Обнальщик Вячеслав Платон получил 18 лет лишения свободы
Содержание
Молдавский бизнесмен Вячеслав Платон, обвиняемый в хищении и отмывании денег, в том числе и из банков России, осужден на 18 лет тюрьмы. Такой приговор вынес вчера на закрытом для прессы заседании суд Кишинева, признавший обвиняемого виновным по двум статьям Уголовного кодекса республики — «Мошенничество» и «Отмывание денег».
«Суд постановил приговорить Платона к 18 годам в тюрьме закрытого типа с лишением права занимать определенные должности в течение пять лет», — отмечается в приговоре. Суд также постановил взыскать с него 869,2 млн лей (около $40 млн) и арестовал имущество, доли в компаниях-резидентах, а также банковские счета обвиняемого.
Как приговаривали Вячеслава Платона
Как следует из приговора, кроме тюремного срока с Вячеслава Платона должны взыскать 869,2 млн леев в пользу Banca de Economii за счет имущества, которое ему принадлежит. Речь идет о 63,89% акций Moldindconbank: в документе обозначены 19 физлиц и фирм с долями не более 4,78% из Молдовы, Украины и России. Если акции не будут отчуждены, инициируют эмиссию акций Moldindconbankв пользу Banca de Economii. Речь идет об акциях самого Вячеслава Платона (0,31%), его отца Николая Платона и лиц, о которых практически нет никакой информации. Среди них Артур Мурашкин, Сергей Ткаченко, Юрий Контиевски и другие.
Кроме акций Moldindconbank, в решении говорится об отчуждении активов, средств и акций (83,12%) страховой компании ASITO и компании AllianceInsuranceGroup. Отчуждение коснется 100% доли в двух брокерских компаниях — Broking-VM и Asito-Broker, и 3,7 млн леев средств Moldasig, хранящихся на депозите в Moldova Agroindbank.
Осенью прошлого года админсовет Национальной комиссии по финансовому рынку обязал трех мажоритарных акционеров страховой компании Alliance Insurance Group продать принадлежащие им 87% акций. Речь идет о голландской компании GenerashonFinancial B. V., которой принадлежит 57,04% акций компании, а также английских компаниях Bellefond Invest Limited и Papilon Invest LTD (19,5% и 10,7% соответственно).
Ранее президент Victoriabank Наталья Политова-Кангаш говорила, что за компанией Generashon Financial B. V. стоит бизнесмен Вячеслав Платон. В начале года сняли арест с акций Alliance Insurance Group, однако заблокировали ее счета.
Cреди активов, упомянутых в вердикте, есть две квартиры в столичном секторе Ботаника и средства нескольких компаний, ни в одной из которых Платон не числится учредителем или директором: Factoring International SRL (учредитель и директор Александр Боложук), BN-Proalim(учредитель и директор Юрий Горин), Kotvinvest (Александр Котвицкий), Stock-Trading (Аик Осипов), TotalInternational (Руслан Панченко) и Inamstro (учредители Николае Ионики, Вероника Вережан и Виталие Вережан, директора Николае Ионики и Вадим Крецу).
Без последнего слова
Перед оглашением приговора в суде выступил прокурор Андрей Бэешу, представляющий в деле сторону обвинения, который потребовал приговорить обвиняемого к 23 годам тюрьмы. «Мы приняли в расчет все обстоятельства совершенных преступлений, в том числе отягчающие вину, а также поведение сторон», — отметил прокурор.
Платону отказались предоставить последнее слово, мотивировав это тем, что он «неуважительно вел себя по отношению к судьям». Когда охранники выводили его из зала суда, он крикнул журналистам, что считает суд «цирком Плахотнюка» (Владимир Плахотнюк, один из лидеров правящей Демократической партии Молдовы).
