Вскрывается преступный спрут в деле губернатора Гайзера
В деле задержанного главы Республики Коми Вячеслава Гайзера появляются все новые и новые эпизоды. Часы, самолеты, оффшоры, гостиница «Югор», которая была за копейки отдана «нужным людям», а затем втридорога возвращена государству. И это уж не говоря об окружении губернатора, среди которого обнаружились уголовные авторитеты из 90-х, в частности, бывший лидер ОПГ «Айвенго», а ныне преуспевающий бизнесмен Валерий Веселов. Источники обогащения которого понемногу становятся достоянием общественности.
Следствие по делу Гайзера сейчас расследует причастность Валерия Веселова к выводу за границу похищенных в России госактивов. Так, в 2010 году ЗАО «Сыктывкарский ЛДК», которым руководил предприниматель, получило от государственного Фонда поддержки инвестиционных проектов Республики Коми заем в 197 млн рублей на развитие производства, однако почти сразу же обанкротилось. Деньги так и не вернулись государству, а активы ЗАО «Сыктывкарский ЛДК» стоимостью около 3 млрд рублей оказались в частных руках. Следствие также выясняет, почему фонд, которым управлял другой фигурант уголовного дела — Игорь Кудинов — не стал инициировать разбирательства в судах по судьбе пропавших денег.
В минувшую пятницу против Вячеслава Гайзера, Александра Зарубина, Валерия Веселова и Алексея Чернова было возбуждено новое уголовное дело по ст. 174.1 УК РФ («Отмывание денег или имущества, полученных преступным путем, в особо крупном размере организованной группой»). По версии следствия, участники организованного преступного сообщества (ОПС) выводили активы в другие страны под видом выплаты дивидендов зарубежным совладельцам.
В связи с этим следствие заинтересовалось деятельностью нескольких совместных предприятий известного в Коми бизнесмена Валерия Веселова, его партнерами из итальянской древообрабатывающей корпорации Safwood, а также кипрской инвестиционной фирмой Nevest Investments Limited. Последняя совместно с фондом владела долей в крупнейшей управляющей компании в регионе — ООО «Агрохолдинг». «Агрохолдингу» передали Зеленецкую птицефабрику, ОАО «Сыктывкархлеб» и ОАО «Молочный завод Сыктывкарский».
Safwood была совладельцем ряда компаний лесной промышленности в России, которыми управлял или совладельцем которых был Веселов. Это крупнейшее в Коми деревообрабатывающее предприятие ЗАО «Сыктывкарский ЛДК», лесопилка ЗАО «Леском», а также ООО «Леском-авто», завод ООО «Леском-ДСП», ООО «Интер-строй» и ООО «Строй-интер».
Разбираясь с выплатой дивидендов иностранцам, следователи обнаружили сомнительную сделку, на которой российский бюджет потерял почти 200 млн рублей. Как выяснилось, ОАО «Фонд инвестиционных проектов Республики Коми» в рамках межгосударственного партнерства выдал Safwood для развития ОАО «Сыктывкарский ЛДК» заем в 197 млн рублей. В качестве залога Safwood заложила 50,9% в том же Сыктывкарском ЛДК и 100% в ЗАО «Леском». Веселов был в первом замгендиректора, а в «Лескоме» — гендиректором. По решению Кудинова Фонд поддержки инвестиционных проектов одобрил сделку в ноябре 2010 года.
Завершили сделку в конце 2010 года, а через три месяца, 29 марта 2011 года, Сыктывкарский ЛДК внезапно обанкротился. Через два дня и в «Лескоме» была введена процедура наблюдения, а позже обанкротился и он. Для Фонда инвестпроектов это значило, что залог обесценился и вернуть 197 млн рублей можно только через суд в рамках процедуры банкротства.
Однако государство потеряло эти деньги. Почти всё имущество Сыктывкарского ЛДК, распроданное в 2013–2014 годах на аукционах, досталось ООО «ИК «Таврический». Этой компанией через родственников владел ключевой свидетель обвинения по делу Гайзера, экс-сенатор от Республики Коми Евгений Самойлов — «Таврический» возглавлял его отец Александр. Костяком инвестиционной компании был банк с одноименным названием. В свою очередь, банк был связан с холдингом «Титан-2» (холдинг до начала 2000-х годов был одним из акционеров банка «Таврический»), к которому непосредственное отношение имел соратник экс-министра обороны РФ Анатолия Сердюкова, бывший глава Спецстроя Григорий Нагинский. Напомним, что «Титан» уже фигурировал в ключевом эпизоде дела «Оборонсервиса» — в незаконной продаже акций и здания «31 ГПИСС» в центре Москвы.
Примечательно, что Фонд инвестпроектов даже не заявлял свои права на имущество Сыктывкарского ЛДК.
Следователи считают, что по такой схеме 197 млн рублей были похищены предполагаемыми участниками ОПС Гайзера и выведены за границу, а активы госпредприятия в размере около 3 млрд перешли в частные руки.
Эксперты также поддерживают эту версию.
— Банкротство вскоре после получения крупного займа — типичный признак «прогона» грязных денег, — считает председатель Национального антикоррупционного комитета Кирилл Кабанов. — В каждом таком случае следствие обязано проверить все обстоятельства получения средств и причины последующего банкротства.
Схемы с выводом денег в Италию, отмечает Кабанов, не так распространены, как по другим направлениям. Здесь, по его словам, схема стала возможной благодаря личному знакомству россиян с итальянцами.
— В этом случае «региональные» жулики из Коми могли попасть под влияние «международных» преступников-итальянцев, — считает Кабанов.
Примечательно, что в 2011 году в Италии была арестована вся верхушка компании Safwood, в том числе и директор Сыктывкарского ЛДК Джампаоло Парабоски. Топ-менеджеров обвинили в налоговой афере на €59 млн, а в схемы, по сообщениям финансовой полиции Италии, были вовлечены «российские фирмы».
Все они такие эти губернаторы