В Екатеринбурге продолжаются поджоги автомобилей
В Екатеринбурге вновь стали поджигать автомобили. Жители города считают это новым переделом автомобильных парковок. Некоторые автолюбители еще помнят как в 90-х годах существовало правило — не заплатив за стоянку, владелец авто мог найти потом свой автомобиль в плачевном состоянии. Именно такую версию в объяснении эпидемии поджогов предлагается принять за основную. Во всяком случае до тех пор, пока не поймали поджигателей.
Жертвами неизвестных вандалов стало более 30 дорогих автомобилей только в апреле 2015 года. С учетом сгоревших с января по март, явно криминальных поджогов в Екатеринбурге, по данным МЧС, оказалось около сотни, полиция возбудила чуть более 20 уголовных дел по статье «Умышленное повреждение чужого имущества». На это уже обратила внимание прокуратура, предлагая силовикам внимательнее изучать причины пожаров и тщательнее расследовать преступления, объединяя усилия лучших сыскарей. Пока же полиция и пожарные проводят проверки по ряду сгоревших автомобилей.
Кто контролирует парковки Екатеринбурга
В докризисные годы на подозрительную сущность легальных, полулегальных и совсем незаконных парковок никто не обращал внимания. Пятьдесят-семьдесят рублей за ночь погоды не делали, а клиентов у парковщиков было достаточно. Сейчас дела, объективно, хуже.
Парковочный бизнес был давно и достаточно четко поделен между группировками. Например, часть центра Екатеринбурга, Кировский район, особенно его часть — ЖБИ контролирует Герман Гардт, более известный как Гера с ЖБИ. Это известный боец, тренер по восточным единоборствам и давний компаньон бывшего депутата Гордумы Екатеринбурга Андрея Буры. Гардт является учредителем ООО «Союз паркинг», которое, как и следует из названия, занимается эксплуатацией парковок в столице Среднего Урала.
Есть неофициальная версия, что бизнесмен проявлял все признаки рейдера. Пользуясь связями с господином Бурой, занимавшимся в Думе вопросами безопасности города, он развивал свой бизнес хорошими темпами. Что интересно, контролируя большое количество площадок под стоянку, предприниматель не попадал в списки около сотни формально легальных паркингов на территории Екатеринбурга. Этот нюанс в окружении бизнесмена, владеющего продюсерской фирмой (снимала фильм про перевал Дятлова), прокомментировать отказались — сам Гардт на связь не вышел.
Группировка «Синих» — представителей традиционного криминального мира — также имела свою долю в городском парковочном бизнесе. В числе влиятельных лиц знающие люди называют вора в законе Трофу (Андрея Трофимова), криминального авторитета Олега Тюменского и Наума (Олега Наумова). В связке с последним иногда упоминаются два екатеринбургских ЧОПа — «Бригада» и «Гризли», но прямых связей нет. По словам собеседника, «синие» контролируют парковки, в частности, в Ленинском (Юго-Запад) и Верх-Исетском районах города. Говорят также, что юридическое сопровождение этому бизнесу может оказывать бывший сотрудник прокуратуры Михаил Мильман, которому приписывают лавры «ликвидатора» ОПС «Уралмаш».
Национальные диаспоры также имеют долю с жителей Екатеринбурга за автопарковки. В «продаже асфальта» замечены выходцы из Дагестана и Армении, однако существенную роль играют чеченцы. Очевиден, к примеру, коммерческий успех в этом деле предпринимателя Асланбека Халидова, являющегося зятем главы Орджоникидзевского района Олега Лефтона. «URA.Ru» уже описывало, каким образом под земляками Рамзана Кадырова оказались фруктовые палатки, владельцы которых стали субарендаторами и отчисляют арендную плату родственнику чиновника. Похожая схема реализована и с автостоянками. И она приносит прибыль даже после того, как господин Халидов оказался за решеткой.
Как отмечает ряд собеседников, крышевали и крышуют полулегальный бизнес и сотрудники полиции. Случаи появления в разборках за ночные стоянки людей в погонах были когда-то замечены на ВИЗе. А в целом же чиновники в этой теме появляются не случайно (пример с Лефтоном весьма показателен). Дело в том, что право распоряжаться землей под парковку — выдавать бумаги и регулировать формальности — делегировано властям районов. Это в разговоре с «URA.Ru» подтвердил пресс-секретарь мэрии Екатеринбурга Денис Сухоруков. Он же объяснил, что именно поэтому вышеупомянутый реестр с «легальными» парковками на сайте мэрии не обновлялся довольно давно. И это при том, что проблемы с незаконными стоянками продолжаются, хотя и не в том темпе, как несколько лет назад. О массовых ликвидациях незаконного бизнеса теперь не сообщается.
Борьба за место
Осведомленный собеседник «URA.Ru», пожелавший остаться неизвестным, рассказывает, что бизнесмены по-прежнему готовы к экспансии, борьбе за рынок и сферы влияния. «Самое сладкое — забраться на территорию сразу близ нового дома. Как только убирается строительный забор — появляется будка и начинают собирать деньги. Если жильцы создадут ТСЖ и объединятся или управляющая компания возьмет функцию охраны, то тогда все в порядке. В противном случае придется платить. Ну, или готовиться к проблемам», — объясняет принцип работы участник рынка. Он не скрывает, что на уровне района с чиновниками договориться всегда можно.
Он же говорит, что поджоги — самое сложное с точки зрения расследования преступление. Зачастую пожарные дознаватели просто не видят признаков состава преступления и отказывают в возбуждении уголовного дела. «Пишут „отказной“ материал, указывая, что не обнаружена емкость из-под горючего. Но ведь ее может не быть! Тот же мешок сгорает без следа. Поэтому нередко причину списывают на техническую неисправность и не передают материал в полицию. Хотя должны, если есть несколько очагов возгорания в нетипичных местах. Возгорание ночью — тоже типичный признак поджога. Но чаще бывает, что признаки преступления просто не могут увидеть исходя из слабой квалификации», — резюмирует Соболев. Он же говорит о том, что опротестовать отказ в возбуждении уголовного дела можно, но нужна независимая экспертиза. В противном случае можно «упереться» в позицию дознавателя: «я так считаю — так и будет».
Резюмируя, можно сказать, что в автопарковочном бизнесе царит атмосфера 90-х годов, когда побеждал сильнейший. Так и сейчас, при попытке организовать новую или захватить занятую площадь, на «стрелку» могут приехать до десятка машин с «бойцами», имеющими железные аргументы.
Мафия все не может поделить рынок парковок видимо