Виктор Авдышев
Виктор Авдышев по национальности ассириец, родился 3 октября 1956 года, кличка «Авдыш». В прошлом известный спортсмен – «динамовец», борец-вольник, чемпион СССР, Европы и бронзовый призер чемпионата мира 1978 года в Мехико. В прошлом зять видного спортивного функционера, Беньяминова, одного из старейшин ассирийской диаспоры.
По завершении карьеры Авдышев спорт не оставил и работал тренером украинского общества «Динамо» (несколько его воспитанников стали призерами Олимпиад), президентом баскетбольного клуба «ЦСКА-Рико», федерации тяжелой атлетики Украины (место главы федерации вольной борьбы уже было занято другим криминальным авторитетом – Борисом Савлоховым) и центрального спортивного клуба «Меркурий». Ни одно крупное общественно-спортивное мероприятие в Киеве не обходилось без участия бывшего борца. Как отмечают украинские спецслужбы, Авдышев стал у них примерно тем, кем в России долго был Отари Квантришвили (тоже бывший борец). И сходство заключалось не только в увлечении спортом.
Периодом становления ОПГ «Авдышева» являются 1989-90 годы, когда группа бывших спортсменов-борцов, объединившись по этническому признаку (ассирийцы и азербайджанцы), начали заниматься игрой в «наперстки» и устанавливать контроль над мелкими торговцами кавказских национальностей, торгующих на Бессарабском рынке. Группу возглавил Виктор Авдышев и Гарик Джибу.
В 1992 году т.н. предприниматели-«теневики» Габович Гарри Исаевич и Юфа Семен Викторович, пользуясь поддержкой и авторитетом в криминальной среде Виктор Авдышев, открывают на Республиканском стадионе потребительское общество «Меркурий» (траст) и вещевой рынок «Патент» (Виктор Авдышев вошел в состав учредителей). В связи с необходимостью осуществления охранных функций торговцев «Патента», близкая связь Авдышева — Стащенко С. (уголовная кличка «Стас») создает охранную фирму «Аллигатор», сотрудники которой составили костяк ОПГ; численность ОПГ резко возрастает.
Основным источником доходов стал рэкет бизнесменов, предпринимателей и «челноков», торгующих на Республиканском стадионе, взимание «дани» с «валютчиков», занимающихся незаконным обменом валюты на рынке, а также контроль за коммерческими структурами, открывающимися в окружении стадиона. Кроме того, группирование специализировалось на угонах автотранспорта.
Постепенно добытые противоправным путем средства членами ОПГ стали вкладываться в создание и развитие коммерческих фирм. Примкнувшие ранее к Виктору Авдышеву и Г.Джибе профессиональные мошенники (Шахбазов, Ли, Безкровный) осуществляют ряд афер в кредитно-банковской сфере, путем невозвратов крупных кредитов, полученных на подставные фирмы. Данные средства идут в т.н. «общак» ОПГ, частично легализуются через ПО «Меркурий» и вкладываются в легальный бизнес.
Расцвет криминальной деятельности Джибу и Авдышева начался с Республиканского стадиона и «Меркурия». Потребительское общество «Меркурий” было создано на базе одноименного кооператива. Перерегистрировано Московской районной государственной администрацией г. Киева 21/10/1994. Состав учредителей в доступных базах данных отсутствует. В открытых источниках сообщалось, что непосредственное руководство ПО «Меркурий” осуществлялось Семеном Юфой и Александром Пресманом. Также к деятельности Потребительского общества, якобы, имел отношение Григорий Габович, ныне один из «пап» интернет-провайдера «Лаки Нет».
Юфе удалось добиться от тогдашнего мэра Ивана Салия решения о функционировании вещевого рынка на Республиканском стадионе. А создание здесь касс обязательного страхования торговцев — это вообще классика жанра. Рэкетиры настолько обленились и «выросли”, что уже не ходили за данью к палаткам. Торговцы приходили сами «страховать” свой товар.
