Липецкие воры в законе 2005
Криминальная история Липецкой области знала до 2005 года трех воров в законе. Самый титулованный среди них — Юрий Смыков по кличке Хмырь. Он долгое время «курировал» Липецкую область, хотя, по слухам, имеет нездешние корни и всегда числился в лидерах тамбовского преступного мира. Двое других — липчане: Виктор Алимпиев по кличке Косолапый и некто Бубу, в миру Юрий Кошелев. Судьба обоих сложилась достаточно трагично. Ни тот и ни другой не сумели сохранить свои «почетные» титулы и в 2005 году были вычеркнуты из списка российских уголовных иерархов.
Вор в законе Косолапый, в миру Виктор Алимпиев родился в 1957 году в селе Сырское. Неоднократно привлекался к уголовной ответственности. Успел трижды побывать в местах не столь отдаленных. Отбывал наказания за изнасилование несовершеннолетней, хулиганство и побои. Утверждал, что был коронован в 1992 году ворами в законе Захаром (Виктор Захаров), Докой (Руслан Соколов) и Юрой Тагильским (Юрий Пятин).
Впервые о новоявленном «законнике» в Липецке услышали в 1995 году. Только выйдя на свободу, Косолапый сколотил банду, позже получившую название «Липецкая братва», и заявил о своих притязаниях на роль «смотрящего» в Липецкой области. С помощью своего друга Михаила Гаркушина (погиб в 2004 году от пуль киллера) он сумел создать мощную преступную группировку. Однако утвердиться в роли вора в законе Алимпиеву не удалось. С самого начала его притязания на регалии криминального генерала были поставлены под сомнение в уголовной среде. Подозрения в самозванстве преследовали авторитета по пятам. Даже не обошлось без обвинений со стороны сокамерников сизо, куда Косолапый угодил в 1997 году.
На свободу Алимпиев вышел только через пять лет. За это время в местных криминальных кругах многое изменилось. Появился новый вор в законе. Лишенный прежнего звания, Косолапый по сути остался не у дел. Какое-то время он находился в Липецке, а затем, весной 2003 года, неожиданно исчез. О его судьбе до сих пор ничего не известно.
Заявления о розыске без вести пропавшего от родственников Виктора Алимпиева в правоохранительные органы не поступало. По одним сведениям — Косолапый где-то прячется от недругов. Но ходят упорные слухи, что избежать чьего-то возмездия вор в законе не сумел, и его уже нет в живых.
Вторым и последним вором в законе до 2005 года в Липецкой области, стал уроженец села Сселки Юрий Кошелев (Бубу). Его короновали и выбрали «смотрящим» в марте 1998 года. По такому случаю в Липецк прибыло более десятка криминальных российских авторитетов. Сходка состоялась в одном из ресторанов, а в повестке дня высокого собрания стоял вопрос о «прекращении полномочий» прежнего «смотрящего» по кличке Косолапый. К тому времени он уже более года находился в следственном изоляторе вместе с другими членами «Липецкой братвы». Участники сходки объявили Косолапого вне воровского закона, а его преемником выбрали 28-летнего Бубу.
Кроме нескольких судимостей, новый вор в законе имел девятилетнее школьное образование и был неравнодушен к наркотикам. Каким-либо весом в уголовном мире Бубу не пользовался, но, видимо, сумел убедить московских воров, что сможет наладить в Липецке традиционные воровские понятия и взять под контроль местные группировки. Действительно, после ареста более десятка активных членов «Липецкой братвы» и образовавшегося вакуума Бубу имел неплохие шансы укрепить свое положение. Однако этого не произошло. Не помогло и покровительство известного тамбовского вора в законе Юрия Смыкова (Хмырь), который вместе с ним исполнял обязанности «смотрящего» в Липецке. После смерти Хмыря (злоупотреблял наркотиками) звезда Юрия Кошелева закатилась окончательно. Бубу постигла участь Косолапого: в 2002 году он был избит своими авторитетными «коллегами» и «раскоронован».
Список воровской элиты получится неполным, если в него не добавить фамилии еще двух липчан. В свое время каждый из них был близок к тому, чтобы стать вором в законе. Наиболее реальные шансы имел Алексей Анненков (Леха Сокольский). С 1993 года он возглавлял местный «общак» и имел солидный послужной список. С 15 лет он периодически находился в местах лишения свободы, где отсидел в общей сложности 9 лет. В тюрьмах и колониях он имел более 100 дисциплинарных взысканий и пользовался полным доверием у братвы. Именно он одним из первых отказался признавать лидерство Косолапого, за что и поплатился. По версии следствия, команда на ликвидацию Анненкова поступила от Алимпиева и его приближенных после того, как они узнали, что Леху Сокольского собираются короновать в вора в законе. За два дня до этого, в апреле 1996 года, Анненков был убит очередью из автомата с контрольным выстрелом в голову.
Еще один претендент — Анатолий Лапшов (Бычок) считался активным членом «Липецкой братвы» и пользовался солидным авторитетом в местных узких кругах. В начале 90-х годов на него было совершено покушение, но в результате взрыва он получил лишь ранение. После исчезновения Косолапого и раскоронования Бубу Лапшов стал серьезно подумывать о получении воровской «короны». И, судя по всему, был близок к этому. Однако судьба распорядилась по-другому. Летом 2003 года во время загородней вечеринки с друзьями Лапшов был тяжело ранен неизвестными и скончался в больнице. Убийство квалифицируется как заказное.
Гибель Лапшова стала лишь эпизодом в периодически вспыхивающих криминальных разборках. Борьба за сферы влияния между преступными группировками не прекращается. Похоже, выясняя отношения, братва забыла про главное — вовремя пополнять «общак». На разброд и шатания в местной криминальной среде не могли не обратить внимание московские воры. Говорят, некоторые из них высказывали недовольство тем, что липецкие недостаточно платят во всероссийский «общак». Создавшейся ситуацией попытались воспользоваться представители кавказского крыла высшего российского криминалитета. Так, некоторое время тому назад в Липецке объявился грузинский вор в законе по кличке Каха. Кавказский гость попытался осесть в областном центре и легализовать здесь свое присутствие. Как признаются оперативники, для столичных воров Липецкая область всегда считалась лакомым кусочком. Такие промышленные гиганты, как НЛМК, «Стинол», Лебедянский консервный завод, давно привлекали внимание лидеров преступного мира. Однако закрепиться в регионе им не удавалось. Свидетельство тому и неудавшаяся, не без помощи правоохранительных органов, попытка Кахи обосноваться в Липецке. Кавказцу пришлось ретироваться. Хотя, по оперативным данным, от своих намерений он не отказался.
«Никаких воров в законе у нас быть не должно», — говорил начальник управления по борьбе с организованной преступностью УВД области Сергей Валетов в 2005 году. Руководитель антимафиозного ведомства, как всегда, категорично бескомпромиссен, когда речь идет о криминале. По его словам, длительная кропотливая совместная работа сотрудников УБОП и ФСБ принесла свои результаты. Пошел третий год, как в Липецке нет воров в законе. Город избавился от подобных уголовных авторитетов, и это положительно сказывается на оперативной обстановке в регионе. «И если появится какой-нибудь очередной так называемый «законник», — добавляет Сергей Валетов, — то наша задача сделать его существование здесь невозможным».