Прокоповские строили храмы на деньги от рэкета
Содержание
В Кировском областном суде продолжилось рассмотрение уголовного дела в отношении ОПГ Прокоповские. Вчера, 24 июня 2016 года, на судебное заседание в качестве свидетеля на допрос был вызван член ОПГ Вячеслав Веснин и два предпринимателя, которые платили «Прокоповским» за «крышу».
В отношении Вячеслава Веснина уголовного дела по ч. 2 ст. 210 УК РФ (участие в преступном сообществе) не заводилось. На суд свидетель пришел со своим защитником.
Рэкетом без «крыши» заниматься опасно
Веснин рассказал, что с Михаилом Прокопьевым он познакомился в конце 80-ых начале 90-ых годов: парень занимался спортом и ходил в спортивный клуб «Олимп» на Филейке, руководителем которого являлся Прокоп. «На тот момент мы никаких отношений не поддерживали. Просто вместе занимались спортом», — сказал свидетель. Тогда Веснин дружил с Новиком и Борняковым.
Все трое в 93-94-ых годах решили заниматься рэкетом из-за безработицы: «крышевали» ларьки на районе. Но вскоре они поняли, что таких группировок, которым платят ИП за безопасность, много и в любой момент могут начаться стычки. Тогда они обратились к Михаилу Прокопьеву с просьбой взять их под свое крыло.
«Я знал, что в криминальных кругах он имел авторитет. От Михаила Юрьевича мы получили добро и стали заниматься у себя на районе организациями», — рассказывал на суде Веснин. По его словам, ИП платили им 200-300-500 рублей за месяц. 50% отдавали Ситникову. «Не знаю, чем занимался Ситников, он был другом Михаила Юрьевича. Просто было сказано отдавать Владимиру Ситникову 50% заработанных денег за то, что нам оказывают покровительство. Я предполагаю, что эти деньги были Михаила», — сказал вытирая пот свидетель.
«Прокоповские» только на «стрелках»
«Прокоповскими» Веснин, Новиков и Борняков назывались только тогда, когда ходили на «стрелки» с другими ОПГ, а предпринимателям не говорили, от кого они. «Их это вообще не касалось», — отметил Веснин.
Прокуратура попросила вспомнить свидетеля, когда и с кем проходили «стрелки» с другими конкурирующими группировками. «Все встречи всегда проходили мирно. На них решались вопросы по поводу предпринимателей. Например, один предприниматель должен другому и решался вопрос», — сказал спокойно Веснин.
Экс-член банды смог вспомнить только одну такую встречу — с «гунбиковскими». «Встреча был на Филейке в начале 90-ых годов. Суть встречи я не знаю. Михаил Юрьевич и Сергей Аркадьевич Гунбин разговаривали один на один, — рассказывал на суде Веснин. — Со стороны Сергея Аркадьевича было человек 10-12, а у нас человека 3-4. Кто именно был из нашей банды, я не помню».
Наркоманам в банде не место
Свидетель подтвердил, что общие собрания в их группировке также проводились. По его словам, коллектив у них был дружным. Собирались на праздники и общались. Веснин смог вспомнить только два очень нелицеприятных собрания. Первый общий разговор был на тему наркотиков, а второй — выгон Натыкача. «Михаил Юрьевич просто позвал нас и сказал, что у него есть информация, что кто-то начал употреблять наркотики, но имя этого человека не назвал. Он также сказал, что если этот человек продолжит и дальше их употреблять, то такие люди ему не нужны, — рассказывает твердым голос свидетель. — Вторая встреча была в кафе «Алло» по поводу Натыкача. Суть встречи вроде такая, что Валера Натыкач с Кривошеиным сидели в тюрьме, и они написали заявление в полицию на потерпевших». По словам Веснина, в кафе «Алло» на встрече присутствовал Вадим Сабреков (вор в законе), Сергей Гунбин, Владимир Ситников, Роман Кара и Сергей Ширин. Гособвинение заинтересовалось, почему и зачем на встрече «Прокоповских» был вор в законе — Вадим Сабреков. «Наверное, он был в качестве судьи. Он задавал вопросы Натыкачу и Кривошеину», — ответил Веснин.
Строительство храмов
В 99-м году Прокоп поручил свидетелю курировать строительство православных храмов в городе Кирове. «Первый храм был построен на Макарьевском кладбище Пресвятой Богороды. Я нанимал подрядчиков и контролировал сроки выполнения работ, — зачитывает показания Веснина прокурор. — Перед началом строительства составлялась смета, я отвозил ее Прокопьеву. Он с ней соглашался и выдавал мне наличные деньги, а я уже сам расплачивался со строителями. За работу Михаил Прокопьев мне выдавал зарплату, на это я и существовал».
Далее свидетель на прокоповские деньги построил храм великомученика и целителя Пантелеимона на Воровского, 96. Оба церковных объекта были построены до 2003 года. А затем были возведены храмы на Набережной Грина и Лобановском кладбище. В 2003-м году ребята из группировки узнали, что Прокоп строит храмы и начали отдавать часть своей выручки также на строительство новых церковных объектов. «Я помню, что записывал, кто и сколько приносил денег, а затем сообщал об этом Прокопьеву. Я понимал, что зачастую деньги приносили от вымогательств», — говорится в показаниях свидетеля.
