Владимир Ашурков
Содержание
Владимир Ашурков родился в семье инженеров, работавших в закрытых НИИ военно-промышленного комплекса. Достаток семьи был выше среднего, в доме было много книг, а сам Володя был бесконфликтным и усердным мальчиком. Учился Владимир Ашурков в специальной школе с углубленным изучением английского языка, при этом параллельно самостоятельно изучал немецкий язык. Большое влияние на его мировоззрение оказало перестроечное время. Именно тогда Владимир Ашурков читал взахлеб еще совсем недавно недоступную литературу. Среди его любимых авторов были Александр Солженицын и Юрий Домбровский. Кроме того, юноша увлекался зарубежной рок-музыкой, и одна из его любимых групп была The Doors.
После окончания школы Владимир Ашурков поступил в Московский физико-технический институт. Несмотря на то, что Владимир Ашурков выбрал для себя не самый простой факультет физической и квантовой электроники, он был одним из самых успешных студентов своего потока. Кроме того, будучи уже студентом третьего курса, Ашурков параллельно поступил на вечернюю двухгодичную бизнес-программу Американского института бизнеса и экономики. Тогда же Владимир Ашурков впервые проходил стажировку за границей в компании PepsiСo.
Когда его обучение в вузе близилось к концу, перспективы карьеры инженера-физика были весьма туманны, а вот финансовое образование Ашуркова напротив открывало большие перспективы. Поэтому Владимир Львович Ашурков даже не стал защищать диплом, и сразу же после института решил продолжить свое образование в США в Уортонской школе бизнеса Пенсильванского университета. Поскольку учеба в столь престижном заведении ему была не по карману, он принял участие в конкурсе на получение гранта по программе Muskie. Этот гранд действительно достался ему. Во время обучения ему довелось проходить стажировку в московском офисе компании Boston Consulting Group. По окончанию бизнес-школы Владимир Ашурков обзавелся дипломом MBA.
Владимир Ашурков в России
Владимир Львович Ашурков не прогадал, с таким дипломом у него открывались перспективы работы не только в России, но и в США и Европе. Но тогда Владимир Ашурков решил остаться в России. Впрочем, решение это было вызвано не столько из патриотических чувств, сколько из понимания того, что в сложившейся ситуации именно здесь он сможет сделать быструю карьеру. Ведь после распада Советского Союза финансистов, умеющих работать в условиях рыночной экономики, было не так много, и молодые кадры, получившие образование на Западе были более чем востребованы. И действительно в скором времени Владимир Ашурков смог заполучить должность заместителя директора департамента инвестиционно-банковских услуг в компании «Ренессанс Капитал».
В этой компании Владимир Ашурков входил в группу, которая управляла пакетом акций телекоммуникационной компании «Связьинвест». Также он участвовал в сделках по привлечению финансирования для таких компаний, как «Вымпелком» и «Святой Источник». Связи Владимира Ашуркова ширились, и в 1999 году он переехал в Санкт-Петербург, где занял должность финансового директора Морского порта, а затем возглавил Национальную контейнерную компанию. А уже в 2003 году он вернулся в Москву, где занял должность генерального директора компании TransCare, занимавшейся консалтингом в области логистики и транспорта.
В TransCare Владимир Ашурков, как и на предыдущих местах работы, долго не проработал. Уже через два года его позвали в группу «Промышленные инвесторы», где предложили должность вице-президента по финансам. Но и на данном месте он находился всего чуть больше года. В 2006 году ему поступило предложение от крупнейшей финансовой корпорации в России «Альфа-Групп» стать директором по управлению и контролю активами CTF Holdings Ltd, управляющей компании консорциума.
Вообще назначение такого молодого специалиста, как Ашурков, который к тому же не являлся из ближнего окружения Михаила Фридмана, на столь ответственную должность было, мягко говоря, неожиданным. Владимир Львович Ашурков был одним из тех, кто отвечал за контроль за многочисленными активами «Альфа-групп», в которую помимо «Альфа-банка», входили такие компании, как A1 Групп, которой принадлежали сети кинотеатров, значительные пакеты акций в X5 Retail Group, а также активы нефтегазовой компании ТНК-BP.
В соответствии со своими обязанностями Владимир Ашурков входил в совет директоров всех этих компаний. Главной его задачей была помощь акционерам в управлении бизнесами. Он принимал участие в согласование бюджетов, в разработке инвестиционных проектов и стратегией развития компаний. Разные источники называли зарплату Владимира Львовича Ашуркова в пределах от 700 тыс. до 1 млн. долларов в год.
Владимир Ашурков и Алексей Навальный
Неизвестно до каких еще высот мог дорасти Владимир Ашурков, если бы в определенный момент не увлекся политикой. Конечно, интерес к политическим процессам он проявлял и ранее, но никогда не принимал в них активного участия. Еще в 2004 году он голосовал за Владимира Путина, считая его реформы правильными и своевременными. Более того, Владимира Ашуркова даже привлекали к разработке Транспортной стратегии РФ на период до 2020 года. Но со временем Ашуркова захватила волна протестных настроений, которая стала нарастать в 2008 году, во время кризиса. Именно тогда Владимир Ашурков наткнулся на блог набиравшего популярность в Сети политика Алексея Навального.
