Чайковский бандитский
Содержание
Этот материал готовился на основе информации, полученной из различных источников. Если в нем и обнаружатся небольшие неточности, то это не меняет общую картину событий. Наша задача — показать, как и в каких условиях велась борьба с бандитами оперативными сотрудниками милиции. Итак, читайте о том, как сыщики Чайковского отдела управления по борьбе с организованной преступностью разгромили опасную банду и что за этим последовало.
Все началось летом 1994 года, когда из соликамской колонии N 9 после отсидки вышел на волю Вячеслав Костромитин, он же Кострома — человек в криминалитете авторитетный. Милиция сразу поняла, что работы в Чайковском прибавится. Ведь существовала группировка Трифона, там же были Стас Чуруто и некий Хохол. Все в авторитете, ребята резкие, способные на дерзкие поступки. По оперативным данным, они «стригли» немалую часть предпринимателей, причем никто из потерпевших за защитой в правоохранительные органы не обращался — себе дороже. А тут еще пожаловал и Кострома.
Опасную стаю срочно требовалось разбивать. Сыщики начали искать любой повод, чтобы нейтрализовать хоть кого-нибудь из членов группировки. Внимательно следили за их поведением — вдруг кто-нибудь, например, закурит гашиш, и тогда есть гарантия, что фигурант окажется за решеткой, хоть бы и на недолгий срок. Однако все было тщетно. Но получилось как с той собакой, которая кусает свой хвост. В скором времени в воровском семействе возник скандал. Хохла обвинили в утаивании воровской кассы — «общака». Из Перми для разборок приехали несколько бойцов. Хохол гостей в квартиру не пустил и открыл стрельбу. А потом спешно сбежал из Чайковского.
Откуда у «братков» появилась информация об утаивании «общака», история умалчивает. Может быть, она была кем-то умело подкинута в сообщество. Тем не менее, на одного члена группы стало меньше…
Группировки конкуренты
В этот же период у бригады начались трения с конкурентами из-за дележа территории города, главным образом с криминальным авторитетом по кличке Червон. Человеком серьезным во всех отношениях, хотя бы потому, что он был назначен смотрящим по Чайковскому вором в законе Тарычем. Влияние Тарыча в преступном мире было очень высоким, хотя бы потому, что он был другом и соратником вора в законе Якутенка.
И вот в ноябре 94-го на берегу Камы убили Трифона. Киллер подстерег его под утро, когда тот вышел вместе со Стасом Чуруто из кафе. Наемный убийца расстрелял свою жертву из пистолета «Макаров» с глушителем и скрылся. Стасу тогда повезло. Он, увидев, что дружок упал как подкошенный, а киллер навел ствол на него, бросился в реку и тем спас себе жизнь.
Кто заказал Трифона? Чайковская «братва» начала рыть землю. К тому времени чуруто- костромитинская группировка уже наладила связи с вором в законе по кличке Крест. Похоже, на заказчика убийства Трифона не вышла, но почему-то решила выяснить, насколько законно по воровским понятиям Червон занимает пост смотрящего. Были споры: дескать, смотрящего может назначить только сход, а не лично Тарыч. Одним словом, под Червона начали копать, взяв в союзники вора Креста.
Из армии возвратился родной брат Стаса Чуруто — Леонид по кличке Жук. Тоже — с претензиями на крутость. Бригада стала вооружаться. Она наладила связи с военнослужащими ныне расформированной танковой дивизии. Возможностей для знакомств с военными у братков было много. Офицеры тогда жили в палатках, шлялись по городу, пили водку, напропалую искали приятных собеседников и попадали на тесный контакт чуруто-костромитинской бригады. Знакомства крепчали, а в дивизии к тому времени даже не развернулся особый отдел…
И уже окрепшим, вооружившимся бандитам подфартила сама судьба. В Перми в подъезде собственного дома был убит покровитель Червона Тарыч. Тогда Чуруто и Кострома начали уже открыто вырывать у конкурента крупные куски. Группировка почувствовала, что вот-вот станет владеть Чайковским. Все ее члены собирались в баре Доме быта «Элегант» (приходили туда, как на работу, в 9.00) и вызывали туда предпринимателей, которые поспешали к Костроме и Чуруте, как говорят, на всех четырех. Червон нервничал, власть явно уходила от него. В воздухе снова запахло порохом.
В мае 95-го обстреляли членов костромитинской бригады, трое были ранены. Устранять еще авторитетного Червона беспредельным способом они, видимо, не захотели, и в дело включился «законник» Крест. Начался серьезный и «законный» передел сфер влияния.
Воровской сход
В ноябре 95-го у сыщиков УБОПа появляется информация о намечающемся в Чайковском воровском сходе. Разумеется, присутствовать на нем никому из оперативников не удалось. У криминалитета очень хорошая конспирация. В город неожиданно въехали двое черных «Жигулей» 99-й модели в сопровождении охраны и направились на базу отдыха «Раздолье». В авто сидели воры Крест и Макар. После того, как кавалькада зарулила на место назначения, на дорогах воровской службой безопасности были выставлены посты наблюдения.
