Биография киллера Саши Солдата
Александр Сергеевич Пустовалов — Саша-Солдат, родился 25 сентября 1973 года в Москве — знаменитый киллер Ореховской ОПГ. На его счету 18 доказанных убийств (хотя оперативники считают, что их было не менее 35), в том числе убийство знаменитого киллера Александра Солоника, убийство лидеров и авторитетов ОПГ, сотрудников милиции и прокуратуры. 17 августа 2005 года решением Московского городского суда был приговорён к 23 годам лишения свободы.
Александр Пустовалов родился в небогатой русской семье, по происхождению — коренной москвич. Пустовалов рос без отца, его воспитанием занималась мама, которая работала воспитательницей в детском саду. Еще в школе Александр показал неплохие достижения по дзюдо и получил разряд, охотно вступил в народную дружину и помогал милиции.
Мать хотела дать сыну образование и воспитание, пристроила его в музыкальную школу. После окончания 8-ми классов Пустовалов пошел работать на Завод имени Хруничева и запомнился заводчанам тем, что ему удавались операции, которые не могли выполнять опытные рабочие. В период 1991-1993 Пустовалов служил в армии, в морской пехоте, к концу службы получил звание старшины. После окончания службы в армии Александр просился в милицейский спецназ, хотел воевать в Чечне. Но Пустовалова не взяли ни в ОМОН, ни СОБР, так как у Александра не было высшего образования, а от патрульно-постовой службы он отказался сам.
Однажды, уже после демобилизации, Пустовалов посетил одно кафе, куда пришёл при полном параде — в чёрной морпеховской форме, которой очень гордился. В кафе Пустовалов ввязался в драку, в которой избил членов Ивантеевской ОПГ, по достоинству оченившие его боевые качества, и какое-то время Пустовалов трудился на них.
«Ивантеевские» состояли в дружбе с Дмитрием Белкиным(«Белок») , который был одним из лидеров Одинцовской ОПГ, и тот, приглядевшись к лихому парню, сразу понял, что улыбнулась удача. У «орехово-одинцовских»,«Саша-Солдат» был нарасхват в качестве киллера. В своре убийц он выгодно отличался сметливостью, умением выходить из самых неожиданных ловушек. И кроме того, не знал жалости, а это главное качество для преступного коллектива. Также в банде Пустовалов выполнял функции заместителя и телохранителя Сергея Буторина («Ося») и его помощника Дмитрия Белкина («Белок»).
В августе 1995 года Пустовалов совершил одно из первых своих убийств: ликвидировал вора в законе Александра Биджамо. Биджамо не договорился с коммерсантами, опекаемыми Ореховской «братвой». Биджамо был взволнован, предварительно ему сказали: «Забираем все!». «Cтрелка» для выяснения была назначена за памятником Юрию Долгорукому. На встречу от «ореховских» прибыли Cаша-Cолдат с подельником Кирилловым («Киря»). Прибыли с твердой целью убивать. Биджамо, еще не зная о коварных замыслах соперников, привез с собой криминального авторитета Уткина, проведшего за «колючкой» никак не меньше пятидесяти лет. Биджамо наивно полагал: опытный Уткин умело «разведёт» несговорчивых собеседников, и все «утрясётся по-честному».
По договоренности к ним подошёл человек с газетой и указал на столик, где сидели Пустовалов с Кирилловым, и когда ассирийцы подошли, по ним открыли огонь сразу из двух стволов. Не разбирая, кто есть кто. Итог — три трупа и один раненый. Кириллов, убегая с места убийства, ненароком перемахнул через какой-то забор и оказался во дворе генеральной прокуратуры. Ассирийцы не посмели ответить «ореховским».
В октябре 1995 года у Дворца культуры имени Горбунова Пустовалов и его сообщник Дмитрий Бугаков («Пирог») расстреляли двух членов Казанской ОПГ. Между «казанскими» и «ореховскими» шла борьба за контроль над прибылью рынка, и в тот день представители обеих сторон договорились о «стрелке».
В конце 1995 года Пустовалов по приказу Буторина расстрелял двух лидеров Кунцевской ОПГ: Александра Скворцова и Олега Калигина.
