Последний вор в законе Татарстана Гриня Казанский умер в СИЗО
Сегодня ночью в бугульминском СИЗО №3 скончался известный вор в законе Рафис Габсалямов, он же Гриня Казанский. На днях его должны были этапировать в места лишения свободы после того, как суд признал его виновным в уклонении от административного надзора. Но седьмая «ходка» Грини, которая должна была быть короткой (всего полгода), так и не началась — криминальный авторитет, по предварительным данным, погиб от передозировки, а его сокамерник доставлен в больницу в тяжелом состоянии. Следственный комитет уже проводит доследственную проверку по факту гибели вора в законе.
12 декабря Альметьевский городской суд приговорил 54-летнего вора в законе Рафиса Габсалямова, больше известного как Гриня Казанский (Альметьевский), к 6 месяцам лишения свободы. На этот раз Габсалямов обвинялся в уклонении от административного надзора. Гриня дожидался этапирования в места лишения свободы в бугульминском СИЗО №3. Но до 7-й «ходки» Габсалямов не дожил. Сегодня стало известно, что Гриня скончался в камере.
Старший помощник руководителя управления следственного комитета по Татарстану Андрей Шептицкий подтвердил смерть Грини, по его словам, в бугульминском СИЗО действительно скончался Габсалямов.
«Насколько я знаю, это произошло вчера вечером, даже ночью. В настоящее время проводится доследственная проверка», — сообщил Шептицкий.
В прокуратуре РТ о гибели Габсалямова не знали и объяснили, что этим делом в первую очередь должны заниматься следователи.
Источники утверждают, что Гриня умер от передозировки наркотиков. Однако истинность этой версии проверить не удалось — получить оперативный комментарий от УФСИН РФ по РТ оказалось невозможным. В приемной Дауфита Хамадишина сообщили, что он находится на выезде, как и пресс-секретарь ведомства Инга Мазуренко. В течение двух часов на связь с редакцией так никто и не вышел.
16 июля 2010 года городской суд Бугульмы признал Габсалямова виновным по ч. 2 ст. 228 УК РФ «Незаконные приобретение, хранение, перевозка наркотических средств в особо крупном размере» и приговорил его к 5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Цепочка роковых событий берет свое начало в феврале, в преддверии освобождения. Онежским городским судом Архангельской области за Габсалямовым был установлен административный надзор сроком на три года. Тогда же ему были даны разъяснения, что в течение этого периода он обязан два раза в месяц являться для регистрации в орган внутренних дел по месту жительства или пребывания.
28 июля Габсалямов освободился из исправительной колонии в связи с отбытием срока наказания. При этом он был еще раз официально предупрежден, что обязан выполнить решение суда об административном надзоре. Однако данное обязательство Габсалямов не выполнил. В связи с этим МВД Татарстана были направлены запросы во все территориальные органы внутренних дел субъектов России для установления местонахождения Грини, и 18 сентября он был задержан в Подмосковье, а затем этапирован в Казань. 20 сентября Вахитовский районный суд Казани арестовал Габсалямова.
В ноябре прокуратура Татарстана утвердила обвинительное заключение в отношении Габсалямова по статье «Уклонение от административного надзора».
— Выйдя на свободу, Габсалямов собирался заниматься воспитанием детей — у него их двое, 9-летние близнецы. Мальчик в хоккей играет, девочка — на пианино, даже международный конкурс в Сочи выиграла недавно, — рассказывал адвокат Игорь Гатауллин, представлявший интересы Грини.
Первое публичное появление Грини состоялось в Вахитовском райсуде 24 ноября — известному вору в законе продлевали меру пресечения. Обвиняемого доставили в суд в наручниках. Но в клетку, как это обычно бывает с задержанными, сажать не стали — Габсалямов дожидался начала заседания вместе с другими посетителями суда скромно на скамеечке. Так что многие журналисты не сразу узнали в прилично одетом и ухоженном мужчине, сидящем в коридоре, известного вора в законе. В начале судебного заседания судья стал устанавливать личность обвиняемого. Габсалямов отвечал с еле сдерживаемым раздражением, односложно, так что судье постоянно приходилось задавать уточняющие вопросы. По всей видимости, вор в законе таким образом пытался поддержать свой авторитет. В его поведении наблюдалось какое-то общее безразличие ко всему происходящему.
— До ареста вы где проживали? — спросил судья.
— В Марий Эл…
— Где-нибудь работаете, учитесь?
— Не успел…
По данным республиканского МВД, Гриня был «коронован» в 1994 году в Москве армянскими ворами и до недавнего времени считался последним вором в законе в Татарстане. В начале 90-х годов он стал одним из организаторов альметьевской банды «Жулики». 30 мая 1993 года в ходе борьбы за сферу влияния эта группировка и другая банда с характерным названием «Чекисты» устроили перестрелку, в результате которой были убиты четыре человека. В 1995 году Габсалямова задерживали в Москве за незаконное хранение оружия, но вскоре осудили на один год условно.
Аналогичное наказание он понес в 2001 году в подмосковном Одинцове, но уже за наркотики. В феврале 2005 года Гриня был задержан на воровской сходке в оренбургском кафе «Амнезия». Вместе с ним находились местные воры в законе Тимоха и Рашид. При личном досмотре у заезжего гостя было обнаружено 5,5 граммов героина. Однако в июле того же года Гриня был оправдан Центральным судом Оренбурга и освобожден из-под стражи.
В двухтысячные годы Габсалямов чаще всего проживал в Москве, в Альметьевск приезжал редко, чтобы навестить родителей.
«Он никогда в своей жизни не работал и не занимался ничем полезным. Вел преступную деятельность и отбывал за это наказания, — говорит заместитель начальника ОРЧ-6 МВД РТ Сергей Прокофьев. — За плечами у него 6 судимостей за хулиганство, побои, грабеж, разбой, незаконное приобретение, передачу, сбыт и хранение оружия (первая судимость была получена еще в 1977 году)».