Андрей Синюков
Андрей Синюков, без сомнения, — мастер своего дела. Поражает не только его великолепное владение собственным телом, отточенное чувство времени, но и особая динамическая интуиция и стремительность, без коих нельзя обойтись в восточных единоборствах. Однако Айкидо Айкикай — это лишь часть его жизни, а в остальном Андрей самодостаточный и интересный человек со своим богатым внутренним миром.
— Кем Вы мечтали быть в детстве?
— Если честно, затрудняюсь ответить на этот вопрос. Думаю, что, как и все мальчишки советского времени, в детстве мечтал стать летчиком. Но то, что буду инструктором Айкидо Айкикай — точно не представлял!
— Как же так получилось, что Вы, не думая о спорте, все же связали с ним свою судьбу?
— Случайно. В школе начал заниматься вольной борьбой (тогда выбор был небольшой, поскольку в советское время дети занимались либо боксом, либо вольной борьбой). Затем я увлекся самбо и прозанимался несколько лет. А потом наступили те самые золотые времена, когда в стране стали появляться видеофильмы с восточными единоборствами и неподражаемым Брюсом Ли. Я увлекся карате, мы тренировались нелегально в Доме культуры. Но, чтобы к нам не было претензий, занимались под эгидой вокально-инструментального ансамбля. В зале действительно стояли инструменты, которые мы на время тренировок раздвигали по сторонам, чтобы освободить пространство. Мое увлечение крепло, а поступив в институт, я встретил единомышленников. Продолжил занятия восточными единоборствами в армии — занимался рукопашным боем ВДВ. Были и тренировки, и сборы, и соревнования. И уже в зрелом возрасте понял, что даже если не связывать свою жизнь со спортом, он будет всегда идти параллельно.
Увидев, что такое Айкидо в исполнении Михаила Сафронова (тогда обладатель 3-го Дана, на сегодняшний день 4-й Дан, г. Москва, он является куратором нашего клуба «Сэй Шин», федерации), был, мягко говоря, поражен. Я понял, что все это время занимался не тем. С уверенностью могу сказать: все, что показывает кинематограф про Айкидо, — киношные понты! (Смеется.)
Я увлекся Айкидо и спустя 3 года интенсивных тренировок получил черный пояс и зарегистрировал свой клуб, а еще через некоторое время был выбран руководителем филиала Межрегиональной общественной организации «Сибирская федерация «Айкидо Айкикай» по Кемеровской области.
— Айкидо Айкикай — что это за вид японского единоборства?
— Как гласят легенды, своими корнями Айкидо Айкикай уходит во времена самураев. Это воинское искусство, которым владели целые кланы. Мифов и легенд, в том же Интернете, бесчисленное количество, читать не перечитать. (Смеется.) И если честно, мне это даже не интересно, я занимаюсь тем, что вижу сейчас, а не тем, что было когда-то. Айкидо Айкикай — это суперэффективная система самообороны, с ярко выраженным оборонительным характером. В то же время человек, занимающийся Айкидо, в случае уличного нападения должен уметь не только защитить себя, обороняясь, но и должен уметь ударить первым. Почему? Причин очень много. Сидишь ты в ресторане, клубе со своей девушкой, и кто-нибудь из выпивших гостей оскорбил ее, толкнул, ударил и т.д. А ты сжимаешь кулаки и уговариваешь себя: «Я занимаюсь Айкидо и буду только защищаться в случае нападения!» — и продолжаешь медитировать. Смешно! Любой мужчина обязан встать и врезать, чтобы неповадно было. И ни один человек, находящийся рядом, не скажет, что ты нападал, все скажут — ты защищал! — Айкидо Айкикай — это искусство рукопашного боя или техника боя с оружием? — Считается, что, занимаясь Айкидо, ты обязан уметь владеть мечом, палкой и ножом. Мы тренируемся на бакенах (деревянный меч), танто (деревянный нож) и дзё (деревянная палка для занятий). Во многих фильмах герои очень хорошо работают и мечами, и ножами, и это лишь подчеркивает, что человек, занимающийся Айкидо, должен в совершенстве владеть холодным оружием. Существуют определенные аттестационные техники боя с оружием для получения 2-го Дана и выше. Но с учетом того, что мы живем не во времена самураев, с собой подобное оружие не носим и не обороняемся им. Таким образом, Айкидо Айкикай в современной интерпретации — это все же искусство рукопашного боя, практичного и эффективного. На показательных выступлениях мы демонстрируем красивые движения, но в жизни не как на татами — все намного жестче и, естественно, эффективнее.
