Несовершеннолетний преступник Аркадий Нейланд
Содержание
Каждый взрослый и дееспособный человек знает, что закон государства, в котором он проживает, необходимо соблюдать. Но в исключительных случаях для особо тяжких преступлений наказания, предусмотренного законом, может быть недостаточно. Речь идет о частных и очень редких ситуациях, которые неизменно попадают во всемирную историю. К примеру, в 1964 году в Ленинграде был приговорен к смертной казни и расстрелян несовершеннолетний преступник Аркадий Нейланд. Что совершил этот подросток и почему ради него высшие чины государства решились нарушить действующее законодательство РСФСР?
Аркадий Нейланд родился в 1949 году в Ленинграде. История его семьи типична для своего времени. Мальчик вместе с родителями, братьями и сестрой проживал в самой обычной коммунальной квартире. Мать и отчим частенько выпивали и мало времени уделяли детям. Нормой в этой семье считались физические наказания, зачастую необоснованно жестокие.
Мать работала санитаркой, а отчим слесарем, соответственно, о материальном достатке речи и не шло. Как признавался сам Аркадий (после ареста), он с братьями и сестрой часто недоедал, занимался бродяжничеством, а воровать начал с самого раннего детства. С 7 лет мальчик состоял на учете в милиции за хулиганство и мелкий грабеж. В возрасте 12 лет его отчислили из общеобразовательной школы, и мать определила непутевого сына в интернат. Но и в этом учреждении Аркадий «не прижился» — часто конфликтовал со сверстниками, пробовал сбегать.
Как только Нейланд окончил 6 класс, он был отчислен. После чего его отправили работать на производственное объединение «Ленпищемаш». Впрочем, и в этом виде деятельности Аркадий не смог зарекомендовать себя положительно. Парень попадался на мелких кражах и прогулах, но из-за своего возраста серьезных наказаний и судов ему удавалось избегать.
Крупное дело
В октябре-декабре 1963 года 14-летний подросток совершил несколько правонарушений, в которых был довольно быстро изобличён. В частности в это время он попытался ограбить женщину, а затем одинокого мужчину ( оба раза неудачно ), совершил кражу из киоска «Союзпечать», несколько хищений из помещения бани, парикмахерской и дома быта. Помимо этого, Аркадий украл у одного из братьев единственный костюм и деньги, хотя этот эпизод не вошёл в возбуждённое против Нейланда прокуратурой Ждановского района уголовное дело.
Но все это казалось амбициозному подростку мелочью, кроме того, большинство правонарушений заканчивались неминуемыми «визитами» в отделение милиции. В январе 1964 года Аркадий Владимирович Нейланд вместе с сообщником-единомышленником решил совершить действительно нечто «крупное» и завладеть большой суммой денег за один раз. Идеальным преступлением подросткам показалась квартирная кража. Оставалось только малое – найти подходящий объект.
Злоумышленникам приглянулся дом № 3 по Сестрорецкой улице. К предстоящей краже негодяи начали готовиться заранее. 24 января 1964 года они обошли целый подъезд выбранного здания и пообщались с жильцами под невинным предлогом сбора макулатуры. Так они приметили квартиру номер 9, двери которой открыла молодая девушка Лариса Купреева. Через дверной проем преступники разглядели, что в квартире имеется телевизор, и богатая обстановка. Немного пообщавшись с ней, малолетние преступники пошли дальше, но эту квартиру запомнили, чтобы в дальнейшем вернуться сюда.
Далее в квартире номер 7 дверь никто не открыл, и тогда преступники подобрали ключ и отперли ее самостоятельно. Совершив квартирную кражу, Аркадий с подельником спокойно покинули квартиру. Во дворе, однако, они столкнулись с дворником Орловой, которая с помощью прохожих задержала подозрительную парочку.