Заместителем начальника отдела страхования здесь числился Виктор Авдышев, а возглавлял отдел его дядя Гарри Малик-заде Джибу. После гибели Джибу бывший спортсмен Авдышев уже лично контролировал рынок и проводил там свои «стрелки», на которые собиралось до 250 боевиков одновременно. Туда же свозились для выбивания денег «прибитые» предприниматели не только из Киева, но и со всей Украины.
Почему правоохранительные органы закрывали глаза на легализованный рэкет — вопрос риторический, то есть не предполагающий ответа. В ноябре 1992 года здесь устроили облаву, в результате которой было задержано 117 (!) человек, принадлежавших к различным киевским криминальным структурам. Большинство из них были выпущены на свободу после процедуры фотографирования. Складывалось впечатление, что милиция всего лишь нуждалась в их хороших фотокарточках.
Юфа сотоварищи один из первых пришел к мысли, что дикий рэкет, начинавший с вымогательств на рынках, следует легализовать. «Меркурий» первым создал службу безопасности из тех же рэкетиров. Только теперь деньги с торговцев собирали на законных основаниях — за оказание охранных услуг. Но по натуре он человек мягкий, спокойный и панически боялся тюрьмы. Ему сложно было «рулить» войском численностью под 700 человек. И тогда на рынок пришел Пуля — харизматическая личность. Он не только повысил авторитет Авдышева, но и в целом дал мощный толчок рэкет-движению Киева.
В 1994 году Семен Юфа, саккумулировав значительные суммы денег вкладчиков на счете ПО «Меркурий», по оперативным данным, большую часть переводит за границу, часть денежных средств (порядка 600 тыс. долларов США) передается Виктору Авдышеву, Сам С.Юфа, опасаясь уголовного преследования, выезжает в Израиль. Полученные деньги Виктор Авдышев вкладывает в строительство дома и запуск ликеро-водочного заводе в г.Краснодаре.
Для расширения сфер противоправной деятельности ОП, в 1994 году Джибу с группой боевиков выезжает в Германию, где устанавливает тесные деловые и криминальные контакты с местными и эмигрантскими мафиозными структурами. Однако, во время возникшего конфликта на почве ревности, один из членов чеченского ОПГ, действующего на территории Германии, убивает Г.Джибу.
После того как тело Джибу доставили в Киев, ассирийская диаспора и сподвижники пышно проводили его в последний путь. Под печальные звуки зурны в закрытом цинковом гробу его несли сподвижники от квартиры на Ереванской.
Виктор Авдышев, единолично возглавив ОПГ, начиная с 1994 года переориентирует группировку на криминальное внедрение в государственные экономические программы. С этой целью, установив необходимые связи среди украинских депутатов и членов правительства, Шахбазов активно принимает участие в заключении договоров ряда фирм о поставке туркменского газа в Украину и экспорту металла и топливных ресурсов из Украины за рубеж.
Безкровный и Ли готовят и проводят мошеннические кредитно-банковские операции с применением фальшивых авизо, «Стас» и Соболевский за счет средств ОПГ значительно увеличивают количество торговых рядов на рынке «Патент». Вместе с тем, группы боевиков, возглавляемые «Афганцем», «Боном», «Шварцем» и «Парамоном», занимаются вымогательствами, разбоями, грабежами и угонами автотранспорта.
В это же время Авдышев для легализации своего статуса регистрируется в федерации тяжелой атлетики Украины как тренер ЦСКА, тренирующий олимпийского чемпиона Т.Теймуразова.
В 1995 году между Авдышевым и «Стасом» происходит конфликт из-за того, что последний, не согласовав с лидером ОПГ, изымаемые с рынка «Патент» средства вложил в создание страховой компании «Союз финансовых гарантий», которая страховала все кредиты, выдаваемые АКБ «Видродження». В результате конфликта «Стас» со своими людьми выходит из группировки и переходит в ОПГ «Киселя». В это же время городские власти закрывают рынок.
