Биография вора в законе Сумбата Абасова
Сумбат Абасов принадлежит к езидской ветви тбилисской «воровской» семьи, на протяжении многих лет бессменно возглавляемой Дедом Хасаном. Сумбат был «коронован» с его же подачи в 1990 году в местах лишения свободы в Грузии. Для «коронации» Абасова несколько «воров» зашли с воли на территорию руставской колонии, где Сумбат отбывал 7-летний срок за кражу. Говорят, среди непосредственных участников посвящения был вор в законе Шакро Молодой.
В середине 90-х годов в биографии Абасова произошел инцидент, едва не стоивший ему «короны». Находясь в Бутырском СИЗО, Сумбат за чрезмерное увлечение наркотиками был приостановлен в «воровских» полномочиях, однако, благодаря обширным связям в уголовной среде, смог добиться своего восстановления в статусе, хотя до сих пор и не поборол в себе привычку к зелью.
Сумбат Абасов относится к так называемым грузинским ворам. Этот человек довольно редко попадает в поле зрения средств массовой информации, однако, те события с его участием, которые описывают журналисты, безусловно свидетельствуют о том, что Абасов имеет интересы в преступном бизнесе разных стран мира. Скорее всего, его «международной экспансии» во многом способствовал известный вор в законе Аслан Усоян (Дед Хасан).
Первое упоминание Сумбата Абасова в СМИ относится к началу 2001 года. Тогда в грузинских СМИ было короткое сообщение о том, что 12 января на ул. Читая сотрудниками Управления полиции Дидубе-Чугурети был задержан вор в законе Сумбат Абасов, у которого были обнаружены 0,12 г героина.
28 октября 2006 года Сумбат был задержан в Москве у дома №28 по улице Летчика Бабушкина сотрудниками ОБОП УВД СВАО г. Москвы. При личном досмотре у вора в законе было обнаружено и изъято 2,63 г героина. 6 апреля 2007 года Бабушкинский районный суд Москвы признал Абасова виновным в совершении преступления, предусмотренного ч.2 ст.228 УК РФ и назначил ему наказание в виде лишения свободы сроком на 4 года с отбыванием в колонии строгого режима.
В мае 2008 года, 41-летний вор в законе Сумбат Абасов, отбывавший наказание в ИК-6 УФСИН по Чувашской республике, был этапирован в Казань для дальнейшего убытия в тюрьму Верхнеуральска. Решение о переводе осужденного Абасова на тюремный режим было вынесено 23 апреля городским судом Новочебоксарска. Находясь в колонии, Абасов систематически допускал нарушения режима содержания, связанные с его страстью к наркотикам, за что неоднократно водворялся в штрафной изолятор и помещение камерного типа.
В тюрьме Верхнеуральска, одном из наиболее одиозных учреждений исправительной системы России, где содержатся преступники, неоднократно судимые за тяжкие и особо тяжкие преступления, грузинскому вору в законе будет гораздо труднее утолять свою пагубную страсть.
Новый срок, как, впрочем, и два предыдущих, Сумбат Абасов получил как раз за незаконное хранение наркотиков.
В новочебоксарскую «шестерку», имеющую в уголовно-исправительной системе славу образцово-показательной колонии, Сумбат заехал в июле 2007 года, и очень скоро понял, что в одиночку организовать в этом лагере «воровской ход», а тем более поменять окраску учреждения, ему никто не позволит. С другой стороны, остаться в «красной» зоне, да еще и на правах свадебного генерала, было бы губительным для его «воровского» авторитета и без того не слишком выдающегося. Не секрет, что некоторые воры с небезупречной репутацией за время отсидки изо всех сил стараются добрать очков путем совершения новых преступлений. Гораздо большим уважением коллег пользуются воры с опытом тюремного заключения. Похоже, следуя этой логике, однажды Сумбат без всякой на то причины избил осужденного, вставшего на путь исправления.