«Манеж», «Карабас-Барабас»
Еще свидетель участвовал в строительстве дискотеки «Манеж» в помещении цирка. В его обязанности также входило искать подрядчиков, брать деньги у Прокопа и расплачиваться с работниками.
А в кафе «Карабас-Барабас» Веснин работал коммерческим директором до 2010 года. Кто был собственником данного заведения свидетель не знал, но трудовой договор подписывался с женой Дмитрия Балезина. «Начал там работать с 2000-го года, а в 2003-м уехал в Нижний Новгород. В 2006-м году вернулся в Киров и попросил Михаила Прокопьева устроить меня на работу. И так в этом кафе я работал на зарплате до 2010 года», — сказал на суде Веснин. В январе 2010-го года Веснина уволили за плохо приготовленные блюда.
Допрос как сценарий
Во время допроса Вячеслава Веснина было ощущение какого-то сценария. Свидетель говорил именно то, что хочет слышать бывший главарь банды: где-то сказать, что ничего не помню, а где ответить, что такого не было. Когда Прокоп начал задавать вопросы, то Веснин даже повернулся к нему и смотрел прямо в глаза (обычно все свидетели стояли прямо к судье и пытались избегать взглядов Прокопа). Свидетель за несколько минут бегло ответил на вопросы Прокопьева и никаких замечаний в его сторону не посыпалось. Пот у Веснина прекратился, его отпустили.
Спокойная работа требует денег
После обеденного перерыва на судебное заседание пришли двое предпринимателей, которые платили за «крышу» банде Прокопа. Первого на допрос вызвали Владимира Петухова: мужчина с 96-го года занимается продажей автозапчастей. Сначала Петухов начал продавать детали на территории авторынка на улице Ломоноса.
В 97-м году к нему пришли несколько молодых ребят, которые представились, что они от некого Шишкина. «Они сказали, что если я хочу спокойно работать и чтобы со мной и с моим имуществом ничего не случилось, нужно ежемесячно им платить определенную сумму денег за «крышу», — читает прокурор показания Петухов. Зная, какое это было время и то, что все предприниматели платят кому-то за безопасность, Петухов согласился. По его словам, огромных сумм не было: платил около 5%.
В конце 90-ых предприниматель арендовал помещение на Менделеева и открыл магазин по продаже запчастей. Мужчина боялся, что из-за открывшейся у него второй точки ему придется платить больше, но никто так и не пришел. В 98-м году Петухов у администрации города открыл еще один магазин по продаже автозапчастей, при этом он перестал торговать на авторынке. Спустя некоторое время в магазин к предпринимателю пришел мужчина по имени Дмитрий, который потребовал платить ему за «крышу», а не Шишкину. Опасаясь за свой магазин, мужчина вновь согласился платить за покровительство. «После этого, в конце каждого месяца Дмитрий предварительно звонил мне, и мы договаривались о встрече. Он лично приезжал ко мне в магазин на Кольцова, 18, где я передавал ему деньги в размере 3-х тыс. рублей. Обычно это были 29-30 числа каждого месяца», — зачитала показания Петухова прокуратура. Так, до 2000-го года предприниматель изрядно платил Дмитрию, а позже узнал, что его посадили в тюрьму и деньги за «крышу» больше никому не платил.
На суде выяснилось, что Петухов не знал фамилию Дмитрия и не мог предположить из какой он был банды. «Это мне уже следователи сказали, что это был Изместьев (член банды Прокопа)», — отметил свидетель. Кроме того, Петухов сделал замечание, что следователи записали его показания не теми словами, которые он использовал. Прокопьев, кстати, на каждом судебном заседании говорил, что следователи используют не те термины и неоднократно спрашивал свидетелей, точно ли они употребляли то или иное слово. Вопросов к Петухову не было, и его быстро отпустили.
Попроситься под «крышу»
Затем к трибуне подошел Владимир Криницин. В 90-ых годах мужчина пригонял из-за границы машины и продавал. «В те времена были различные группировки в городе, и все предприниматели платили им деньги», — сказал свидетель.
В 95-м году Криницин узнает, что в «Прокоповской» группировке состоит его друг — Владимир Ситников. «Поскольку «Прокоповская» группировка была уже известна, то я решил обратиться к Ситникову, скажем так, за «покровительством», — зачитывает показания свидетеля прокурор. — Все равно бы пришлось платить кому-то деньги, а я же решил отдавать деньги своему знакомому». Кроме того, предприниматель сам определил сумму, которую он будет отдавать Ситникову — 50 долларов с каждой проданной машины. Также у предпринимателя были проблемы с «Васенинской» группировкой. «Я также попросил Ситникова решить вопросы с этой группировкой. После нашего разговора ко мне пришли несколько молодых людей, которые потребовали платить деньги за проданные машины, тогда я им ответил, что плачу Ситникову. Тогда они ушли, — сказал на суде Кислицин. — Вскоре я встретился с Ситниковым, и он мне сказал, что вопрос решен». Продажей машин предприниматель занимался до конца 97-го года.
Вопросы Прокоп свидетелям не задавал. В конце суда, когда все уже начали собираться, подсудимый пробормотал: «Я до сих пор не понимаю, почему я сижу 1,5 года».