Нейланд вновь оказался в знакомом ему здании Ждановской районной прокуратуры, где на него завели новое уголовное дело. Нейланд в этой ситуации проявил неожиданную наглость и присутствие духа. После того, как помощник прокурора велел ему подождать продолжения допроса в коридоре, Аркадий спокойно вышел из кабинета и ушёл из прокуратуры. Правда без шапки — его головной убор остался в кабинете. Что поразительно – никто из сотрудников органов не обратил на него внимания и не попытался задержать. Преступник зашел к себе домой и похитил туристический топорик, отличающийся небольшим весом и размером, а также достаточно качественной заточкой. Аркадий Нейланд сразу сообразил, что оставаться в квартире родителей нельзя.
Несколько дней он ночевал по подвалам и чердакам, не переставая следить за «богатой» квартирой номер 9 по Сестрорецкой улице. По некоторым версиям, мысль о совершении ограбления с убийством пришла в голову подростку спонтанно, во время последнего задержания. Но если оценивать все факты в совокупности, можно сделать предположение, что Аркадий Нейланд и его подельник придумали и спланировали все заранее.
Как бы там ни было, 27 января 1964 года преступник пошел «на дело». И только подумайте: если бы ему не удалось сбежать из отделения тремя днями ранее, или если бы он был помещен в исправительное учреждение за более ранние преступления, трагедии можно было бы избежать.
Малолетний преступник несколько дней наблюдал за выбранной «богатой» квартирой. К моменту нападения он уже точно знал, что днем внутри находится только женщина-домохозяйка средних лет и ее маленький сын. Как позже сознается на допросе Аркадий Нейланд, он шел на преступление, заранее решив, что убьет хозяйку и, скорее всего, ребенка тоже. Моральная сторона данного вопроса его не волновала, а что касается вероятного наказания – злоумышленник на личном примере не раз испытал, что к подросткам судебная система РСФСР относится лояльно.
Грабеж с убийством
Аркадий позвонил в дверь выбранной квартиры, и ему сразу открыли. Хозяйка – Лариса Купреева – узнала угрюмого юношу, заходившего несколько дней назад, и насторожилась. Сам преступник тоже замялся и произнес какой-то совершенно неубедительный предлог для визита, в ответ на что дверь перед его носом была закрыта. Тогда Аркадий выждал некоторое время, позвонил вновь, назвался почтальоном, изменив голос, а когда дверь открылась, он сразу же набросился на хозяйку квартиры с топором.
Завязалась борьба, женщина понимала, что несет ответственность и за жизнь собственного сына, и отчаянно сопротивлялась. В один момент ей даже почти удалось выхватить из рук преступника топор. Но затем Аркадий повалил Ларису в кресло и нанес серию ударов по голове. После того как хозяйка квартиры затихла, преступник хладнокровно расправился с ее сыном Георгием.
Затем он обошел комнаты и собрал ценные вещи, после чего не побрезговал и перекусить на кухне. Прежде чем покинуть квартиру, Аркадий совершил поджог, рассчитывая, что огонь уничтожит все следы его зверств. Однако это ожидание не оправдалось. Пожарный расчет приехал достаточно быстро: соседи заподозрили неладное, учуяв запах гари в подъезде.
Достаточно быстро огонь был потушен. Но когда пожарные вошли внутрь квартиры, они были шокированы. Мертвые тела, следы крови и общий бардак в комнатах явно бросались в глаза. Кроме того, удалось даже обнаружить отпечатки пальцев неизвестного, которые впоследствии стали важными уликами против главного подозреваемого.
Первоначально под сильное подозрение в причастности к преступлению попал супруг погибшей Ларисы Купреевой. Двойное убийство выглядело слишком уж хорошо продуманным и немотивированно жестоким. Косвенными доводами в пользу того, что ограбление лишь маскировало убийство, служила незначительная ценность пропавшего имущества, отсутствие орудия преступления, а также то, что входная дверь не была взломана или открыта при помощи отмычки. На самом деле, убийца оставил орудие преступления в квартире, но это выяснилось лишь на третий день, когда закопчёный топор криминалисты отыскали на балконе (он находился в эпицентре возгорания, его рукоять сгорела и пожарники выгребли его на балкон вместе с прочим мусором).