— Можете описать свои ощущения во время борьбы?
— Как правило, я ничего не чувствую. Если у вас поединок, не важно в зале или на улице, — вы не должны ничего чувствовать. Это то же самое, что и водить машину. Автовладельцы меня поймут. Когда вы впервые садитесь за руль, у вас работает все тело, каждая мышца лица, мозг. Спустя какое-то время у опытных водителей мозг уже не думает и тело работает автоматически, например, вы можете спокойно вести автомобиль и разговаривать по телефону, а на начальном этапе вы себе такую роскошь позволить не можете. Так же происходит и в Айкидо. В зале вы сначала пытаетесь что-нибудь почувствовать, осмыслить, а когда уже приобрели определенные навыки, то не думаете, о том, что нужно делать, работает только ваше тело.
— Вы по-прежнему осваиваете и совершенствуете навыки борьбы или занимаетесь преподавательской деятельностью?
— Совершенствуюсь, самосовершенствуюсь ежедневно! Причем мне это не мешает преподавать. Это неотъемлемая часть обучения. Если я перестану самосовершенствоваться, то однажды мои ученики уйдут от меня, потому что мне нечему будет их научить.
— Ваши планы на будущее? Каких рангов еще планируете достичь?
— В Айкидо своя система аттестации, все зависит от меня. С одной стороны, она, конечно, хороша, с другой — слишком мягкая для восприятия русского человека. Приведу пример со Стивеном Сигалом. Официально он был аттестован до 5-го Дана. Чтобы его получить, он самосовершенствовался как мастер. 6-й и 7-й Дан ему присвоило «Айкидо Айкикай» Хомбу Додзе (Токио) за популяризацию Айкидо в кинематографе. Таким образом, стоит решить, в каком направлении пойдет ваше самосовершенствование: либо привлечение народа в Айкидо, либо совершенствование своей техники. На дипломе, который вы получаете из Японии, не написано, за что вы получили очередной Дан — за популяризацию или за навыки, он одинаковый для всех (с иероглифами и печатями). И когда знакомым показываешь этот диплом, они, как правило, спрашивают: «А что это?» И лишь потом: «Здорово. Поздравляем!»
— Как часто у нас в регионе проводятся различные семинары?
— «Сибирская федерация Айкидо Айкикай», филиал которой я возглавляю, включает в себя четыре региона: Омскую, Новосибирскую, Кемеровскую области и Алтайский край. Внутри федерации семинары проходят почти каждый месяц. Приезжают различные именитые мастера из Франции и Москвы, поэтому совершенствоваться можно бесконечно в любом регионе федерации. Однако основную ставку мы делаем на французов, поскольку они впереди планеты всей — на сегодняшний день они лучшие в Айкидо. (Смеется.)
Примером может служить Кристиан Тессье — 7-й Дан, Шихан (прим. Андрея Синюкова: Шихан — человек, который имеет право аттестовывать, т.е присуждать Даны. Добиться звания Шихана европейцу практически невозможно. Потому что японцы не отдают Айкидо никому — это национальное достояние страны. Поэтому все документы приходят строго из Японии. Картотека с данными также хранится в Японии), президент Федерации Айкидо Франции, причем эта федерация самая многочисленная, больше чем в Японии. Европейцы на сегодня лучше, чем японцы. Все очень просто: поскольку все единоборства — из Японии, то японцы хорошо владеют ими, поэтому мастерство европейца должно быть выше. Ведь если вспомнить, то карате, дзюдо — это тоже японские единоборства, а чемпионами являются русские. Поэтому европейцы должны постоянно самосовершенствоваться, чтобы показывать высокие результаты.
