Тагирьяновская группировка
Набережночелнинские бандиты известны всей России похищением и убийством генерального директора ОАО «КАМАЗ-Металлургия» Виктора Фабера. Впрочем, исключительность банды, а это признают и в правоохранительных органах, не в том, что они покусились на руководителя крупнейшего литейного производства мира. Они создали принципиально новую форму оргпреступности, не идущую ни в какое сравнение с существовавшей ранее.
Когда и как появились «Тагирьяновские» — неизвестно. Впрочем, их лидер — 38-летний Эдуард Тагирьянов и по сей день остается фигурой загадочной. По образованию он закройщик верхней одежды. В конце 80-х работал в ателье «Элеган». Одним из первых в Набережных Челнах организовал швейный кооператив «Пчелка». Несколько раз привлекался к уголовной ответственности за драки и тунеядство.
Вероятнее всего, его банда начала формироваться в начале 90-х годов. То, что это произошло при полном попустительстве местных правоохранительных органов, не вызывает никаких сомнений. Еще год назад, когда о «тагирьяновских» заговорили впервые, прокурор Набережных Челнов Ильдус Нафиков заявлял, что группировка «тагирьяновские» «выросла не без ведома отдельных сотрудников Комсомольского ОВД Набережных Челнов». А министр внутренних дел республики Асгат Сафаров, рассказывая о лицах, причастных к похищению Виктора Фабера, говорил: «То, что в деле замешаны сотрудники правоохранительных органов и милиции, — факт. Еще будут разоблачения и фамилии». Впрочем, разоблачений так и не последовало — доказать связь набережночелнинской милиции и бандитов не удалось.
Кто же такие «Тагирьяновские» на самом деле? Сразу нужно сказать, что название «Тагирьяновские» — вымышленное. В криминальном мире Набережных Челнов такой группировки не было. Его придумали в правоохранительных органах, чтобы хоть как-то называть неизвестную доселе банду.
До 2003 года «Тагирьяновских» не знали. Был весьма успешный предприниматель Эдуард Тагирьянов и его сотрудники — по разным оценкам, от 20 до 30 человек. Большинство — выходцы из Десятого комплекса Набережных Челнов. Они даже оканчивали одну и ту же школу.
Тагирьянов был человек не жадный. Очень много денег тратил на женщин и вообще любил погулять. Со своими «сотрудниками», например, регулярно выезжал на отдых — на рыбалку или на курорт. Много времени «Тагирьяновские» проводили на его двухпалубном теплоходе «Граф». Все «Тагирьяновские», а в особенности их лидер, были заядлыми рыболовами.
В отличие от других группировок, эту можно было беспрепятственно покинуть, как сделал один из ее участников, открыв в Москве макаронную фабрику. В принципе, в будущем «Тагирьяновские» должны были стать неким сообществом коммерсантов, каждый из которых вел бы свой бизнес. Но в случае опасности могли бы объединиться. Интересно, кстати, что «Тагирьяновские» активно готовили себе смену — молодых участников банды чуть ли не насильно заставляли учиться в московских вузах, причем на средства Тагирьянова.
Вообще «Тагирьяновские» держались за своего босса. Один раз даже бросились на милиционеров, попытавшихся задержать его (он находился в федеральном розыске по обвинению в хулиганстве).
Всем, чем располагали участники банды, они были обязаны Тагирьянову. Фактически это был бизнесмен, имевший личную банду (в которой даже самые молодые участники получали по 5-6 тысяч рублей в месяц). Только об этом никто не знал. В криминальной среде «Тагирьяновских» считали обычными коммерсантами. Они старались не воевать с местными мафиози. Основной их принцип был: «на чужое не претендуем, но своего не отдадим». Тем не менее Тагирьянов периодически получал предложения от местных бандитов пойти к ним под «крышу». Коммерсант не возражал, но просил небольшую отсрочку. В итоге через несколько месяцев новоявленная «крыша» уничтожалась.
«Тагирьяновские» — группировка новой формации. Они не нуждались в криминальном авторитете. И вообще были чужды уголовной романтики. «Хадитакташевские», «Жилковские», «Двадцатьдевятники» и другие группировки, зародившиеся много лет назад, рано или поздно будут «расформированы» правоохранительными органами: известность делает их уязвимыми. Поэтому для «тагирьяновских» они не представляли серьезной опасности.
Впрочем, «тагирьяновским» было кого убивать. Сначала они расправились с лидерами мелких группировок, базировавшихся в родном комплексе, их было не меньше десятка. Убийства готовились тщательно. «Тагирьяновским» не жаль было тратить на их подготовку по 200 тысяч рублей. В итоге более профессиональных киллеров Набережные Челны еще не знали.