За новой жизнью
15-летний Аркадий Нейланд – не маньяк, а просто несчастный ребенок, выросший в ужасных условиях и с полным отсутствием понятий морали и совести. В своих официальных заявлениях он сам и его несостоявшийся подельник говорили о том, что большую кражу они хотели совершить ради того, чтоб на вырученные деньги уехать к морю (в Сухуми или Тбилиси, по версиям разных источников) и там отдохнуть, а затем начать новую, законопослушную жизнь. Разумеется, данным планам не суждено было сбыться.
Сразу после совершения преступления Аркадий сдал украденные вещи в камеру хранения на вокзале, а на деньги прикупил зимнюю шапку, по бутылке шампанского и коньяка. Затем, немного погуляв, занялся поиском билетов. В Ленинграде в тот день не было возможности сесть на поезд дальнего следования в южном направлении, поэтому преступник приобрел билет до Москвы, рассчитывая сделать там пересадку. И это ему удалось.
В столице Аркадий Нейланд отправился в обзорную экскурсию по городу, познакомился с малолетним бродягой Нестеровым, вместе с которым двинулся далее на юг. 30 января 1964 года парочка сошла с поезда в Сухуми и буквально через 10 минут угодила в руки милицейского патруля. На вопрос милиционеров: «как твоя фамилия?», Нейланд, не задумываясь, брякнул : «Нестеров!» Чем, понятное дело, немало поразил своего нового дружка, настоящего Нестерова. Нейланд Аркадий был задержан и доставлен обратно в Ленинград.
Преступник был удивлен только тем, что его вычислили и нашли спустя 4 дня. При Аркадии оказалось несколько важных улик, в частности, фотоаппарат «Зоркий» с несколькими приметными царапинами, похищенный из ограбленной квартиры, паспорта Купреева и его приемной дочери, кроме того, на одежде убийцы и некоторых вещах присутствовали засохшие пятна крови.
Сам же Нейланд пребывал в шоке и даже не пытался отпираться. Достаточно быстро он начал сотрудничать со следствием. Аркадий Нейланд, биография которого включает в себя огромное количество мелких правонарушений и приводов в милицию, думал, что знает, что его может ожидать. Все дело в том, что действующее в стране законодательство не предусматривало высшей меры – смертной казни – для несовершеннолетних. Соответственно, решаясь на кражу с убийством, Аркадий думал, что максимум, что ему грозит – тюремный срок в колонии для несовершеннолетних. Во время допросов Нейланд во всех подробностях рассказал, как спланировал свое преступление и убил женщину и ребенка.
Жестокость и цинизм
Данное преступление поразило общественность всей страны своим зверством и бессмысленностью. В своих признаниях убийца несколько раз повторил, что спланировал ограбление «богатой» квартиры с последующим убийством свидетелей. Однако пострадавшие Купреевы были самой обычной семьей. Сложно сказать, по какому именно принципу выбирал объект для нападения сам Аркадий Нейланд. 1964 – год, в котором в Ленинграде, в принципе, было не так уж и много по-настоящему состоятельных семей. И искать подобную в самом обычном доме было ошибкой изначально.
Впрочем, чего ожидать от юноши, выросшего в коммуналках на самом социальном дне? По некоторым версиям, парень потерял голову, увидев обитую дерматином входную дверь, цветной телевизор и женщину-домохозяйку, ведущую «праздный» образ жизни.
Во время допросов подозреваемый сам расскажет о том, что первые удары своей жертве он нанес по рукам и плечам, и в ходе борьбы у него оставалось время передумать и оставить женщину в живых. Схватка жертвы и нападавшего действительно была долгой и шумной, подозрительные звуки слышали многие соседи. Сам же Аркадий Нейланд осознавал, что звуки борьбы достаточно громкие, поэтому при первой же возможности включил хозяйский магнитофон для того, чтоб приглушить их. Ребенка, который «путался под ногами», пока преступник убивал его мать, Аркадий зарубил в несколько ударов. Впрочем, в данном деянии убийца даже раскаялся, сказав, что сожалеет о том, что «пришлось так поступить».