Людей, которые на сегодня занимаются Айкидо в Кемеровской области, очень мало! В системе «Сибирской федерации Айкидо Айкикай» задействованы три города: Кемерово, Новокузнецк, Березовский. Только в них официально преподается это восточное единоборство.
— Что для Вас Айкидо: хобби, работа или стиль жизни?
— Это часть жизни. Пусть не самая большая, но достаточно значимая.
— Кого Вы считаете своим учителем?
— Своими учителями я считаю нескольких человек, причем не пытаюсь быть похожим ни на одного из них. Беру лишь самое необходимое. Это Михаил Сафронов (4-й Дан, г. Москва), Алексей Алексеенко (4-й Дан, г. Москва), Паскаль Гийман (5-й Дан, Париж, Франция), Кристиан Тессье (7-й Дан, Париж, Франция). Я присутствовал на их семинарах, общался с ними, и не только на татами. Это очень интересные люди с богатым внутренним миром. Есть чему научиться, но у них свой образ жизни, у меня свой. Главное в жизни найти свое место, а не занимать чужое.
— Многие мастера считают очень важным фактором для тех, кто стремится изучать Айкидо, знание биографии О-Сэнсэя, или, другими словами, путь, пройденный Основателем? Хотелось бы услышать Ваше мнение.
— Основатель Айкидо — Морихей Уэсиба — одна из наиболее примечательных личностей в истории боевых искусств XX века. Его мастерство считалось непревзойденным ещё при жизни, а после смерти вообще обросло многочисленными историями и легендами, с которыми я, к сожалению, не знаком. У него была своя дорога, у меня — своя. Но объективно могу сказать одно: человек, сумевший развить новое боевое искусство, получившее распространение во всем мире, должен обладать завидной харизматичностью. В настоящее время существуют десятки различных направлений Айкидо и тысячи клубов во многих странах мира.
Добавлю, Айкидо Айкикай — это то направление, которое подчеркивает, что мы занимаемся Айкидо, которое основал Морихей Уэсиба.
— Владея техникой борьбы, в жизни Вы применяли это искусство, например, в целях самообороны?
— Да, приходилось. Причем на достаточно хорошем уровне. Люди, которые наблюдали со стороны, были немного шокированы, и по их округлившимся глазам я понимал — это эффективно! Я могу вас уверить на 100%: Айкидо в жизни работает — проверено!
— Расскажите о своем спортивном клубе «Сэй Шин». Что это за клуб и кто в нем занимается?
— Когда мы зарегистрировали клуб, были определены четкие правила. Если ты пришел заниматься, то не задаешь глупых вопросов, слушаешь учителя и тренируешься. Когда мне задавали вопрос: «Почему?», я отвечал: «Если вы приходите в школу, учительница учит вас алфавиту, буква за буквой. И когда она говорит, что это буква А, вы пишете букву А и не задаете лишних вопросов. Придя на занятия Айкидо, вы обязаны так же слушаться: если я говорю, что данное движение — это буква А, значит, так оно и есть!» Также в нашем клубе, наверное, единственном во всем мире, нет девушек — это табу. Поскольку я считаю, что каждый должен заниматься своим делом. В моем восприятии девушка ассоциируется не с боевым искусством, а с чем-то иным, поэтому девушек у нас нет. Возраст занимающихся Айкидо Айкикай молодых людей в нашем клубе — от 16 лет.
— Нужна ли особая физическая подготовка для занятий Айкидо?
— Физическая подготовка нужна обязательно! Придя в Айкидо, вы обязаны хотя бы иметь представление об ударной технике, как руками, так и ногами. А также владеть навыками бросковой техники. Всему остальному вы научитесь.
В Айкидо сегодня приходит наша интеллигенция: врачи, банковские служащие и пр. Зачастую это люди, которые тяжелее телефонной трубки ничего в своей руке не держали. Поверьте, им бывает очень трудно в процессе обучения, но они не уходят!
— Что означает название «Сэй Шин»? И почему выбрали именно его?
