Сергей Мавроди отдыхает перед своим узбекским коллегой Ахмадбоем Чиназским
Содержание
Дело Сергея Мавроди, воплощенное в классической финансовой «пирамиде» компании «МММ», не только живет, но и продолжает успешно развиваться. Первопроходец по российской земле благополучно вышел сухим из воды, несмотря на судебные преследования, реанимировал «МММ» в 2011 и 2012 годах, вновь обобрал доверчивых граждан и сейчас переключился на Китай, Индию и африканские государства.
По числу пациентов российских сумасшедших домов, выдающих себя за Сергея Мавроди, ему нет равных среди более известных исторических персонажей. Его слава затмила в неустойчивых мозгах Юлия Цезаря, Наполеона и даже современника Бориса Ельцина. Не стоит удивляться, что его успешный опыт взят на вооружение другими аферистами, жаждущими наживаться на чужих накоплениях, дуря голову простым гражданам.
Мясник аферист
Полноценный дубль компании «МММ» был воспроизведен совсем недавно в Узбекистане. Роль Мавроди исполнил в недавнем прошлом обычный мясник Ахмадбай Турсунбаев. Биография узбекского Мавроди началась в кишлаке Алмазар Чиназского района, где в 1978 году родился шустрый мальчик. Первое время он зарабатывал на жизнь, разделывая туши баранов и бычков на местном базаре, затем наступил черед торговли мясом. У Ахмадбая появилась небольшая лавка.
Коммерческая жилка, явно присутствующая в его характере, помогла развиться бизнесу. Турсунбаев сам стал выращивать крупный рогатый скот. Ему удалось стать поставщиком мяса для Ташкентского зоопарка. В 2010 году в хозяйстве сельхозпроизводителя насчитывались стадо крупного рогатого скота поголовьем больше 3000, сотни гектаров пастбищ и полей под кормовые культуры, несколько десятков ферм.
Однако, звание латифундиста и плантатора, приносящее вполне приличный легальный доход, никак не прельщало его. Беспокойная натура Ахмадбая искала чего-либо исключительно более доходного. Флюиды интеллектуальной деятельности Сергея Мавроди достигли головы узбекского предпринимателя и он весь окунулся в создание национальной версии финансовой «пирамиды». Узбекский последователь дал ей название «Chinoz Avto Hamkor».
Официально Ахмадбай Турсунбаев поставил цель привлечь инвестиции населения для развития автомобильной промышленности суверенного Узбекистана в лице концерна «GM Uzbekistan». В офисе «Chinoz Avto Hamkor» принимали от инвесторов деньги под обещание выплатить в зависимости от размера суммы и срока от 100 до 200 процентов годовых. Кто был узбекским аналогом Лени Голубкова неизвестно, но рекламная компания велась широкомасштабно с использованием социальных сетей в интернете. В одной из них некто под ником Ахмадбой Чиназский подробно отвечал на любые вопросы потенциальных инвесторов и доходчиво развеивал любые сомнения в надежности финансового предприятия.
Особенность аферы
Характерная особенность, относящаяся к чисто национальному менталитету. При приеме денег практически не велась бухгалтерия в ее привычном понимании. Фамилия инвестора и сумма записывались в обычную школьную тетрадку, поэтому сейчас не только невозможно установить точное число обманутых граждан, но также доказать сам факт возникших договорных отношений между обоими сторонами сделки.
Другая особенность работы «Chinoz Avto Hamkor» заключалась в том, что инвестиции принимались, как в национальной валюте – сумах, так и в любой иностранной – долларах, евро, турецких лирах. Законодательство Узбекистана запрещает совершение на своей территории сделок в иностранной валюте. Кроме того, компания Ахмадбоя Чиназского охотно покупала в рассрочку у населения подержанные автомобили, причем по цене несколько выше рыночной. Отбоя от желающих выгодно избавиться от металлолома просто не было.
Людей не смущало, что им приходилось ждать полного расчета не менее года, все это время довольствуясь выплатой частей суммы сделки. Дальнейший путь автомобилей пролегал на крупнейший в стране Сергелийский авторынок, где они реализовывались, а вырученные деньги шли на выплату процентов и погашение долгов перед вкладчиками, расположившимися в верхней части финансовой «пирамиды».