Авдышу не доводилось хлебать тюремной баланды, но в середине 90-х такая перспектива перед ним замаячила. Им стали интересоваться «органы». В 1995 году Авдыш и шесть человек из его «команды» были арестованы за рэкет. Как работала группа борца, доходчиво объясняют выдержки из приговора: «Члены ОПГ искали в Киеве состоятельных бизнесменов, путем угроз и психологического воздействия вымогали у них крупные суммы денег, навязывая свои услуги по возврату долгов, защите интересов предприятий и их руководителей от посягательств других преступных групп…»
С несогласными преступники обходились жестко: «В случае, когда бизнесмены отказывались выплачивать деньги за услуги, они доставлялись на территорию Центрального республиканского стадиона, где Авдышев, используя свой авторитет известного человека, убеждал их передавать требуемые суммы». Иногда в качестве убеждения использовались кулаки. Деньги же с бизнесменов, которых Авдышев заставлял называть себя «папой», требовали немалые — от десятков до сотен тысяч долларов.
Пока Авдышев находится в СИЗО, через несколько месяцев по ст.69 УК Украины арестовывают и «Стаса».
Аресты лидеров ОПГ значительно ослабили позиции группировки и ее экономическую базу. Оставшиеся на свободе «бригадиры» ОПГ были разобщены, и практически с начала 1996 года ОПГ Авдышева утратила присущие ей позиции в криминальном мире Киевского региона. Шахбазов, Соболевский, Ли, Безкровный (он же «Бес») и другие «бригадиры» группировки, при отсутствии общего руководства, занимались только вопросами своих звеньев. И, в основном, старались удержать под контролем ранее ими созданные и «подкрышные» коммерческие структуры, не учитывая при этом общие интересы ОПГ.
За Авдыша ходатайствовали многие известные люди не только Украины, но и России. В том числе избранная по волеизъявлению ассирийских общин всего мира Царицей ассирийского народа целительница Джуна (Евгения) Давиташвили.
За неделю до оглашения приговора (1998 год) Виктор Авдышев якобы уговорил судью отпустить его на похороны матери, и освобождается из СИЗО , но по поддельному паспорту сбегает вАзербайджан. В криминальных кругах Киева ходил слух, что Виктора Авдышева “выкупил” Григорий Суркис, давший взятку судье в размере полумиллиона долларов США.
Другие источники приписывают заслугу в освобождении “Авдыша” из-под стражи ушлости адвоката Юрий Гайсинского, в последующем — прокурора Киева. Как бы там ни было, суд все равно заочно приговорил Виктор Авдышева к четырем годам лишения свободы; его объявили в международный розыск. В 1999 году “Авдыша” задержали в Баку, но местные власти отказались выдавать его украинской стороне. Причина: первый советский паспорт Виктор Авдышев получил в Азербайджане, и на этом основании власти республики признали его своим гражданином.
Пребывая в бегах, он не предпринимает попыток по объединению звеньев ОПГ и не пытается поднять утраченный криминальный авторитет группировки. И хотя большинство «бригадиров» вновь примкнули к лидеру, Виктор Авдышев уделял внимание только экономической деятельности тех структур, в которых он участвует в распределении долевой прибыли. И оказывал финансовую поддержку баскетбольной команде ЦСКА и некоторым спортсменам-штангистам данного клуба.
Вместе с тем, ОПГ Авдышева продолжало оставаться высокомобильным и деятельным. Отдельные звенья («Парамона», «Бона», «Афганца») располагали огнестрельным оружием, автотранспортом и современными средствами связи. Лидер и его близкие связи поддерживали устойчивые контакты с ОПГ, действующими в Киевском регионе, имели «союзнические» соглашения с ОПГ «Савлохова»и «Рыбки».
Сам Авдышев хорошо был знаком и продолжал поддерживать тесные контакты с криминальными авторитетами других стран (Иваньковым — уголовная кличка «Япончик», «Сливой», руководителями московской фирмы «21 век» — приемниками «Отарика» и «Калины»).