— Название «Сэй Шин» было нам предложено в Москве, когда регистрировали клуб. А его, в свою очередь, предложил Кристиан Тессье, как, впрочем, и многие другие названия для российских клубов. Мне было предложено несколько названий, и я выбрал именно «Сэй Шин». Насколько я знаю, оно имеет два значения: чистый ум и внутренняя сила. Я так и стал понимать: если у тебя чистый ум, значит, ты обладаешь внутренней силой. А если у тебя есть внутренняя сила, значит, у тебя и чистый ум.
— Кроме того, что Вы спортсмен, хотелось бы узнать немного о Вас как о личности, о Ваших вкусах, предпочтениях, интересах. Наверняка, у Вас есть свободное время. Как Вы его предпочитаете проводить и с кем?
— Как и у любого нормального человека, у меня есть друзья и знакомые. Иногда встречаемся и весело проводим время. Это может быть и ночной клуб, и ресторан, и баня. Ничто человеческое мне не чуждо. Тем не менее, я не пью и не курю! Я выбрал для себя здоровый образ жизни и дорожу им, при этом никого никогда не осуждаю. Каждый делает свой выбор.
— Как Вы относитесь к чтению книг? Какую литературу предпочитаете?
— Предпочитаю читать научную литературу, связанную с медициной. Потому что, занимаясь айкидо и получая травмы, я вынужден изучать различные медицинские нюансы, начиная с оказания первой помощи и заканчивая эффективным лечением. Мне часто приходится давать советы для быстрой реабилитации и восстановления после травмы.
— Не могу не спросить про кинематограф…
— Мне нравится любое направление, будь то боевик, комедия или мелодрама. Главное, чтобы фильм был интересным. Любой жанр включает в себя фильмы, которые можно смотреть, нужно смотреть, интересно смотреть, а есть те, которые не понимаешь вообще. (Смеется.)
— В кимоно Вы похожи на самурая, а если пофантазировать и представить Вас каким-нибудь героем кино, кем бы Вы могли быть?
— Никогда об этом не думал… Мне сложно ассоциировать себя с киногероями, так как отчасти это выдумка и гипербола. Могу лишь сказать, что есть такие хорошие фильмы, как «Последний самурай» с Томом Крузом и «Гладиатор». Я считаю, это шедевры кинематографа. Там есть преданность долгу и верность самому себе, честь и достоинство, то, чего на сегодняшний день уже не существует. В мужчине я ценю эти качества, но таких мужчин в наше время становится все меньше и меньше. В связи с этим, герои этих фильмов мне глубоко симпатичны.
— Помимо спорта есть еще увлечения?
— Я думаю, можно отметить общение. Общаюсь очень много. Чаще, конечно, это деловые встречи, нежели для удовольствия.
— Путешествовать любите? Самое запоминающееся путешествие?
— Путешествовать люблю. Что касается запоминающихся путешествий, то самое негативное — это Египет, а самое положительное — Таиланд. В Египте я бы получил максимальное удовлетворение от отдыха, если бы не выходил за пределы отеля. Сталкиваясь с местными жителями, я понял, что их нужно бить палками каждого — 99% точно! Потому что люди в извращенной форме хотят вас обмануть, облапошить, причем нагло и беспардонно, считая нас, туристов, «оленями». Думаю, что если бы я попал туда лет 10 назад, когда у меня не было той сдержанности, которая есть сейчас, я бы, наверное, сидел в египетской тюрьме. (Смеется.) В Таиланде я был на острове Самуи, где на момент моего отдыха русских практически не было. Уровень жизни там очень высок. На острове есть дома Дэвида Бэкхема, Бритни Спирс и прочих великих мира сего. Впечатлили атмосфера спокойствия и отношения людей. Тебе искренне рады везде и всегда. Великолепная природа, изобилие фруктов, океан… Одним словом — красотища!
— И традиционный вопрос — Ваш рецепт «сочной жизни»?
— (Смеется.) Наверное, если бы я знал рецепт «сочной жизни», то жил бы уже где-нибудь на шикарной вилле в солнечной Испании и наше интервью вряд ли бы состоялось! Поэтому пока без рецепта.