карман спрятать трудно. Почуяв вкус неограниченной власти, Лаша Руставский замахнулся даже на авторитет высокочтимых воровских аксакалов. Когда Джемал Сурамский (Хачидзе) выразил свое несогласие, Лаша отправил к нему на дачу делегацию, надававшую старику тумаков, а сам приостановил полномочия заслуженного вора.
В 2008 году российские власти не пожелали больше терпеть на своей территории личность Шушанашвили. Он был депортирован в Армению. Решение властей не застало врасплох Лашу. Загодя он начал готовить себе запасной аэродром на соседней Украине, но там вспыхнул скандал с незаконной раздачей гражданства всяким «мутным» личностям. Украина не пожелала становиться «заповедником» для пришлых «воров в законе», стране вполне хватало своих. Шушанашвили не помогло даже близкое знакомство с олигархом Ринатом Ахметовым.
В 2009 году Лаша Руставский предпринял попытку вернуться в Москву, но быстро был опознан и вторично выдворен. Домом для себя он избрал Грецию, где быстро развил собственный легальный бизнес, в чем ему помог Лева Грек (Чолакидис). По его признанию, интересы сконцентрировались на туризме и производстве ликеров.
Угрызений совести от несоблюдения норм воровского поведения он не испытывал. Чаще всего сходки стали организовываться заграницей, рядом с временным убежищем Шушанашвили, что вызвало ропот у всех не столь состоятельных «воров в законе». «У кого есть деньги, летают в космос на сходку, а остальные должны только выполнять принятые решения», ─ такой вывод сделали многие грузинские воры.
Ушедшее влияние
Самый отчаянный грузин Бадри Кутаисский (Когуашвили) высказал ему претензии в лицо и стал сам организатором сходки в Греции, где хотел поднять вопрос о «не воровском» поведении. Лаша на сходку не явился, а по устоявшейся привычке заочно освободил Бадри от имени.
Опять же личной встрече в будущем Лаши и Бадри вновь помешала милиция. Совсем неожиданно в кармане у кутаисского вора нашли героин, хотя в увлечении наркотиками он ранее замечен не был. Бадри отправился на долгий срок «куда Макар телят не гонял». От Лаши после этого случая отвернулся другой авторитет курдской группировки Эдик Тбилисский (Асатрян).
Последние годы влияние Лаши Руставского стало стремительно падать. Между ним и Дедом Хасаном также пробежала «черная кошка». Лаша понял, что с освобождением Шакро ему придется уступить кресло руководителя. Хасан прокручивал другой вариант ─ сделать своими приемниками племянников Юру Лазаревского (Усоян) или Мирона (Чантурия).
Все старания прошли напрасно. Лаша нажил себе кучу врагов. Особенно тяжелым для Шушанашвили выдался 2013 год. В январе в Москве из снайперской винтовки застрелили «дедушку», а греческая полиция довела до обвинительного заключения уголовное дело о руководстве преступной организацией. Суд в Салониках присудил Лаше 14 лет. Правда, за решеткой Шушанашвили пробыл не долго. Он был досрочно освобожден и сейчас, после ареста Шакро Молодого и удержания его в «Лефортово», вновь включился в борьбу за лидерство.