Навальный на тот момент, как акционер ряда крупных корпораций с государственным участием, выступал с требованиями проверить эти компании на возможные махинации. Владимир Ашурков тогда предложил блогеру свою консультацию по экономическим вопросам, чтобы тот мог грамотно аргументировать свою позицию в своих постах, связанных с финансами. В результате между ними завязалась переписка.
Далее заочное общение бизнесмена с оппозиционером переросло в сотрудничество. Владимир Ашурков помогал Навальному готовить обращения к аудиторам и запросы в иностранные органы. В частности, Владимир Ашурков принял активное участие в жалобах Алексея Анатольевича на деятельность «Транснефти». Помог Владимир Львович Ашурков и с запуском проекта «Фонда борьбы с коррупцией» (ФБК) и был одним из первых, кто открыто вложил свои деньги в данный Фонд. Также он помог Навальному составить письмо бывшему владельцу «Евросети» Евгению Чичваркину, который на тот момент уже проживал в Лондоне.
Кроме того, Владимир Ашурков находил полезные связи для Навального, поставив в известность о своих контактах с Алексеем Анатольевичем Фридмана, который на тот момент одобрял деятельность своего сотрудника. По его приглашению, Навальный даже выступил в клубе «Цвет ночи», который принадлежал основателю «Альфы».
Владимир Львович Ашурков не только оказывал поддержку, но и во многом направлял деятельность Фонда Навального. В частности, он «притормозил» расследование, связанное с бизнесом Алишера Усманова и активами «Альфа-групп», зато инициировал другое расследование в отношении нефтетрейдера Геннадия Тимченко и его компании Gunvor, снабжая оппозиционера соответствующим компроматом из своих источников. Позже Владимир Ашурков стал постоянным участником массовых митингов протеста, проходящих после парламентских выборов 2011 года.
Примерно в это время была вскрыта почта создателя ФБК, а чуть позже в сети стало появляться ее содержимое. Была выложена и переписка оппозиционера с топ-менеджером «Альфа-Групп», из чего следовало, что они близкие соратники. В это время лидер партии «Яблоко» Сергей Митрохин назвал Навального «проектом олигархических кругов», в частности Фридмана, а в качестве основного куратора Алексея Анатольевича обозначил Ашуркова.
Данный скандал предопределил будущее Владимира Львовича Fiehrjdf. По некоторым сведениям, Фридману позвонил бывший сотрудник «Альфа-групп», а на тот момент первый заместитель главы Администрации Президента РФ Владислав Сурков, и предупредил, что у его бизнеса могут появиться проблемы. После это у Владимира Ашуркова состоялся серьезный разговор с владельцами консорциума, на котором его поставили перед выбором – либо бизнес, либо политика. Молодой топ-менеджер решил покинуть корпорацию.
Владимир Ашурков и ФБК
Весной 2012 года Владимир Ашурков стал исполнительным директором Фонда борьбы с коррупцией. Одной из главных его задач было, пользуясь своими связями, привлечь инвесторов для Фонда. Среди тех, кто согласился с ним работать, был и представитель «Альфы» ‑ директор по стратегическому планированию консорциума Алексей Савченко, а также вице-президент «Росгосстраха» Сергей Гречишкин. Кроме того, оказать поддержку согласились и такие медийные персоны, как Борис Акунин, Дмитрий Быков и Леонид Парфенов. Составив публичный список из 16 персон, согласившихся поддержать фонд, Владимир Львович назвал его «16 друзей Навального». Более того, ему удалось договориться с одним из банков о выпуске специальной карточки, по которой со всех транзакций отчислялся бы 1% в фонд.
Летом того же года Владимир Ашурков стал одним из основателей партии «Народный альянс», где выступил членом оргкомитета, а в конце года на учредительном съезде был избран секретарем центрального совета. Но, партия так и не приняла участия в серьезных выборах. Зато, неожиданным образом, на выборы мэра Москвы был допущен сам Навальный, который на тот момент находился под следствием.
Даная избирательная кампания была сенсационной для Москвы, не только по той причине, что на нее был допущен оппозиционер, которого до этого даже не пускали на телевидение, но и потому, что вскрылись его связи с представителями столичного правительства. Навальный в итоге занял второе место на выборах. А в 2014 году в Интернет-изданиях российского медиа-магната Арама Габрильянова появились публикации о финансирование предвыборной кампании оппозиционера мэрией Москвы. Данные публикации несколько раз пропадали с порталов и появлялись вновь, а журналистам их написавшим грозили увольнениями.
В этих статьях утверждалось, что финансирование шло через Владимира Львовича Ашуркова, а точнее через его гражданскую жену Александрину Маркво. Как выяснилось, Маркво учредила коммерческую структуру «Бюро 17», которая с 2010 по 2014 годы заключала госконтракты с Федеральным агентством по печати и массовым коммуникациям (Роспечать) и с департаментом средств массовой информации и рекламы города Москвы на общую сумму около 65 млн. рублей.