В дальнейшем, кроме автомобилей финансовая структура Турсунбаева охотно принимала ювелирные украшения, совместив в себе инвестиционный фонд и обычный ломбард. «Chinoz Avto Hamkor» получал дополнительные дивиденды, выдавая всем желающим валютные кредиты. Правда, в этом случае условия были не столь выгодными – величина ставки достигала 40% в месяц, и сделка уже тщательно фиксировалась на бумаге. С должниками работала настоящая коллекторская структура. По самым скромным оценкам дневной оборот «Chinoz Avto Hamkor» достигал $1 млн.
Аферист и УВД
«Пирамида» успешно существовала около 5 лет, пока в июне 2016 года в особняк Ахмадбая Турсунбаева и в офис компании не нагрянул сводный отряд силовых ведомств. В сообщениях, появившихся в новостях после рейда, данные об изъятых в ходе обысков вещественных доказательств сильно разнятся. В одних источниках указывались 60 млрд узбекских сумов и $2 млн, в других – 13 млрд сумов и $7,9 млн.
На фотографиях, запечатлевших процессуальное мероприятие, деньги были упакованы в клетчатые клеенчатые сумки, которые чаще всего используют «челноки» для перевозки товара на рынок. Число этих сумок было воистину огромно. Возможно этим объясняется расхождение в опубликованных данных. Дело в том, что полиция не была готова к подобному улову и ей пришлось дополнительно привлечь для пересчета денег более 2-х десятков человек.
Новость об обыске имела обратный и очень неприятный для властей эффект. Среди населения началась подлинная паника. Особняк Ахмадбоя Чиназского был окружен толпами обманутых вкладчиков, требовавших у инициатора финансовой пирамиды «сатисфакции». Объяснений ни лично, ни через социальные сети не последовало. С многими доверчивыми гражданами, понявшими, что они безвозвратно потеряли все свои накопления, случился инфаркт. От самосуда узбекского Мавроди спасли сотрудники местного УВД, взявшего дом в плотное оцепление.
За полгода до этого они также участвовали в охране Турсунбаева, но по другому поводу. Тогда Ахмадбой Чиназский праздновал по всем мусульманским канонам свадьбу своего сына. В качестве спонсорской помощи он оплатил и синхронно провел аналогичную церемонию для 20-ти воспитанников детских домов. В поселок Алмазар прибыло более 5000 приглашенных гостей, которых развлекали лучшие артисты узбекской эстрады. К тому времени Ахмадбай Турсунбаев сравнялся по своему богатству с видными криминальными авторитетами Узбекистана Салимом бойвочча и Гопирбоем, он же Гафур Рахимов. Бывший фермер из глубинки не только оплатил народное гуляние. На празднике он блеснул новинками личного гаража, представленными Esclade, BMW и Lexus.
Простое мошенничество
Похмелье для невежественного и безмолвного населения наступило очень горькое. Кроме своей алчности не существует другого побудительного мотива для добровольной передачи денег мошеннику. С другой стороны, только наличие надежной «крыши» в верхних эшелонах власти могло обеспечивать такое вольготное существование «Chinoz Avto Hamkor» все эти годы.
В отличии от Китая и Арабских эмиратов, где за создание финансовых «пирамид» предусмотрена смертная казнь, в узбекском уголовном кодексе по этой теме значится явный пробел. В лучшем случае Ахмадбаю Турсунбаеву грозит обвинение в мошенничестве. Созданная им компания не имела требуемых лицензий на осуществление банковской деятельности и не зарегистрирована, как инвестиционный фонд. Еще налицо наличие грубых нарушений внутреннего валютного законодательства.
Деятельность ломбардов в Узбекистане также требует определенного оформления. Вина властей не только в многолетнем закрытии глаз на масштабную деятельность детища Ахмадбоя Чиназского. Существование в стране «черного» валютного рынка может не видеть только слепой. Теперь перед некоторыми обманутыми вкладчиками встала дилемма — признание в обладании ими значительных сумм в иностранной валюте может вызвать резонный вопрос правоохранителей в источнике ее возникновения. Обыски у Турсунбаева поставили еще массу вопросов, на который ответ будет дан в течении ближайшего времени – удастся ли ему, как Сергею Мавроди, улизнуть от ответственности, насколько принципиально подойдет приемник усопшего президента Ислама Каримова к «крыше» афериста, не зарежут ли Ахмадбоя Чиназского его бывшие клиенты?