Бабушка-маньяк, расчленившая подругу-блокадницу, признана невменяемой
Содержание
В Санкт-Петербурге завершено медицинское обследование пожилой женщины, подозреваемой в зверских убийствах. Пенсионерка была задержана после того, как расчленила свою подругу, пережившую блокаду, из-за нежелания мыть посуду.
Так бы наверное и убивала Тамара Митрофановна из Купчино до самой смерти – если бы не ее внимательные соседи. А попалась Самсонова, как говорится, совсем уж глупо.
В воскресенье вечером на берегу пруда на улице Димитрова в Купчино нашли останки женщины. Без головы (ее, кстати, не нашли до сих пор) и без конечностей. Чуть поодаль – еще один пакет. С ногами.
В районе случился форменный переполох – на Димитрова съехались лучшие сыщики, дело взяли на особый контроль в Главном следственном управлении СКР по Петербургу.
Вот только попробуй найти убийцу, когда свидетелей нет, а все, что известно про жертву – что это была женщина. И даже экспертиза ДНК не помогла бы – предстояло ведь еще найти родственников жертвы. В общем, образовывался самый типичный «глухарь».
Но помог случай. Жительница одного из окрестных домов Наталья Ф. (свою фамилию она сообщить отказалась) уже три дня не находила себе места – пропала ее соседка и давняя подруга Валентина Уланова.
— Мы с ней дружили тысячу лет. И всегда были на связи. Каждый день почти созванивались, ходили в гости друг к другу – благо, живем на одной лестничной клетке, — рассказала Наталья. – Но в прошлый четверг Валя перестала брать мобильник, перестала отвечать на домашний. Это все было очень странно.
Невероятно, но факт: тревогу Наталья подняла еще до того момента, как на пруду обнаружили останки. Есть такая штука – женская интуиция.
— Я пошла звонить в Валину дверь. Открыла ее новая подруга, Тамара. Сказала, что Валя несколько дней назад напилась, а потом проспалась и куда-то ушла. Я сразу поняла, что здесь что-то нечисто, — вспоминает Наталья.
Про эту Тамару местные знали. Валя рассказывала, что познакомились они в районном отделении соцобеспечения, и спустя некоторое время Тома переехала к ней. А почему бы и нет? Одной ведь скучно сидеть. А тут компания.
В общем, никаких доказательств против Тамары у Натальи не было: может, и правда Валентина Николаевна без вести пропала?
— Я сразу же хотела обратиться в полицию, но сперва позвонила нашему председателю ТСЖ, — рассказывает мне Наталья. – И он сказал: мол, ну давай подождем еще сутки, и если Валя не объявится, сообщим в полицию.
До обнаружения останков на пруду оставалось еще несколько часов.
Бабушка-убийца
Все завертелось ближе к ночи воскресенья. Части тела в полиэтиленовом пакете, перепуганные жильцы, море полиции… Наталья теперь вспоминает: услышав про ЧП на пруду, картинка в ее голове сложилась.
Она вдруг вспомнила, как в воскресном разговоре с ней Тамара выдала: мол, можно я тут у вашей Вали поживу полгодика?
— Я просто опешила. Спросила – а что, Валя мертва уже? – признается мне Наталья. – И она как-то встрепенулась: ой, нет, что вы, что вы! Сейчас-то я понимаю, что она проговорилась.
Теперь, когда Самсонова за решеткой в СИЗО, женщина осознала: она и сама была на волосок от гибели.
— Я же с ней в квартире этой была один на один. Дверь за мной она сразу закрыла. И начала мне рассказывать, какая я замечательная, как она мне признательна, что я за Валю волнуюсь. Даже успокаивала меня! Но смотрела при этом очень странно, — рассказала Наталья. По ее словам, Тамара была «омерзительно липкой», а взгляд у нее был какой-то непростой.
И еще одна деталь. В квартире Улановой было два холодильника, но один хозяйка всегда держала выключенным. А тут он вдруг заработал.
— Я услышала его, потому что он очень шумный. И где-то про себя это отметила, — говорит Наталья.