«Посмотрите мне в глаза, господа судьи! Вам не стыдно?! Это не приговор, это политическое судилище, устроенное вашим хозяином — Владом Плахотнюком, место которому, на самом деле — в тюрьме! Это не суд, это зверинец Плахотнюка!», — заявил Платон, обращаясь к судьям.
Вячеслав Платон также проходит по так называемому делу «Ландромат» об отмывании из России в оффшоры через банки Молдавии более $20 млрд. Так, бывший сотрудник Национального центра по борьбе с коррупцией Михаил Гофман ранее рассказал об отмывании свыше $23 млрд. российского происхождения через молдавские банки. В свою очередь в МВД России заявляли о выводе $10,9 млрд. по «молдавской схеме» только в 2015 году.
Платона обвиняют в хищении из обанкротившегося в октябре 2015 года молдавского Banca de Economii («Сберегательный банк») более 800 млн леев (около $40 млн). Обвинения построены на показаниях бывшего руководителя банка, ныне мэра молдавского Оргеева Илана Шора, который также находится под следствием.
Скандал вокруг кражи €1 млрд из этого и других банков в Молдавии разгорелся летом 2015 года. Платона также подозревают в причастности к выводу денег в офшоры из России через молдавские банки в нашумевшем деле, получившем в прессе название «Ландромат».
Защита обжалует приговор
Платон был задержан в Киеве в июле 2016 года по линии Интерпола, спустя несколько часов после объявления его в международный розыск. В Кишинев он был доставлен на частном самолете, который, как утверждает его защита, зафрахтовал Плахотнюк.
Так, адвокат Эдуард Руденко заявил журналистам, что его подзащитный невиновен. «Все адвокаты настаивали на оправдательном решении. По поводу многочисленных нарушений гражданских прав подзащитного уже зарегистрирована жалоба в Европейском суде по правам человека», — отметил Руденко.
По его словам, из показаний на суде очевиден вывод — компании, через которые выводили деньги из молдавских банков, были приписаны Платону, но на самом деле контролировались «группой Илана Шора».
Адвокаты осужденного считают, что такая оперативность говорит о том, что власти Молдавии и Украины действовали согласованно. По их мнению, обвинения в адрес Платона не связаны с разбирательством вокруг кражи из банковской системы страны, а обусловлены другими причинами, в частности политическими. Со своей стороны Платон ранее заявлял журналистам, что за его арестом стоит его бывший партнер по бизнесу Плахотнюк.
Из показаний Платона
По словам Вячеслава Платона, о непосредственном участии Victoriabank в выводе средств из Banca de Economii, Banca Socială и Unibank и, в конченом итоге, из Нацбанка, ему рассказал приближенный олигарха Плахотнюка бизнесмен Сергей Яралов, а также один из главных обвиняемых в деле о краже миллиарда Илан Шор.
«Именно Victoriabank под руководством Плахотнюка намеренно нарушал все нормативы НБМ, искусственно увеличивая задолженность перед BEM, Banca Socială и Unibank. С этой целью осуществлялись фиктивные перечисления без реальных денежных средств, которые переводились через основной корреспондентский счет, а также ротация денежных средств, которые в итоге возвращались на счета компаний, связанных с участниками мошеннических схем», — заявил Платон.
«Затем, в период между принятием решения о введении наблюдения НБМ за BEM и его публикацией, то есть с 27.11.2014 по 01.12.2014, в пятницу 28.11.2014 руководство НБМ связалось по телефону со всеми финансовыми учреждениями, которые пользовались межбанковскими кредитами BEM, в том числе с теми, у кого срок кредита еще не истек, с требованием о возврате кредитных средств. Все это было задумано с целью сокрытия возврата Victoriabank около 1,8 млрд. искусственной задолженности, созданной вышеупомянутым способом, поскольку они заранее знали, что в итоге НБМ выплатит эти деньги по распоряжению Дорина Драгуцану, а правительство в лице Ю. Лянкэ предоставит государственные гарантии», — подчеркнул Платон.