В феврале 1996 года интересы ореховцев пересеклись с делами другого криминального авторитета Кутепова, хорошо известного среди Долгопрудненской, Сокольнической, Мазуткинской братвы. Ещё до Кутепова из-за доли на одном из рынков крупно пострадал долгопрудненский регион. В рядах его криминального братства недосчитали старшого, малого и еще многих «уважаемых и влиятельных людей» из тех, что умеют доказывать правоту на языке пальцев.
Кутепова должны были убивать «коптевские», они взаимодействовали с «орлами» Буторина. Но так вышло, что на встречу врага выехали Александр Пустовалов и Марат Полянский. Дожидаясь выхода из дома Кутепова, довольно долго просидели в машине. Мороз был страшный, железо трещало. Убийцы не чувствовали ног, обутых в кроссовки. Наконец «объект» появился, и в этот момент мимо проехала машина «коптевских» без единого выстрела. Пустовалов и Полянский переглянулись, их машина сорвалась с места, поравнялась с Кутеповым и из ее окон грянули два ствола. Кутепов погиб, а между «буторинскими» и «коптевскими» состоялась разборка: «коптевские» оправдывались тем, что рядом проезжала милицейская патрульная машина и стрелять в присутствии незнакомых милиционеров они не решались.
Бригада Дмитрия Белкина повздорила с Кунцевской ОПГ. Конфликт возник в автосервисе под патронатом Белкина, куда прибыли «кунцевские» парни из бригады Калигина. С ними обошлись не совсем вежливо, «кунцевские» не вытерпели и избили местных слесарей, к тому же нелицеприятно высказались в адрес самого Белкина. По просьбе Белкина Буторин откомандировал Пустовалова для возмещения «морального ущерба». «Саша-Солдат» и его подручные установили наблюдение за кафе возле Cетуни, где частенько оттягивался Калигин. Рядом шел ремонт теплотрассы. Пустовалов с подельниками, Ивановым и шофером, приобрели строительную робу и коротали с рабочими время за бутылкой водки. Прошло несколько дней. Как показывали потом рабочие, они до последнего были уверены, что это такие же работяги, как и они сами, когда в кафе наконец прибыл Калигин с дружками, Пустовалов и его стрелки атаковали кафе через основной и черный ход, полностью разрядив магазины по мишеням. Сделав свое дело, убийцы покинули кафе, оставив на полу три трупа и корчащегося от боли раненого.
В декабре 1996 года «ореховские» были поглощены поисками Кюльбякова, лидера греческой группировки. Кюльбяков — личность конфликтная. Он занимался разными «тёмными» делами в Греции и России. Одно время жил в Пятигорске, но там у него произошла размолвка с местными криминальными кругами, и он отбыл в Грецию. Сложно установить, где именно повстречались Буторин, Белкин и Кюльбяков, но грек пообещал по невысокой цене организовать греческие паспорта и исчез. Ни документов, ни денег «ореховские» так и не увидели. И тогда обидчик был объявлен группировкой в собственный розыск. Машины «ореховские» барражировали город в течение нескольких месяцев в надежде обнаружить автомобиль Кюльбякова. По разведданным им было известно, какими автомобилями пользуется Кюльбяков. Но и грек был непрост. Обнаружить его никак не удавалось.
25 февраля 1997 года Cаша-Cолдат, Марат Полянский, Руслан Полянский, Сергей Соболев — вся отборная команда, мирно ужинали в ресторане «Санта-Фе» на Мантулинской улице, когда неожиданно в зал вошел очень знакомый человек. Вглядевшись в вошедшего, боевики ахнули: Кюльбяков собственной персоной прямо-таки тепленький и улыбающийся шел им навстречу. «Ореховские» немедленно сообщили в штаб о нежданной встрече. И получили распоряжение Буторина: «Валить сразу и без колебаний!»
Не выпуская из виду Кюльбякова, они закончили ужин, вышли на улицу и стали поджидать, когда появится жертва. Кюльбяков, сытый и довольный, подошел к машине, где сидели его телохранители в ожидании хозяина, и устроился на первом сиденье. В этот момент к окну салона приблизился Пустовалов, его Глок всегда находился в боевой готовности: убийца-профи способен к действию в любое время. Американский пятнадцатизарядный Глок в упор буквально разнес человека в машине. Пустовалов повернулся и удалился быстрым шагом. Через несколько метров он обернулся и увидел, что к нему бежит один из охранников убитого грека. Пустовалов вскинул руку, последние пять зарядов из пистолета угодили охраннику в живот. Больше Пустовалов не оборачивался.