Как правило, воры в законе лично не занимаются избиением «активистов», но видимо Абасову очень хотелось привлечь к себе внимание и поднять пошатнувшийся рейтинг. В итоге администрация колонии, видя ретивый настрой своего подопечного, не стала дожидаться новых номеров Сумбата и организовала ему путевку в «крытую» тюрьму.
В мае 2008 года в различных тюрьмах России содержались шесть грузинских воров в законе: по двое в тюрьмах Балашова и Красноярска и по одному в Ельце и Владимире. Сумбат Абасов станет седьмым вором, отбывающим наказание на тюремном режиме.
Несколько дней спустя журналисты вновь заинтересовались Абасовым. В частности, писали о том, что при обыске у грузинского вора в законе Сумбата Абасова, следующего транзитом через СИЗО Ульяновска в тюрьму Верхнеуральска, была изъята часть «общаковой» кассы и мобильный телефон. Не успев доехать до конечного пункта назначения, Сумбат ощутил на себе все «прелести» ужесточения режима. Средство связи и наличные деньги вору в законе передал один из сотрудников следственного изолятора, который впоследствии был изобличен в этом правонарушении и строго наказан.
23 апреля того же года по решению суда Новочебоксарска Сумбат Абасов был переведен на тюремный режим содержания. 22 мая он убыл в распоряжение ГУФСИН по Челябинской области для дальнейшего отбывания в тюрьме Верхнеуральска. На всем пути следования Сумбат оставался без положенного «грева», и только в Ульяновске у «братвы» появилась возможность «разморозить» своего лидера. Однако бдительность и профессионализм оперативников свел их усилия к нулю. Протестуя против изъятия у вора в законе запрещенных предметов, часть заключенных попыталась надавить на администрацию шантажом угрозы массового членовредительства, но и эта арестантская уловка не имела успеха.
В покинутой им новочебоксарской колонии Абасову также не удалось оставить после себя крепкие тылы. Отсутствие вора в законе не замедлило сказаться на ослаблении пропаганды «воровского» образа жизни среди заключенных. Писали даже, будто с отъездом Сумбата из ИК-6, некоторые осужденные, ранее входившие в его окружение, подвергли переоценке свои жизненные идеалы и подали заявления с просьбой о переводе со строгих условий в рабочие отряды.
В августе 2009 года журналисты вспомнили про Сумбата Абасова в связи с задержанием вора в законе Косты Бобохидзе. Выяснилось, что Бобохидзе фактически должен был исполнять обязанности смотрящего в Поволжье, место которого освободилось в связи с арестом Сумбата.
Как сообщили в секторе по связям с общественностью ГУ МВД Украины в Сумской области, 19 августа в Сумах в результате оперативно-розыскных мероприятий были задержаны четверо граждан Грузии в возрасте от 21 до 67 лет. Все они входили в преступную группировку, занимавшуюся совершением краж и грабежей на территории Сумской области Украины.
По предварительной информации, в июне этого года в Сумах из машины местной жительницы преступники похитили сумку, в которой находилось 20 тысяч гривен. Кроме того, вечером 18 августа на одной из улиц города грабители отобрали у сумчанина две золотые цепочки.
По месту временного проживания задержанных работники милиции изъяли 10 мобильных телефонов, ювелирные изделия и газовый револьвер иностранного производства.
Лидером и идейным вдохновителем банды являлся 67-летний вор в законе Коста Бобохидзе, более известный в уголовном мире по прозвищу Гиви или Дзакуния. Уроженец села Хомули Цхалтубского района Грузии Коста Бобохидзе ранее восемь раз побывал в местах лишения свободы, проведя в них около тридцати лет своей жизни.
Во времена Советского Союза Бобоха прославился тем, что прошел через все тяжкие спецзоны для лидеров преступной среды в Соликамске, так и не дав подписки об отказе от «воровских традиций». Даже сам «архитектор» печально известного «Белого лебедя» Василий Сныцерев признавался, что в работе с Бобохидзе им не удалось достигнуть поставленной цели. После этого Гиви еще четырежды привлекался к уголовной ответственности за личное участие в тяжких преступлениях.
