Экстрадируют ли вора в законе Азиза Батукаева
Сроки экстрадиции в Кыргызстан вора в законе Азиза Батукаева зависят от российской стороны. Об этом заявила заместитель генпрокурора Людмила Усманова. По ее словам, запрос о международном розыске криминального авторитета Генеральная Прокуратура внесла в апреле нынешнего года.
В конце мая такой же документ был направлен в правоохранительные органы России, а 30 июня Азиза Батукаева задержали в Чечне. «Сегодня он находится в одном из районов Северной Осетии. Генеральная прокуратура КР направила дополнительный пакет документов для его экстрадиции. Мы надеемся, что наш запрос будет рассмотрен в ускоренном порядке», — отметила Усманова.
Напомним, 48-летний вор в законе Азиз Батукаев был освобожден из Нарынского СИЗО в апреле прошлого года и в тот же день специальным рейсом вылетел на свою историческую родину. Поводом для освобождения вора в законе стало заключение медиков о его смертельной болезни. Информация об освобождении Батукаева наделала много шума: своих должностей лишились вице-премьер Шамиль Атаханов, курировавший силовой блок правительства, и омбудсмен Турсунбек Акун, подавший в Нарынский горсуд ходатайство об освобождении якобы смертельно больного арестанта.
Шло время, а криминальный авторитет и не думал умирать. Мало того, он женился на молодой чеченке. Спустя год все тот же Нарынский суд отменил решение об освобождении Батукаева, и он был объявлен в розыск.
Глава кабмина Джоомарт Оторбаев, приехав с инспекцией в одну из исправительных колоний, заявил, что экстрадиция вора в законе в Кыргызстан — вопрос решенный. «Нам известно о задержании Батукаева, и теперь мы работаем над его экстрадицией, — сказал премьер. — Тем более что этот вопрос был поднят на основе международных соглашений».
Как отметил в интервью радио «Азаттык» первый заместитель генпрокурора Темирбек Бекмамат уулу, Батукаев вновь находится в статусе «осужденный». «Есть решение, что он должен быть взят под стражу и отбыть свой срок до конца, поэтому его объявили в розыск», — пояснил Бекмамат уулу.
Сидеть вору в законе предстоит долго: из положенных почти 17 лет, полученных за соучастие в убийстве депутата Тынычбека Акматбаева, начальника ГУИН Икматуллы Полотова и двух сотрудников ЖК в октябре 2005-го, он отсидел меньше половины. Последние годы заключения он содержался в камере нарынского СИЗО–4. Причем, судя по фотографиям, которые стали достоянием общественности, за решеткой «законник» жил припеваючи: у него всегда водились свежие фрукты и овощи, сигареты и прочие «радости жизни».
По факту досрочного освобождения Батукаева собственное расследование провели депутаты Жогорку Кенеша, которые пришли к выводу, что в случившемся виноваты несколько чиновников и руководителей органов внутренних дел, в частности, вице-премьер Шамиль Атаханов, министр ВД Абдылда Суранчиев, председатель ГСИН Зарылбек Рысалиев, заместитель генпрокурора Людмила Усманова и министр здравоохранения Динара Сагимбаева. Тем не менее, как было отмечено выше, должностей лишились только Атаханов и Акун. Остальные отделались легким испугом.
Как уверяет первый заместитель главы ГП, расследование батукаевского дела застопорилось из-за того, что для проведения экспертизы нужна была кровь самого криминального авторитета. «Только по результатам расследования могут быть предъявлены обвинения высокопоставленным чиновникам, — цитирует слова прокурора радио «Азаттык». — Некоторые из них должны быть осуждены».
В октябре прошлого года сестры Азиза Батукаева обратились в редакцию «МК Азия» с заявлением о том, что Турсунбек Акун получил большую сумму за содействие в освобождении их родственника. Яха Батукаева и Хава Хамидова, которые живут в Грозном, сообщили, что экс-омбудсмен безосновательно обвиняет других в освобождении «законника».
— В марте 2012 года мой супруг Адам Хамидов лично передал Акуну 100 тысяч долларов, — рассказала Хава Хамидова. — Азиз тогда тяжело болел, и Акун понимал, что ради спасения близкого человека мы найдем средства. Позже нам стало известно, что Акун на эти деньги начал строить себе дом, но никаких мер по освобождению Азиза, которому становилось все хуже, не принимал.
Сам уполномоченный по правам человека, как и следовало ожидать, открестился от всех обвинений, резонно заметив: если он получил названную сумму, не имея при этом реальных рычагов для того, чтобы выпустить Батукаева, сколько же взяли те, от кого напрямую зависело решение вопроса?
Вернется ли вор в законе в Кыргызстан, пока сказать трудно. Ясно только, что вероятность его экстрадиции заставляет нервничать многих высокопоставленных чиновников: разумеется, вор в законе не станет держать рот на замке, а начнет сдавать всех, кто получил хотя бы копейку за участие в его освобождении. Возможно даже, что Батукаев будет мстить и подводить под монастырь невиновных, — общественность все равно больше поверит бандиту, чем государственным мужам, которые давно себя дискредитировали.
Возможно и то, что информация о задержании криминального авторитета является лишь поводом для успокоения общественности, которую оппозиционеры нередко будоражат заявлениями о его незаконном освобождении. В общем, самое интересное еще впереди.
Дык, не дали Азизу никуда пойти.