Спустя сутки станет ясно: холодильник был включен не просто так. На полках и в морозильнике лежали останки несчастной Улановой. Как выяснили журналисты, с жертвой наша «баба-яга» расправилась в ночь на четверг, а следующие три дня пилой расчленяла труп дома. Избавиться от тела она решилась лишь в ночь на воскресенье.
— Первый раз она вышла из дома около двух часов ночи. Уходила и возвращалась несколько раз. Пакеты тащила волоком, и на лестничной клетке остались следы крови жертвы, — рассказал нам источник в следствии.
От дома Улановой до пруда – метров 150. Дорога идет вдоль трех домов, но свидетелей нет. Но и тут Самсонова просчиталась: прямо над дверью парадной установлена камера видеонаблюдения. Именно эти кадры, не считая останков в холодильнике, — главные доказательства вины старушки.
И все эти улики всплыли, в общем-то, благодаря Наталье. Это она в понедельник позвонила в полицию и сообщила, что знает имя предполагаемого убийцы.
— Меня позвали понятой, и я еще раз зашла в квартиру Вали, уже с полицией. Сразу бросилось в глаза: полы в квартире очень скользкие. Самсонова явно заметала следы, — вспоминает Наталья.
Дальше коридора ее снова не пустили. Спасибо операм: поберегли женщину.
Бабушка «фантазерша»
— То, что Самсонова – женщина с фантазиями, это мы давно заметили, — призналась нам одна из соседок, попросившая не называть ее имени. – Она постоянно всем рассказывала, что кто-то за ней следит, кто-то портит ее одежду и мебель.
«Баба-яга» вполне могла выйти на улицу босиком, постучать по батареям, поругаться с соседями.
— Но она была не буйной. Тихая, аккуратная старушка. Жила одна. Всегда чистенько одета. А со странностями у нас нынче многие, — один за другим твердят мне соседи маньячки. Как будто оправдаться хотят.
И в самом деле: на глазах у всего дома сходит с ума человек. Почему бы его не определить на лечение в психиатрическую больницу?
И здесь – один из главных парадоксов этой страшной истории. В больницу Тамара Митрофановну не брали, потому что она… была против. Да, вот так все просто: по нашим законам «голову лечат» те, кто хотят! Самсонова не хотела. Она вообще себя считала нормальной.
— И все-таки зимой, через суд, мы смогли ее определить на лечение в психиатрическую больницу. Собирали подписи всем домом, писали письма главврачам больниц, — рассказывает соседка Самсоновой Ольга.
В январе санитары нашу героиню забрали. Но уже в марте она вернулась домой.
— Я очень сильно удивилась, что ее так быстро отпустили. Но что мы могли сделать? – пожимает плечами Ольга.
А теперь самое интересное. Свою последнюю жертву Самсонова встретила в собесе спустя всего несколько дней после выхода из психушки. Пройдет четыре с половиной месяца, и она ее убьет. А еще через день станет понятно: жертв-то у бабули гораздо больше.
Бабушкины жертвы
Сказать, что соседи Самсоновой в шоке – это ничего не сказать. Многие даже дверные звонки поотключали – устали от прессы. В один момент выяснилось, что все эти годы они жили бок о бок с монстром.
Обыск в квартире подозреваемой дал удивительные результаты. В шкафу нашли книгу, запачканную кровью, а в ней как раз не хватало тех страниц, которые обнаружили в 2003-м вместе с еще одним расчлененным телом. Его тоже нашли на улице Димитрова.
— Погибший снимал квартиру у Самсоновой, он приехал в Петербург из Норильска, — рассказали в петербургской полиции.
Соседи теперь припоминают: Тамара Митрофановна и правда почти 10 лет сдавала комнату в своей двушке. Жильцы менялись часто: у бабушки ведь крутой нрав. Но, похоже, не все арендаторы вышли из квартиры Самсоновой на своих ногах. Мужчине из Норильска не повезло. И где теперь гарантии, что другие квартиросъемщики выжили?
С мужем Алексеем Тамаре Митрофановне тоже удалось разделаться по-тихому, подозревают в следствии.