В рамках выигранных тендеров компания должна была провести мероприятия по повышению престижа чтения в парках Москвы, а также конкурсы литературных анонсов. Маркво, будучи фактическим руководителем компании, назначила номинальным директором своего водителя Андрея Мыльникова. Другая компания, которая также выигрывала тендеры городских властей, была ООО «Слава», руководителем которой являлась близкая подруга Маркво Ольга Возная.
Тендеры, которые выигрывали коммерческие структуры Маркво, проходили с нарушениями. Кроме того, сами проекты также реализовывались нечисто. Раздутые сметы содержали в себе организацию инфраструктуры, которая в действительности уже была готова, привлечение медийных звезд и писателей, которые на самом деле нигде не выступали, и дорогие подарки для конкурсов, которые на деле были заменены более дешевыми. К слову, среди писателей числились такие оппозиционно настроенные деятели культуры, как Дмитрий Быков, Леонид Рубинштейн, Виктор Шендерович и Борис Акунин. При этом никто из них впоследствии не смог дать показания на следствии, в каких именно мероприятиях от «Бюро 17» они участвовали. Вот эти-то «вырученные» деньги и шли, по мнению авторов статей, на финансирование оппозиции.
В итоге в Генпрокуратуру и Следственный комитет с просьбой проверить законность финансирования оппозиции структурами мэрии Москвы обратился депутат Евгений Федоров. Следственным комитетом было заведено уголовное дело на Александрину Маркво и Андрея Мыльникова по статье мошенничество в крупном и особо крупном размере. В итоге Маркво спешно эмигрировала в Великобританию.
Владимир Ашурков и уголовное дело
Через некоторое время к своей гражданской жене присоединился и Владимир Ашурков, который сам находился в щекотливой ситуации. Еще в марте 2014 года в рамках расследования уголовного дела о мошенничестве в отношении бывшего председателя совета директоров Калужского мясокомбината Юлия Калоева в одной из его квартир прошел обыск. Выяснилось, что данные апартаменты за один миллион рублей в месяц у Калоева арендовал Владимир Ашурков. После этого депутат от ЛДПР Михаил Дегтярев запросил главу МВД России провести проверку счетов Владимира Львовича Ашуркова и Фонда по борьбе с коррупцией.
В результате проверок Владимир Ашурков был обвинен в хищение средств, собранных во время избирательной кампании Алексея Навального на пост мэра Москвы, и был объявлен в федеральный розыск. По версии следствия, он и его ближайшие соратники Константин Янкаускас и Николай Ляскин перечислили по 1 млн. рублей на избирательный счет Навального. Впоследствии они, чтобы возместить эти средства, попросили пользователей Интернета переводить деньги на их электронные кошельки. В результате Владимир Ашурков и его соратники получили более 10 млн. рублей, в том числе от анонимных пользователей из России, а также с зарубежных IP-адресов. По данным следствия, они похитили собранные средства, несмотря на то, что заявляли о сборе денег на политическую деятельность Алексея Анатольевича.
В июле того же года Владимир Ашурков подал заявление британским властям с просьбой предоставить ему политическое убежище, мотивировав просьбу политическим преследованием в России в отношении его. После этого коллеги Ашуркова обвинили его в том, что он сбежал, присвоив чужие деньги. В марте 2015 года глава Фонда борьбы с коррупцией получил политубежище в Великобритании. Здесь Владимир Ашурков занялся инвестиционными проектам в области венчурных и ангельских инвестиций, но, по собственному утверждению не забыл и о Фонде, пытаясь помогать своим московским коллегам. В частности, он запустил проект «Санация права», занимающегося анализом принятых скандальных законопроектов и процессом их дальнейшей отмены. Кроме того, Владимир Ашурков участвовал в дебатах с другим представителем молодой либеральной оппозиции Максимом Кацем, на которых заявлял, что оппозиционные силы еще не готовы к объединению. При этом сам Владимир Ашурков начинает менять свои взгляды с либертарианских на более «левые».
Владимир Львович Ашурков начинал в девяностые годы как молодой и талантливый экономист, сумев сделать быструю и успешную карьеру. А к концу двухтысячных он уже являлся топ-менеджером одной из крупнейших корпораций консорциума «Альфа-групп». Но Владимир Ашурков прельстился романтикой оппозиционного движения, в результате чего владельцу «Альфа-групп» Михаилу Фридману пришлось расстаться с молодым и талантливым управленцем. Отправляясь бороться с нечистыми на руку чиновниками и непрозрачной политикой, Владимир Ашурков и сам погряз в темных финансовых схемах и подковерных политических интригах. На сегодняшний день Владимир Ашурков пополнил ряды, осевших в Лондоне «борцов с кровавым» режимом, которые ждут своего часа, чтобы вновь выйти на авансцену.