Дело Аркадия Нейланда получило столь широкий общественный резонанс именно из-за цинизма преступника. После двойного убийства злоумышленник обшарил всю квартиру в поиске ценных вещей, а затем сделал ряд непотребных снимков тела убитой на украденный фотоаппарат, планируя в будущем продать их как порнографию. После этого Аркадий спокойно умылся в хозяйской ванне, пошел на кухню и приготовил себе обед, пользуясь припасами своих жертв. Соседство с двумя остывающими телами нисколько не испортило ему аппетит. И только подкрепившись, убийца поджег квартиру, открыл газ и поспешил уйти. В свою защиту преступник также скажет о том, что в произошедшем виновата сама Лариса. Мол, если бы она не защищалась, ее бы, быть может, и не пришлось бы убивать.
Высшая мера подростку
Когда обо всех обстоятельствах данного преступления стало известно общественности, реакции были неоднозначными. Многие утверждали, что Аркадий Нейланд – маньяк, изувер и не достоин жизни как таковой. Сам же преступник усугубил свое положение, сказав во время допросов, что знает о том, что бояться ему нечего. Однако Аркадий Нейланд был расстрелян в Ленинграде в 1964 году по приговору суда.
Многие жители страны просили именно такого наказания для убийцы, они отправляли свои письма и официальные прошения в прокуратуру и даже лично Л. И. Брежневу и Н. С. Хрущеву. Все эти обращения граждан прилагались к уголовному делу. После получения подобного приговора Аркадий Нейланд, расстрел которого противоречил всем действующим законам страны, вошел во всемирную историю.
Интеллигенция и юристы были несколько недовольны тем, что приговор не совсем вписывался в правовые нормы. Но нельзя не заметить, что данная казнь была не только показательной, но и рациональной. По закону, Нейланд должен был получить срок лишения свободы и имел реальную возможность (при хорошем поведении в колонии) освободиться уже через 5-6 лет. Соответственно, общество получило бы совершеннолетнего и взрослого преступника-рецидивиста в возрасте 20 лет, на счету которого не только разбой, хулиганство и кражи, но и убийство женщины и ребенка.
Законченная история
История этого несовершеннолетнего преступника заканчивается 11 августа 1964 года. Именно в этот день приговор был приведен в исполнение, и убийцу расстреляли. Ходят легенды о том, что найти исполнителей для проведения казни было очень трудно. Никто из государственных служащих не хотел стрелять в подростка. Стоит заметить, что Аркадий Нейланд имел вполне обычную внешность. Он порой выглядел неряшливо и был бедно одет, но общее впечатление производил нейтральное: среднестатистический подросток своего времени.
Когда в зале суда был зачитан приговор, Аркадий Нейланд не только удивился, но и по-настоящему испугался. После этого он начал просить о помиловании, написал кассационную жалобу, но его просьба не была удовлетворена. На всемирном уровне данные события получили двузначную реакцию. Цивилизованные страны были поражены наглостью и жестокостью преступника, но среди правоведов нашлись и те, кто был возмущен.
Это дело и вынесенный приговор западная общественность восприняла как угнетение свободы и прав личности социалистическим строем. И все же для того, чтоб привести приговор в исполнение, требовалось как-то узаконить подобное решение. Для этого была проведена уникальная акция: среди судей Ленинграда провели письменный опрос, в котором следовало ответить, можно ли признать Постановление Президиума ВС СССР имеющим обратную силу?
Согласие с данным тезисом означало допустимость проведения смертной казни несовершеннолетнего. Разумеется, судьи, участвовавшие в опросе, сразу поняли, чего от них ждет власть, и проголосовали утвердительно практически единогласно. Стоит заметить, что данный случай уникален для истории России и всего мира. Именно поэтому Аркадий Нейланд стал настолько «знаменит». К несчастью, прославиться ему удалось кровавым образом.