Суд над Новосибирской бандой
В пятницу, 19 октября, в Новосибирском областном суде был оглашен вердикт присяжных по делу мощной преступной группировки, которая была создана в Новосибирске еще в середине 90-х и просуществовала до 2009 года. Лидер организованного преступного сообщества (ОПС) Александр Трунов признан виновным по всем эпизодам. Однако результат голосования присяжных всего лишь по одному вопросу — всего их было около 140 — спас криминального авторитета от пожизненного заключения.
«Труновское» преступное сообщество насчитывало несколько десятков участников. В него, по версии следствия, входили и вице-мэр Новосибирска Александр Солодкин, а также его отец, бывший советник губернатора Александр Солодкин-старший, и полковник Андрей Андреев, занимавший должность замначальника областного УФСКН. Дело высокопоставленных госслужащих выделено в отдельное производство и рассматривается судьей единолично. А лидер ОПС Александр Трунов и еще семеро участников банды, на счету которой четыре убийства и два покушения, а также вымогательства и другие преступления, выбрали суд с участием присяжных заседателей. Присяжные приступили к изучению материалов дела Трунова в феврале нынешнего года. В совещательную комнату для вынесения решения коллегия удалилась в четверг, 18 октября, и уже на следующие сутки вердикт был готов — его оглашение заняло около четырех часов.
Александр Трунов как лидер ОПС обвинялся в организации преступного сообщества, а также во всех преступлениях, которые группировка совершила под его руководством. Как сообщила гособвинитель Марина Морковина, голосование присяжных по всем вопросам, касавшимся Александра Трунова, было примерно одинаковым. 11 членов коллегии склонялись к тому, что он виновен и не заслуживает снисхождения, и лишь один (максимум — два) в этом сомневались. Однако при ответе на один из вопросов голоса присяжных неожиданно разделились поровну, шесть на шесть, а такой расклад — в пользу подсудимого. Присяжные признали, что Александр Трунов заслуживает снисхождения по эпизоду убийства Алексея Дабеева, который был расстрелян киллером возле кафе «Ростикс» в 2002 году. «Так как присяжные заявили, что Трунов заслуживает снисхождения, суд не сможет применить к нему такую меру наказания, как пожизненное заключение», — сказала Марина Морковина.
Убийство Алексея Дабеева в принципе заставило присяжных сомневаться: так, они оправдали по этому эпизоду Виталия Зайцева и Сергея Комарницкого, которые, по версии следствия, участвовали в подготовке и исполнении этого преступления. Зато признан виновным и не заслуживающим снисхождения еще один член банды киллеров (структурного подразделения ОПС) Андрей Иванов — именно он Дабеева и расстрелял.
Присяжные облегчили участь еще одного обвиняемого — Виталия Шевцова, руководителя службы безопасности Александра Трунова, оправдав его по статьям УК о бандитизме и незаконном хранении и перевозке оружия. Однако он так же, как и все восемь подсудимых, признан участником организованного преступного сообщества, да еще и руководителем одного из подразделений, — а это особо тяжкое преступление само по себе предусматривает до двадцати лет лишения свободы.
«В целом вердикт присяжных — обвинительный», — подчеркнула Марина Морковина. Присяжные признали сам факт существования «труновского» ОПС. И это обстоятельство чрезвычайно важно для другого, не менее громкого судебного процесса — по обвинению Солодкиных, которых следствие считает представителями «экономического крыла» преступного сообщества.