Позже у «Тагирьяновских» были изъяты три гранатомета, ручной пулемет, 22 автомата Калашникова, карабин, 26 пистолетов различных модификаций (от ТТ 1931 года выпуска до самых современных), 41 глушитель, 14 оптических прицелов, 29 магазинов, 36 боеприпасов к подствольному гранатомету, более 7,5 тысячи патронов, радиоуправляемая взрывчатка, 1,5 килограмма пластида, пять магнитных мин и аммонит. В действительности арсенал группировки был намного больше — просто «Тагирьяновские» после очередного убийства «сбрасывали» оружие. Еще на балансе банды было несколько десятков комплектов милицейской формы и 13 автомобилей, в том числе два «уазика». Некоторые из бандитов числились сотрудниками ульяновского частного охранного предприятия и поэтому спокойно разгуливали с огнестрельным оружием.
Преступный бомонд даже не догадывался, что лидеров группировок отстреливают какие-то коммерсанты.
Авторитетов ОПГ «10-й комплекс» «Тагирьяновские» взорвали в их автомобиле прямо на остановке общественного транспорта.
Именно «Тагирьяновские» разгромили эмиссаров чеченской этнической группировки, намеревавшихся обосноваться в Набережных Челнах. Чеченцев одного за другим похищали, увозили за город и там убивали.
А весной 2001 года жертвой «Тагирьяновских» стал Олег Васьков — никольский (город в Пензенской области), авторитет по кличке Боксерчик. Боксерчик тоже хотел взять их под свою «крышу.
Последний серьезный конфликт у «Тагирьяновских» произошел с участниками нижнекамской ОПГ «Татары». «Татары» решили обложить Тагирьянова данью за то, что тот построил на их территории ночной клуб. В итоге в ноябре 2002 года на лидера нижнекамской группировки было совершено покушение. Телохранитель авторитета был убит, а сам он в течение нескольких месяцев скрывался, так и не поняв, кто же на него покушался.
Сам Тагирьянов «крышеванием» никогда не занимался. В начале 90-х годов «Тагирьяновские» торговали водкой — до тех пор, пока на ее производство не была введена монополия государства. Водочный бизнес приносил им огромные прибыли. «Тагирьяновские» рассказывали, что багажники их машин часто были доверху набиты деньгами.
Потом Тагирьянов обосновался в Москве и полностью переключился на работу с «Газпромом» — занимался выбиванием долгов предприятия, возвращая их главным образом авиационной техникой. А когда ему и это надоело, стал строить ночной клуб в Нижнекамске. Следует отметить: солидную прибыль Тагирьянову приносили различные развлекательные заведения Набережных Челнов, учредителем которых он был.
Первые преступления, которые удалось установить следствию, «Тагирьяновские» совершили в 1995 году. В основном это вымогательство денег у должников, не расплатившихся с ними за поставленную водку. Отказывавшихся платить «Тагирьяновские» убивали. В 1997 году они расправились с директором спорткомплекса «Набережночелнинский» Рустамом Закировым. Он не отдал деньги за три «КАМАЗа» водки. Правда, убивать директора не собирались. Тагирьянов приказал лишь побить Закирова, чтобы тот понял свою ошибку…
В том же году в Челябинске бандиты похитили брата другого коммерсанта, задолжавшего $70 тыс. долларов. Мужчину вывезли в Набережные Челны и удерживали несколько дней в одной из квартир. Однако ему удалось сбежать. В 2000 году, потеряв надежду вернуть долг, «Тагирьяновские» застрелили должника.
10 июля 2003 года, в рамках расследования похищения и убийства Фабера и Стародубцевой, Эдуард Тагирьянов и члены его банды были задержаны. Несколько членов группировки дали признательные показания. Тагирьянов отказывался сотрудничать со следствием, заявляя, что он является честным предпринимателем, и никогда с криминалом связан не был. В мае 2006 года, после долгого следствия, Тагирьянову и 16 его сообщникам было предъявлено обвинение в совершении ряда похищений и 23 убийств. После долгих слушаний, 28 августа 2007 года, суд вынес приговор.
Признав виновными членов банды в совершении 21 убийства, он назначил Тагирьянову и троим его подельникам (Бабкову, Данилевичу и Дацко) наказание в виде пожизненного лишения свободы с отбыванием наказания в колонии особого режима. Остальные члены банды получили от 6 до 25 лет лишения свободы. 20 марта 2009 года Верховный Суд России оставил приговор без изменения.