Как долго убеждала знакомых Самсонова, в один прекрасный день он «ушел и не вернулся».
— А Леша-то к другой женщине сбежал, — говорила соседям «баба-яга» в 2005 году. – Да и не нужен он мне вовсе.
Следователи практически уверены, что никуда мужчина не уходил, а стал одной из жертв Самсоновой. Знакомые вспоминают: тихий был мужичок, подкаблучник. Вместе с Тамарой он прожил больше 30 лет. Вот что называется – неудачный брак.
Про «бабу-ягу» известно пока не очень много. Пенсионерка переехала в квартиру на улице Димитрова в Купчино более сорока лет назад. В восьмидесятые работала коридорной в гостинице «Европейская» — одной из лучших в Ленинграде. Там постоянно останавливались иностранцы, Тамара выучила благодаря им языки.
Кроме основной работы – фарцевала, покупала у иностранцев джинсы и свитера, а потом перепродавала. Когда ушла на пенсию, торговала водкой прямо из окна квартиры на первом этаже.
В общем, сумасшедшей Самсонова была не всегда. Со справкой из ПНД в советские гостиницы не брали. Значит, на учете у психиатра она не состояла.
А может, Тамара Митрофановна просто «играет» в безумие? Следователям она уже заявила: всегда мечтала стать актрисой, но не срослось. Вспомним: ведь в квартире Валентины Улановой она замела следы довольно ловко. И двинула следователям свою дежурную версию — про «ушла и не вернулась».
— Назначена судебно-психологическая экспертиза, — рассказали в Следственном комитете Петербурга. — У нас пока нет точных данных о том, сколько убийств Самсонова совершила.
Следователи завели уголовное дело по статье «убийство».
Экспертиза психиатров
Согласно заключению психиатров, 68-летняя обвиняемая Тамара Самсонова признана невменяемой «как в момент инкриминируемого ей деяния, так и в настоящее время». Она также «представляет опасность для себя и других лиц», сообщает официальный сайт ГСУ СК РФ Петербурга.
В соответствии с выводами врачей принято решение перевести подследственную в специализированное медицинское учреждение. При этом ее арест продлен до 26 декабря 2015 года.
По версии следователей, ночью 23 июля 2015 года Тамара Самсонова, находясь в квартире дома N10 по улице Димитрова, отравила на почве личной неприязни свою 79-летнюю подругу Валентину Уланову. Состав яда установить так и не удалось.
После того, как потерпевшая скончалась, Самсонова расчленила труп в ванной при помощи пилы и ножа, а потом разбросала останки по микрорайону. 26 июля прохожие стали находить фрагменты человеческого тела. По данному факту возбудили уголовное дело по ч. 1 ст. 105 УК РФ («Убийство»). А 29 июля подозреваемая была арестована.
В следственном ведомстве подчеркнули, что в ходе четырехмесячного расследования так и не были найдены «объективные доказательства» причастности Самсоновой к другим убийствам.
Между тем пресса ранее писала, что при обыске в квартире Самсоновой был найден ее дневник, написанный на трех языках. В нем она, в частности, детально описывала расправы над своими квартирантами. Один из них был убит еще в 2000 году. Всего же в дневнике описываются не меньше десяти убийств.
После задержания подозреваемая написала явку с повинной, в которой сообщила о дополнительных криминальных эпизодах. В частности, она рассказала подробности убийства квартиранта в ноябре 2000 года, которого Самсонова тоже якобы расчленила в ванне. Останки мужчины потом были разбросаны по территории Фрунзенского района.
«Баба Тома» писала доносы в Кремль, жалуясь на соседей
В начале расследования Тамара Митрофановна Самсонова заявляла, что является актрисой и выпускницей Вагановского училища, которое готовит балерин. Но потом созналась, что была лишь знакома с представителями бомонда, так как работала коридорной в элитной советской гостинице «Европейская». Этот отель принадлежал государственному акционерному обществу «Интурист», сотрудники которого имели обширные связи в подразделениях МВД и КГБ, поскольку чекисты тщательно следили за иностранцами.