В июне 1997 года, когда МУРовцы ликвидировали Курганскую ОПГ, и Сергей Буторин затеял дипломатическую игру. По законам преступного мира нужно было показать кураж и поставить «курганских» на место. У Буторина к этому времени были новые отряды, не уступающие по силе «курганским», и «грузить» на себя обиды за их прошлые разборки, следы которых оставались повсюду в Москве, Буторин не собирался. Он объявляет показную для других преступных кланов войну и принимает ловкое решение ликвидировать защищавшего «курганских» адвоката Баранова. На Проспекте Сахарова, где находилось адвокатское бюро, появились Марат Полянский и Сергей Соболев. Они прикинулись посетителями и разузнали весь распорядок дня Баранова, вплоть до места парковки автомобиля. Именно там на следующий день организовали засаду и, когда адвокат сел в машину, Полянский быстро подошел и выпустил ему в голову две пули — «по схеме» Пустовалова.
Попытка пустить слушок об убийстве адвоката, организованном милицией, не увенчалась успехом, но зато возникло новое обстоятельство, проливающее свет на историю с расстрелом трамвая в Коптеве. Там под обстрел во время разборки угодил вагон трамвая. Были жертвы. Через несколько дней в Бескудникове обнаружили труп человека с автоматом в руке, из которого был обстрелян злополучный трамвай. Как показала проверка, труп был явно подставным, человек этот — обычный пьяница. Но вот убит он был из пистолета, работавшего при казни адвоката и брошенного Мартом Полянским.
Получившая, в свое время, широкий резонанс история с трамваем в Коптеве привела к новым трупам. Основными виновниками расстрела пьяницы в Коптеве, из-за чего пострадал трамвай, были признаны Виноградов («Апельсин») и Гришков («Старый»), собственно, они выступали у «коптевских» в роли главных исполнителей. Когда милиция стала серьезно трепать за «беспредел»Коптевскую ОПГ, ее основные лидеры Зимин и Замараев скрылись за границей, а Виноградова и Гришкова «ореховские» спрятали на даче под Солнечногорском.
За ними установили «прослушку» и контролировали все разговоры. Вскоре выяснилось, что «коптевские» заядлые наркоманы, хотя это было давно известно и так. И тем не менее Сергей Буторин посчитал это «новое обстоятельство» дополнительной причиной для организации их «казни». На дачу нагрянула тьма народа с Александром Пустоваловым. Пировали вовсю. Затем внезапно «Апельсин» и «Старый» были застрелены. Пустовалов перенес тела в подвал сауны, где разделал их сапожным ножом. Затем умело упаковал, разложив по пакетам, и выбросил в озеро круглое неподалеку от дачи.
Буторин настойчиво продолжал ликвидацию оставшихся «курганских». Марат Полянский и Дмитрий Усалёв, обычно сидящий за рулем, получили от Буторина задание. Речь шла о встрече «курганских», что пока находились на свободе, со своими адвокатами. Встречу надо было зафиксировать, потом отсчитать всех участников и ликвидировать.
Собрание намечено было на 2-й улице Марьиной Рощи у адвокатской конторы «Cогласие». «Ореховские» выдвинулись на место встречи, переписали номера всех прибывших машин и затем экипажи, укомплектованные убийцами, начали раскатывать по всей Москве в поисках машин с записанными номерами. Если кто-то встречал такую машину, немедленно по рации или мобильнику оповещались все дежурные экипажи и вскоре в «хвост» ничего не подозревающего водителя выстраивался зловещий эскорт. Это и была их работа. Убийства требовали постоянных жертв и их поиску они отдавали все свое время.
В районе Нового Арбата судьба послала им добычу в виде некого Афиняна на Mitsubishi Pajero. По сигналу немедленно подтянулись машины с киллерами, и джип был прослежен до самого Тушина, где, как установили «разведчики», и проживал гражданин Афинян. По телефону были доложены его координаты. В июне 1997 года Марат Полянский и Александр Васильченко расстреливают Афиняна возле его джипа на автостоянке. За это от Сергея Буторина не последовали поощрения и благодарности, Полянский и Васильченко выполнили очередное штатное задание.