И все-таки криминалитет сыщиков недооценил. Милиция и не собирались вламываться на сход. Оперативники знали позицию Креста: если какой-либо «браток» приедет на встречу с наркотиками или оружием — ломать ему руки и ноги! Так что класть гостей лицом в грязь — дело бессмысленное, рассчитанное на обывателя дешевое зрелище. А вот знать, что замышляет криминальный мир, — необходимо. Чтобы контролировать ситуацию и действовать в правильном направлении. И оперативники узнали суть разговора очень быстро. На сходе рассматривалось персональное дело Червона. Крест попросил его объяснить, сколько и когда он внес в общак. Обвиняемый попытался оправдаться и предъявить товарные чеки. Но Крест возмутился:
— Какие чеки?! А можешь ли ты предъявить хоть одну «маляву» (записку из зоны) от братвы? Ты же положенец, а купил себе квартиру, джип, а зоны не «греешь».
Крест вынес свой вердикт: Червон отстраняется от должности смотрящего. Кроме того, провинившемуся предложили вернуть долги…
Оперуполномоченные поняли: предстоит серьезная игра. И уже единственной в Чайковском мощной криминальной группировке понадобятся деньги, много денег, поскольку Костроме, Чуруте и другим необходимо зарабатывать уважение сильных воровского мира. Значит, бригада, по мысли оперативников, должна резко активизироваться, и настает время ломать криминальному миру города хребет. Но сделать это нужно безукоризненно. Ведь у таких субъектов всегда есть связи с правоохранительными органами, системой правосудия, чиновниками. Опера начали контролировать буквально каждый шаг членов сообщества.
Резкие ограбления
Резкие действия Чуруты и Костромы начались уже в декабре 95-го. Именно тогда руководители банды Стас Чуруто и Костромитин решили потрясти ювелирный магазин фирмы «Алигал». С этой целью к директору магазина заявились трое «бойцов» и начали всегдашний разговор всех строителей «крыш». Мол, беремся охранять вашу персону и драгоценности за ежемесячное вознаграждение. Директор отказалась. Через несколько дней визит повторился с аналогичным для рэкетиров результатом. И вскоре предприниматель поняла: ох, зря не обратилась в милицию.
Как только прошли новогодние праздники, в универмаг, в ювелирный отдел, ворвались трое в масках. То были члены бригады Андрей Виноградов, Айрат Идиятуллин и Анатолий Пастухов. Леонид Чуруто ждал подельников в автомобиле. Действо разворачивалось по сценарию зарубежного боевика. Дикие крики «это ограбление!», затем под дулами пистолетов покупатели с продавцами укладываются на пол лицом вниз, а налетчики сгребают с витрин драгоценности. Именно так и произошло в Чайковском. Только в уральском эпизоде был чисто русский момент — вместо стильных рюкзаков, куда разбойники сваливают награбленное, была обыкновенная наволочка. Ювелирный магазин потерял при налете 54 пары сережек, 92 кольца, 20 цепочек, 51 подвеску. Все из золота и драгоценных камней. Общий ущерб, понесенный предпринимателями, — более 122 миллионов неденоминированных рублей.
Впрочем, это разбойное нападение получило известность не из-за своей дерзости (мало ли сегодня в стране тех, кто дерзко грабит и беззастенчиво ворует!), а благодаря присутствию в магазине в момент грабежа известной юмористки Клары Новиковой. Но в тот момент ей было явно не до смеха — ее так долбанул один из разбойников, что бедняжка, падая, сломала витрину.
После удачной операции «герои» от души веселились. Зря. Если бы они знали, что подозрение пало на них буквально через полтора часа после ограбления! Ведь сыщикам было известно, кто приходил к директрисе с предложением о «крыше». А бригада наивно надеялась на алиби, которое обеспечат ей несколько свидетелей: дескать, во время налета все они находились на своем «рабочем» месте в «Элеганте».
Через месяц с небольшим бандиты попытались ограбить зажиточного коммерсанта. Но допустили очередную промашку. Жена предпринимателя подняла шум, сорвала с бандитов маски, и налетчики ретировались, оставив на месте происшествия вещественные улики.
Собранные доказательства
Вокруг бригады теснее и теснее сжималось кольцо. И оперативниками тщательно собирались доказательства. И пройдет еще немало времени, прежде чем преступников будет решено брать. Когда станут известны адреса, где хранились награбленное и «общак», известен ювелир, который переплавил награбленное золото в здоровенные кресты и цепи, и, наконец, будет найдено оружие. В гараже Леонида Чуруты найдут целый арсенал: взрывные устройства, боеприпасы, глушители к пистолету, пистолет, бикфордов шнур, 402 патрона к «калашникову», гранотомет… Только после этого потерпевшие начнут давать официальные показания. Раньше они откровенничали о своих бедах «не для протокола». Таким образом, криминальный Чайковский понес невосполнимые потери.
Суд приговорил членов костромитинской бригады к длительным срокам заключения. Правда, на скамье подсудимых не сидел только Стас Чуруто — его застрелил в подъезде наемный убийца, когда оперативная работа по бригаде еще велась.