Кроме того, Тамара Самсонова работала переводчицей. Однако соседи отзываются об этой интеллигентной женщине, хранившей дома библиотеку из 500 книг на иностранных языках, не очень хорошо. Когда жильцы засыпали, «баба Тома выходила на охоту». Она царапала стены и двери, стамеской пыталась расковырять замочные скважины, а также заглядывала в почтовые ящики. Если пенсионерка замечала оставленные на несколько дней квитанции об оплате коммунальных услуг, то звонила в дверь и спрашивала: «Почему не платите за квартиру?..»
По словам соседки Людмилы, Тамара написала на жильцов со второго этажа бесчисленное количество доносов. Некоторые из них были направлены в Администрацию президента РФ Владимира Путина.
Самсонову неоднократно направляли в психиатрическую клинику, где она лежала трижды. По мнению психиатров, она страдает шизофренией.
Жильцы дома N10 по улице Димитрова рассказали, что Валентина Уланова погибла из-за того, что пожалела Тамару Самсонову. Ее попросила приютить сотрудница собеса, поскольку у Тамары в квартире делали ремонт.
Жильцы предполагают, что Тамаре понравилось жилье подруги, и она не захотела возвращаться в свою квартиру. «Валя была блокадницей, дочь репрессированных, отца и мать ее расстреляли. Она получала хорошую пенсию. Вот Тамара около нее и пригрелась», — так объясняют тесную дружбу двух женщин соседи.
По их словам, сердобольная Валентина одевала и обувала приживалку, но при условии аккуратного ведения хозяйства. Однако в конце июля хозяйка отчитала Тамару за немытые чашки. Испугавшись, что Валентина ее выгонит, Самсонова решила убить пенсионерку.
Бабушка в зале суда
В зал суда этим летом пенсионерка зашла с улыбкой, окинула журналистов пытливым взглядом и села в клетку для подсудимых. На вид — невысокая интеллигентная, худенькая старушка в черных штанах с вытянутыми коленками.
Закинула ногу на ногу, сложила ручки в тугой замок. Повернулась в сторону фотографов:
— Ну, хватит снимать! Это же какой позор на весь город.
Судья Роман Чеботарев терпеливо и с почтением зачитал бабушке все ее права.
— Вы что-то хотите сказать?
— Ой, здесь так душно. Может, я выйду? — кокетливо поинтересовалась бабушка.
По данным следствия, первая кровь в квартире на Димитрова пролилась около двух часов ночи 24 июля. Каким именно образом она ее убила, следствие пока не выяснило.
Расчленяла свою подружку сутки. Задержали ее к вечеру 27 июля.
— Мы сейчас проверяем ее на причастность к другим преступлениям, в том числе на территории Фрунзенского района, — рассказал следователь Михаил Тимошатов.
Комментировать подробности этого дела они отказываются, но есть информация, что в деле могут всплыть десять дополнительных эпизодов.
На первом допросе бабушка-маньяк попыталась скинуть вину на какую-то медсестру. Якобы она ей заплатила за инъекцию, а тело расчленяла уже сама. Позже от этих же слов отказалась, взяв на себя полную вину.
— Я 77 раз подумала, прежде чем это совершить. Готовилась к этому преступлению десять лет. Все осознанно. Я поставила точку, — уверенно заявила Самсонова.
Несмотря на ее возраст и не криминальное прошлое бабушку посадили под арест. Пока что на месяц. Уезжая в пятый женский следственный изолятор, расчленительница на прощание кинула:
— Я хочу в тюрьме жить. Раньше меня мучила маньячка соседка, а теперь я буду жить свободно, в своем уме.
Бабушка очень сокрушалась, что оперативники забрали у нее все дневники. Но, если ей позволят в тюрьме, она заведет новый.
Все свои преступления бабушка валит на неизвестную соседку.
— 3 мая 2004-го она убила моего мужа, — прижимает к груди руку фигурантка. — И это не единственное ее преступление: она дала что-то выпить мужчине 47-го года из 265-й квартиры, его не стало. Вышибла почки мужчине из 267-й. Это нечеловеческая ловкость, звериное чутье. От этой маньячки не скроешься….