Являясь лидером ассирийской общины г.Киева, Виктор Авдышев близко знаком с председателем международной ассирийской общины Джуной Давиташвили. И финансировал строительство ассирийской церкви в г.Киеве.
В 1999 году Виктор Авдышев был повторно объявлен в межгосударственный розыск по подозрению в совершении преступлений по признакам ст. 144 Уголовного кодекса Украины (вымогательство). В июле 2001 года был задержан российскими правоохранительными органами в Ставропольском крае России по представлению украинской стороны.
Однако один из районных судов России освободил Виктора Авдышева. Повод: спортсмен, якобы, уже отсидел “положенное” в… Айзербайджане, где он тренировал… малолетнего сына нынешнего президента Ильхана Алиева. Но тренерскую деятельность “Авдыш” опять совместил с рэкетом, что стоило ему очередных хлопот: в Баку его тоже судили и дали три года.
Но до суда Виктор Авдышев, благодаря стараниям адвоката Рамиза Зейналова отправили на принудительное лечение в психиатрическую лечебницу с диагнозом «психопатия параноидальная в декомпенсационной форме». Судя по всему, пребывание на родине пагубно сказалось на душевном здоровье нашего героя. Впрочем, из психлечебницы его очень скоро отпустили на стационарное лечение.
Летом 2001 года Виктор Авдышев вместе со своими подопечными борцами решил съездить в Кисловодск на сборы. Неподалеку от Пятигорска его машину остановил бдительный наряд ГИБДД и, «пробив» тренера по своим базам, с удивлением обнаружил, что он уже больше двух лет находится в розыске. Авдыша препроводили в местное СИЗО, а о его задержании проинформировали МВД, которое сразу передало сведения в Киев. Украинские правоохранители новости обрадовались и пообещали в кратчайшие сроки подготовить документы для экстрадиции. Вскоре они известили МВД о готовности забрать беглеца, однако когда из Москвы обратились по поводу арестованного в Пятигорск, то с удивлением узнали, что его там уже нет.
Судья Пятигорского суда Нина Журба вначале прислала в СИЗО бумагу без каких-либо исходных данных с требованием доставить задержанного к себе. А потом, как оказалось, просто его отпустила. Официальный ответ госпожи Журбы просто сразил милиционеров своей простотой и краткостью — на белом листе бумаги с печатью рукой судьи было написано: «Авдышев Виктор Юрьевич освобожден из-под стражи из зала суда». Никаких объяснений и мотивировок своему решению госпожа Журба давать не стала.
Более словоохотливыми, правда, оказались сотрудники УВД Пятигорска. Как они утверждают, незадолго до решения суда в город якобы приезжал другой именитый борец, депутат Госдумы Александр Карелин, который будто бы помог Авдышеву найти адвоката. Впрочем, помощник г-на Карелина Александр Астахов заявил газете «Время новостей», что ничего не знает об этой истории и видит в ней происки неких злопыхателей своего шефа.
Тем временем скандал вокруг освобождения Авдышева уже добрался до высших сфер. Руководители МВД были вынуждены отправить запрос зампредседателю Верховного суда Анатолию Меркушеву с просьбой дать оценку действий судьи Нины Журбы и собирались передать аналогичный документ председателю Высшей квалификационной коллегии судей Валентину Кузнецову. Протест по поводу освобождения Авдышева выразила и Генпрокуратура. Эта ситуация вызвала недоумение и у украинских властей — согласно всем договоренностям, Россия была обязана передать спортсмена в Киев. Однако, этого так и не произошло.
Авдышев в настоящее время проживает в России. Он женился в очередной раз на молодой девушке и поменял свою «чемпионскую» фамилию, взяв себе фамилию жены. Теперь он Кочиев Виктор Юрьевич, добропорядочный семьянин с безупречной биографией.
Ныне влияние Авдыша на криминальные процессы в Украине близко к нулю. «Бригадиры» разбежались по другим бригадам и сферам бизнеса. Авдыш, как и перестраиваемый рынок у «Республиканского стадиона» ушел в прошлое.