В Сыктывкаре не осталось воров в законе
На пресс-конференции 16 января министр внутренних дел республики Анатолий Жуковский заявил: «В Коми нет воров в законе». Такой ответ он дал на вопрос журналистов, когда ждать очередной коронации после самоубийства брата известного сыктывкарского вора в законе Юрия Пичугина.
Напомним, 5 января в Верхнем Чове из обреза застрелился 45-летний Олег Пичугин. По информации МВД по Коми, проверка по данному факту завершена, эксперты установили, что это был суицид, мужчина последнее время злоупотреблял алкоголем. Вероятно, следственное управление СК по Коми вынесет отказ в возбуждении уголовного дела.
По словам министра, Юрий Пичугин, который находится на свободе, периодически приезжает в Коми из Москвы, где проживает постоянно. В то же время, со слов главы республиканского МВД, ни о каком переделе сфер влияния речи не идет. Тем не менее, по информации «КомиОнлайна», в первой половине 2014 года в Эжвинском районе шел передел сфер влияния: в полицию поступали сообщения о перестрелках на улицах, правоохранители опасались убийств. Официального подтверждения этой информации нет.
***
В 2009 году в Сыктывкаре задержали лидеров организованного преступного сообщества — «пичугинской» преступной группировки, получившей название от имени авторитетного бизнесмена Юрия Пичугина. Членов ОПГ обвинили в желании «отобрать» у городского предпринимателя более 100 миллионов рублей.
Тогда агентство «БНКоми» сообщило, что ставленник Пичугина (по прозвищу Пичуга) сыктывкарский вор в законе Александр Хлынов (Белый Фигура), содержащийся в колонии в Омской области, отказался от своего титула. Неназванные источники предположили, что отказ Хлынова от воровского титула свидетельствовал об ослаблении позиций Пичугина в криминальной иерархии.
В 2010 году судебный процесс по делу «пичугинских» из-за огласки в интернете перешел в закрытый режим. Такое требование вынес потерпевший предприниматель Сергей Терентьев, который предъявил СМИ претензии в однобокости освещения информации. Кроме того, появившиеся в газетах сведения, по его мнению, поставили в опасность его жизнь и жизнь его семьи.
В ходе следствия Пичугу объявили в международный розыск, 10 июня 2010 года сыктывкарского авторитета задержали в Одессе. Запрос о выдаче Пичугина России для уголовного преследования направили в правоохранительные органы Украины. Однако, как сообщили в Генеральной прокуратуре России, его, скорее всего, привлекут к уголовной ответственности на Украине за использование поддельных документов.
В 2011 году членам ОПГ вынесли приговор, но уже не по обвинению в вымогательстве, а по обвинению в самоуправстве, сообщало «БНКоми». Сыктывкарский городской суд приговорил Вадима Кариха к двум годам лишения свободы, Махача Азизова и Михаила Кадышева к 1 году и 11 месяцам колонии общего режима. При вынесении приговора суд учел, что подсудимые ранее к уголовной ответственности не привлекались, по месту работы характеризуются положительно.
Суд зачел период нахождения обвиняемых в СИЗО в срок назначенного наказания. В итоге Азизов и Карих уже отбыли свои сроки, а Кадышев должен был выйти на свободу через месяц.
На приговор суда было внесено кассационное представление прокуратуры, которая посчитала назначенное наказание чрезмерно мягким. Потерпевший Терентьев также подал кассационную жалобу, в которой указывал, что он заявлял ходатайство о прекращении дела в отношении Азизова за примирением, но суд его отклонил. Кроме того, в своей жалобе потерпевший выражал несогласие с переквалификацией судом обвинения в отношении Кадышева и Кариха с вымогательства на самоуправство, отмечая, что к нему применялись насилие и угрозы.
Кассационная инстанция 27 июля оставила представление и жалобу без удовлетворения, а приговор – без изменения. С этим не согласилась прокуратура, было внесено надзорное представление, указывая на неубедительность выводов кассационной инстанции.
Президиум Верховного суда 28 декабря отменил кассационное определение, вернув дело в кассационную инстанцию.
В этом же году из Киевского СИЗО освободился Юрий Пичугин. Вор в законе вышел из-под стражи по решению прокуратуры, в связи с истечением экстрадиционного срока. За полтора года Украина и Россия так и не смогли договориться о передаче вора в законе на родину.