Покушение на совладельца ночного клуба «Арлекино» Александра Черкасова в сентябре 1998 года — это феерия, доставившая при разбирательстве много острых ощущений оперативникам, следователю и, как ни странно, самому «Cаше-Cолдату». На протяжении долгого времени над «Арлекино» «держали крышу» Курганская ОПГ. Но когда МУР рассеял ряды «курганских», положение дел в «Арлекино» стало меняться. Коммерсанты решили расширить функции, открыть новые казино и иные развлекательные точки. Для этого требовались деньги. Их нашел не кто иной, как Сергей Буторин. Помогали в привлечении денег будто бы и люди из «Русского золота». Но, видимо, размер долей среди участников предприятия вскоре перестал устраивать «Осю», сыграла роль обычная криминальная алчность: «Не доля, а все целиком должно принадлежать мне!» За год до покушения на Черкасова, в 1997 году, погиб один из коммерсантов, причастных к «Арлекино», — Гусев. Сергей Буторин приказал ликвидировать Черкасова, причем исключительно из амбициозных побуждений. Никаких финансовых причин не существовало. Черкасов сам предложил вернуть Буторину все вложенные им деньги, причем с процентами. Ничего не предвещало грозы. Но «Ося» не был бы собой, если не попытался ликвидировать любого, с кем его сводила дорога. В этом случае таким оказался Черкасов.
В 1997 году напротив здания ГУВД Пустовалов расстрелял машину лидера Коптевской ОПГ Василия Наумова из автомата Калашникова. Наумов скончался на месте. В октябре 1998 года «Саша-Солдат» получил заказ на убийство старшего следователя спецпрокуратуры Одинцовского района Юрия Керезя. Керезь вышел на след Белкина и его одинцовской бригады. Керезю предлагали взятку, но следователь её не взял. Поэтому необходимо было ликвидировать следователя, и на задание опять же был отправлен «Саша-Солдат» . Пустовалов два дня лежал в грязи под стеной прокуратуры, изображая пьяного бомжа, а потом, выбрав момент, несколько раз выстрелил. Юрий Керезь скончался на месте.
Также «Саша-Солдат» был «чистильщиком» в бригаде. В Ореховской ОПГ не терпели наркоманов. В числе ореховских был некий Горюшкин, который регулярно употреблял наркотики, чем вызвал неприязнь у руководителей банды. 16 июля 1996 годаодин из заговорщиков вызвал Горюшкина из квартиры под незначительным предлогом. На автомобиле его привезли в лес возле деревни Грязь Московской области. Горюшкина повалили на землю, связали скотчем руки и ноги и привязали к дереву. Выкопав яму, члены банды принялись поочередно его душить. Затем Пустовалов перерезал ему шею, расчленил труп и сбросил в яму. Другой член банды и наркоман Мещенко был убит 21 августа 1996 года. Товарищи под предлогом встречи привезли его в московскую квартиру, где все вместе начали распивать спиртные напитки. Неожиданно «Саша-Солдат»подошел к Мещенко сзади и начал душить его. Затем киллер перенес труп в ванную комнату и расчленил. Останки были помещены в две сумки и на автомобилях вывезены в Подмосковье.
В конце 1996 года Буторин начал опасаться, что активно разыскиваемый и много знающий Солоник, который после побега изМатросской тишины скрывался в Греции, где жил в роскошной вилле cо своей подругой Светланой Котовой (финалисткой «Мисс Россия-96»), может много рассказать о «заказах». Тем более к концу 1996 года Буторин уже не нуждался в «курганском эшелоне», который выполнил свою историческую миссию — ликвидировал Бауманскую ОПГ. Отношения особенно испортились, когда «курганские» застрелили двух «ореховских» — Сергея Володина («Дракон») и Сергея Ананьевского(«Культик») .
Да и сами «Курганские» тоже не нуждались в «Осе» — они уже имели свой бизнес и связи, поэтому решили«Осю» убрать. Для ликвидации Солоника был разработан план: за помощью Буторин обратился к лидерам Медведковской ОПГ братьям Андрею и Олегу Пылёвым («Малой» и «Саныч») . Их задача состояла в том, чтобы, скрывающийся, в то время, в Греции киллер Алексей Шерстобитов (Лёша-Солдат) напичкал виллу Солоника подслушивающей аппаратурой. Прослушивая плёнку, Буторин услышал фразу, сказанную Солоником: «Осю пора валить!» Тогда Буторин принял решение «валить» самого зарвавшегося Солоника. На задание в Грецию был отправлен «Саша-Солдат» и ещё трое боевиков — Александр Шарапов(«Шарап»), Андрей Гусев («Макар») и Андрей Филиппов («Мазурик»), причём, в целях конспирации, боевики вылетели в Грецию по двое, разными рейсами, и в разное время. Оружие с собой они не брали.
