Работа телохранителя
Бытует мнение, что секьюрити — это такой верзила, который раздает налево и направо затрещины, расчищая дорогу своему клиенту. «Преступная Россия» узнала, как устроена работа телохранителей и в чем заключается их противоборство с профессиональными киллерами.
Сейчас телохранители, как правило, вооружены, что побуждает преступников основательно готовиться к покушениям на охраняемую персону. Причем потенциальные жертвы зачастую ведут себя легкомысленно, полагая, что «захотят убить, все равно убьют». Однако это опрометчивое суждение, ведь всем известно о противоборстве щита и меча, где побеждает самый толковый, хитрый и подготовленный к битве.
Наиболее успешные покушения в 85% случаев получались лишь из-за неграмотности и неподготовленности секьюрити при обеспечении безопасности. Причем все неудачи, связанные с обеспечением личной охраны, относятся к незнанию основ персональной охраны и экономии на содержании комплексной системы безопасности.
В связи с этим можно вспомнить показательный пример, когда английский инструктор растолковывал российским телохранителям из разных коммерческих организаций суть организации безопасности при сопровождении охраняемого лица на машине. За основу бралась классическая схема кортежа: автомобиль VIP, машина прикрытия, телохранители эскорта, группа прикрытия. Слушатели хорошо все понимали, кивали головами, но в конце мастер-класса всегда задавали вопрос: «А если машина одна?». Тогда английский инструктор был сильно удивлен, поскольку просто не мог поверить, что персона, которая в состоянии содержать несколько телохранителей, может испытывать трудности с покупкой дополнительной машины.
Таким образом, в состав секьюрити должна входить оперативно-техническая секция. Это взрывотехники, специалисты технических средств защиты информации и инженерной защиты объектов. Ее функции просты: предварительная, контрольная и последующая зачистка мест нахождения охраняемого лица, чтобы обнаружить утечку информации. Чтобы сэкономить, для этого зачастую привлекаются временные работники. Впрочем, при этом сложно ручаться за то, что от них информация не уйдет потенциальным заказчикам покушения. Поэтому сэкономив в одном, можно гораздо больше потерять в другом.
Также создается передовая группа. Ее основные задачи — контрнаблюдение, разведка обстановки на объекте, контрснайперский досмотр, охрана места непосредственно до приезда на него спикера. Участники передовой группы должны приехать на объект раньше клиента с группой сопровождения, чтобы успеть провести все эти мероприятия. При этом они не должны выдать своим внушительным присутствием скорое появление охраняемого лица.
К примеру, можно вспомнить покушение на Анатолия Чубайса в 2004 году. Тогда нападение случилось при выезде кортежа Чубайса на Минское шоссе. На обочине дороги взорвалась бомба, после чего двое нападавших в зимней камуфляжной форме стали стрелять из автоматов Калашникова. В результате машина получила повреждения наружных деталей кузова, а также потрескалось пуленепробиваемое стекло автомобиля после подрыва взрывным устройством.
В данном случае, отмечают эксперты, недостаточно хорошо сработала сыскная группа телохранителей, которая должна узнать о преступном замысле еще на стадии разведки и подготовки. Обычно это происходит следующим образом: за старшим секьюрити с утра приезжает представительский автомобиль охраняемого лица. При этом машину всю ночь досматривали старший телохранитель и водитель в поисках взрывных устройств, «жучков» и других инструментов прослушки. И уже после этого они направляются к месту жительства клиента, где к тому времени промониторен весь район.
Далее выход клиента из дома, посадка и отъезд происходят очень быстро. Машина с группой прикрытия сопровождает кортеж спикера некоторое время на удалении. После того как кортеж проезжал участок предсказуемых выездных путей, автомобиль группы прикрытия возвращался на место постоянной дислокации группы.
Показательным примером просчета секьюрити послужит покушение на Бориса Березовского в 1994 году, когда он был на должности председателя совета директоров АО «ЛогоВАЗ». Тогда на ул. Новокузнецкой в Москве взорвался автомобиль Opel. Взрыв произошел в тот момент, когда с территории дома приемов «ЛогоВАЗа» выезжал Mercedes-600 Бориса Березовского. В результате скончался водитель Михаил Кирьянов, а находившиеся в салоне Борис Березовский и его телохранитель Дмитрий Васильев получили ранения. «В десяти сантиментах от меня оторвало голову моему водителю», – комментировал случившееся Березовский. Очевидно, что просчет заключается в том, что телохранители не осмотрели тщательно район перед выездом, не задались вопросом, что здесь делает Opel и кто его припарковал.
Специалисты отмечают, что секьюрити должны уметь наладить контакт с людьми: соседи, полицейский, бабушки на лавочке у подъезда — это все источники ценнейшей информации о появлении подозрительных лиц, проведении непонятных работ, постоянной парковке новой машины, которая ранее в районе не появлялась. К примеру, таким образом можно узнать, что за охраняемым лицом ведется наблюдение из неизвестной машины.
Кроме того, одобряется и необычность поведения секьюрити. К примеру, спикера могут посадить в машину прикрытия, а за рулем личного автомобиля будет ехать один из телохранителей. Также учитывается пользование различными выходами, лифтами, маршрутами. Как правило, это заставляет преступника нервничать.
Впрочем отлаженная работа телохранителя не всегда сказывается эффективно. Допустим, потенциальная жертва уже знает о готовящемся покушении и основательно прячется. Так, 25 мая 1992 года в Екатеринбурге был убит крупный предприниматель Павел Тарланов. Он ожидал покушения, поэтому не выходил из своей квартиры в течение месяца. В его подъезде постоянно находились охранники, поэтому напасть на квартиру бизнесмена было невозможно. Согласно материалам дела, киллер, получивший заказ на ликвидацию, расположился на чердаке дома напротив. Используя 7,62-мм винтовку Драгунова СВД-63 убийца хотел ликвидировать Тарланова либо при выходе его из подъезда (когда он все-таки выйдет), либо прямо в квартире, стрельбой через оконное стекло. Все окна в квартире были зашторены, но на кухне была небольшая щель между тканями — именно ее взял на прицел снайпер. Поздно ночью бизнесмен стоял на кухне со стаканом воды. Заметив его через щель между штор, киллер прицелился и произвел один точный выстрел.
Эти недочеты остаются на совести руководителя службы безопасности, ведь секьюрити всегда должен продумывать все ходы потенциального преступника. Не только уйти в глухую оборону, но и предотвратить покушение. Таким образом, телохранитель обрекает на смерть не только себя (делая это сознательно), но и клиента, который тешит себя иллюзией безопасности.