Маньяк Борис Серебряков
«Человек, который боится живых женщин» — так окрестили серийного убийцу газетные писаки начала 1970-х годов.
Спустя три десятилетия на весь мир прогремело дело схожего с ним убийцы Анатолия Оноприенко, а имя нашего героя так и осталось неизвестным для широких масс (разве что в Самаре до сих пор с содроганием вспоминают кровавые деяния земляка)…
Борис Ефимович Серебряков родился 18 августа 1941 года в Чечено-Ингушской АССР в городе Малгобек. Он обладал смешанной русско-восточной внешностью, худощавым телосложением и горячим характером горца. Он неоднократно задерживался милицией за пьяные драки в общественных местах, не ладил с коллегами и родственниками и даже поднимал руку на мать. На совести Серебрякова были многочисленные кражи со взломом и поджоги, но это было всего лишь прелюдией к его криминальной карьере.
Борис Ефимович отслужил в армии и после дембеля переехал жить к сестре в Куйбышев. Здесь он работал на кабельном заводе, и здесь же впервые попытался изнасиловать женщину в сентябре 1967 года. В качестве жертвы он выбрал находившуюся на рабочем месте дежурную диспетчерской станции. Дама оказалась не из робкого десятка, ее сопротивление испугало маньяка. Серебряков нанес женщине два ножевых ранения и поспешно ретировался в чем был – голый и с ножом в руках. Кстати убегал он не единожды: при сопротивлении со стороны жертв, при появлении их мужей или других свидетелей. Пока не выработал алгоритм действий…
Первое убийство (тройное) Серебряков совершил в ночь с 27 на 28 апреля 1969 года. Он ворвался в барак завода «Прогресс» на Электрифицированной улице, убил спящего мужчину Степана, нанеся ему более 10 ударов по голове двумя кирпичами, его 5-летнего сына Лёню и жену Марию. Труп женщины он изнасиловал, забрал из квартиры 135 рублей и часы, и уходя, поджег помещение.
В апреле 1970 года жертвами Серебрякова стали мать и дочь. Спящих женщин преступник оглушил обухом топора и принялся насиловать старшую. Вопреки его ожиданиям, они оказались живы — придя в себя, дочь стала звать на помощь и спугнула насильника.
Следующая попытка оказалась более «удачной». В квартире на улице Чекистов в ночь с 8 на 9 мая Серебряков убил топором 70-летнюю хозяйку Прасковью и ее 30-летнюю квартирантку Нину. Вот тогда о происходящем узнал весь город.
Предстояли очередные выборы в Верховный Совет СССР и многие жители Куйбышева просто отказались голосовать за власть, неспособную справиться с подобным ужасом. Хотя власть, нужно отдать ей должное, старалась! Уже 22 мая для расследования дела «куйбышевского насильника» была создана следственно-оперативная группа, по ночам улицы посещаемых маньяком частных секторов стали патрулировать отряды народных дружинников. Впрочем, это не помешало Серебрякову нанести последний кровавый удар.
В ночь с 4 на 5 июня он ворвался в дом на Подгорной улице (в другом конце города) и зарубил топором целую семью: мужчину Александра, его 10-летнего сына Сергея и 5-летнюю дочь Таню. 30-летнюю жену убитого хозяина маньяк оглушил обухом топора, изнасиловал и добил. По традиции маньяк поджег место преступления. Скорее всего, именно в этот момент, ослепленный чувством безнаказанности, он и потерял бдительность.
Спустя трое суток, в ночь с 7 на 8 июня дружинник Сергей Гайфуллин заметил в темном переулке на Аэропортовском шоссе подозрительного велосипедиста. О том, что преступник ездит на дело на велосипеде «Украина» знали давно — возле одного из мест преступлений был найден ключ с клеймом Харьковского велосипедного завода. Увидев направляющегося к нему мужчину, Серебряков соскочил с двухколесного друга и побежал.
Началась погоня, не уступающая по зрелищности преследованиям из остросюжетных фильмов. Сначала преступник попытался скрыться в кабинке уличного туалета. Когда один из дружинников открыл кабинку, Серебряков нанес ему удар в лицо, затем ударил кирпичом по голове и улизнул. Подбежав к железной дороге по которой двигался состав с цистернами, ловкач ухватился за лесенку и умчался вдаль. Подоспевшие дружинники не смогли повторить этот «трюк» и упустили беглеца. Правда в последний момент удача отвернулась от Серебрякова — с движущегося состава он спрыгнул на территорию завода «Прогресс», где и был задержан охраной.
На следующий день отпечатки пальцев и группа крови были сверены с найденными в квартире убитых – они полностью совпали, затем в ходе обыска комнате Серебрякова обнаружили похищенные у жертв вещи. Преступнику пришлось признаться.
Во время судебного слушания люди, не поместившиеся в зал, заглядывали в окна — всем хотелось увидеть того, кто почти полтора года держал в страхе весь город. Борис Серебряков был признан психопатической личностью с извращёнными половыми влечениями, но психически здоровым и вменяемым. Осенью 1970 года Самарский областной суд приговорил его к смертной казни. Когда огласили приговор, присутствующие в зале зааплодировали. «Я еще вернусь», — ответил им осужденный.
P.S.: Серебряков написал несколько прошений о помиловании, однако все они были отклонены. Маньяк был расстрелян в сызранской тюрьме в 1971 году. Ему только исполнилось 30.