Только в феврале этого года Дзакуния освободился из не менее одиозного пенитенциарного учреждения — СИ-7 в Тбилиси, где до 2007 года отбывал сначала трехлетний срок за грабеж, а впоследствии еще 2 года по новомодной статье грузинского УК за принадлежность к «воровскому миру». Старше Гиви в изоляторе был только 70-летний «голубь мира» Джемал Шавладзе по кличке Чай-Чай, которого освободили на несколько месяцев раньше срока по состоянию здоровья после того, как в тюрьме скончался 53-летний «вор в законе» по кличке Швейк. Один из бывших «воров», потерявших за время заточения в СИ-7 «воровскую корону», был приставлен лично следить за внешним видом и гигиеной Бобохи и регулярно оказывать ему деликатные услуги бытового характера.
Кстати, отыскать старого урку, разыскиваемого в Грузии за грабеж, удалось на квартире его сына в Астрахани в августе 2004 года, куда Дзакуния прибыл вскоре после ареста гастролировавшего по Волге вора в законе Сумбата Абасова и вставшей в связи с этим проблемой «воровского безвластия» в регионе. В декабре того же года Бобохидзе был экстрадирован в Грузию транзитом через один из московских СИЗО.
О том, насколько серьёзно правоохранительные органы России относятся к Сумбату Абасову, в частности, свидетельствует такой эпизод. Осенью 2010 года состоялся бриффинг с участием руководства УВД по Липецкой области.
В Липецкой области сейчас «воров в законе» нет, — сообщил сегодня на этом брифинге начальник ОРЧ 2 УР КМ УВД по Липецкой области Александр Абрамов.- На область претендовал имеющий статус «вора в законе» уроженец города Поти Грузинской ССР Джумбер Байрамиди (криминальная кличка «Бонча») по национальности грек 1977 года рождения. Он был зарегистрирован в селе Ярлуково Грязинского района. Его лишили регистрации, потом совместно с коллегами из столицы задержали в Москве и депортировали на родину в Грузию. Еще одним претендентом на роль «вора в законе» в Липецкой области был Каха Макалатия (криминальная кличка «Каха»). Он родился в 1971 году в селе Занати, Абашского района республики Грузия. В области был зарегистрирован также в Грязинском районе в селе Ярлуково. Каху также сняли с регистрации и совместно с украинскими коллегами депортировали в Грузию.
По словам Александра Абрамова, в октябре 2010 года в Елецком суде рассматривалось дело так называемого «смотрящего» за Ельцом 61-летнего Игоря Готовкина (криминальная кличка «Готовкин-старший»). Он уже давно был в разработке у липецкого УБОПа. Готовкина задержали за вымогательство. В суде его обвиняли по части 2 статьи 163 УК РФ.
Так же в Елецкой тюрьме №2 в тот период времени сидели три вора в законе, переведенных для отбытия наказания из других регионов страны. Это наш герой уроженец Тбилиси 44-летний Сумбат Абасов (кличка «Сумбат»), уроженец Гутури 50-летний Давид Чхиквишвили (по кличке «Дато Сургутский»), а также 37-летний уроженец Тбилиси Георгий Акоев («Гия Свердловский»). Сотрудники ОРЧ 2 заявили, что наблюдают за ситуацией, которая складывается вокруг воров в законе, отбывающих наказание в области.
В августе 2012 года после трех лет отбывания наказания в России, Сумбат вновь был задержан, но уже как нелегальный эмигрант. Он четырнадцать месяцев провел в центре для содержания нелегальных эмигрантов. Потом его депортировали в Беларусию. Но в декабре уже вновь задержали в Москве, как человека нарушившего правила пребывания иностранных граждан на территории России.