Боевики поселились на шикарной вилле, которая находилась неподалеку от дома, где Солоник жил вместе с подругой Светланой Котовой. Чтобы не вызвать опасений, к Солонику пошёл имевший с ним хорошие отношения «Саша-Солдат». Пустовалов пригласил Солоника на следующий день «отдохнуть в городе». Ничего не подозревавший киллер согласился и ночью заехал вместе с Котовой на виллу к «ореховским».
Боевики пригласили Солоника и его подругу выпить. Во время непринужденной беседы Гусев неожиданно одним ударом сбилСолоника с ног. Затем Гусев и Шарапов держали Солоника за руки и ноги, «Саша-Солдат» набросил ему на шею веревку и долго душил, а Филиппов слегка придушил Светлану Котову. После этого Пустовалов убил Котову, сломав ей подъязычные кости, а затем расчленил труп в ванне и сложил её останки в чемодан. Тело Солоника бандиты вывезли в лесистую местность и там закопали. Останки Котовой бросили в заранее выкопанную яму в другом месте. Тело нашли благодаря схеме, которую сами «ореховские» подкинули рубоповцам, находившимся в те дни в Греции. Труп Солоника был обнаружен 2 февраля 1997 года. Останки его подруги Светланы Котовой нашли только через 3 месяца.
Позже на суде Пустовалов скажет:
«Это было в Греции, в конце января 1997 года. Я прилетел туда по команде Марата Полянского (Один из телохранителей Буторина) ясно для чего — убить Солоника. Марат тоже хотел лететь, но почему-то остался. Полетели я и ещё один пацан (Андрей Гусев). Мы летели непрямым рейсом „Люфтганзы“ через Франкфурт. Поселились в доме возле Афин, как велели. В тот же вечер созвонился с Сашей Солоником, пригласил его к себе, он приехал с девушкой Светланой. Как всегда неожиданно, не в условленное время, когда я был один. А тут еще эта Светлана. Словом, посидели очень хорошо, мы ведь давно друг друга знали. А на следующий день приехали ещё двое моих друзей, (Александр Шарапов и Андрей Филиппов) и, вчетвером, приехали в дом Солоника. Пока собирали на стол, я успел отрезать шнур от утюга. Потом просто: придушил слегка Сашку за шею, повалил на пол, и там уже все. Потом кончили Светлану, она успела крикнуть. Солоник был одет в рубашку, цвет не помню, серые брюки с ремнем, легкие туфли. И еще: все технические вопросы по Солонику я обсуждал с Буториным по телефону.»
Александр Пустовалов был арестован 19 ноября 1999 года, в платяном шкафу и с ножом в руках, на съёмной квартире на Магистральной улице. При аресте Пустовалов сопротивления не оказал. На допросах Саша-Солдат спокойно признавался в совершении убийств. Однако, в отличие от Солоника, чужого на себя не брал и говорил следователям: «Вот, что докажете — то мое» . На вопрос, зачем убивал, отвечал: «Я солдат, это моя работа».
Следствие по делу Пустовалова длилось около пяти лет. За это время про «Сашу-Солдата» были написаны десятки статей, а родственники погибших от рук Пустовалова надеялись, что киллера посадят пожизненно. На суде Пустовалов полностью признал свою вину, раскаялся в содеянном, и попросил о снисхождении. Суд учёл его раскаяние и активное сотрудничество со следствием. 19 мая 2004 года в Московском городском суде состоялся суд, где помимо Пустовалова на скамье подсудимых сидели еще 12 членов Ореховской ОПГ. Александр Пустовалов был признан виновным в 13 убийствах и приговорён к 22 годам тюрьмы. 17 августа 2005 года состоялось повторное судебное заседание в Мосгорсуде, где Пустовалов был признан виновным в участии в устойчивой вооружённой группе (Бандитизм) и в преступном сообществе. Окончательный срок лишения свободы был назначен 23 года лишения свободы.