Начинается судебное разбирательство по делу кровавой ОПГ «Юго — Запад»
Утверждено обвинительное заключение по уголовному делу в отношении членов бандитской группы «Юго-Запад» — Игоря Камарина, Игоря Гераськина, Михаила Кубасова, Сергея Монича, Анатолия Давыдова, Романа Шекшаева, а также лидера ОПГ Владислава Печникова.
Они обвиняются в совершении ряда тяжких и особо тяжких преступлений – убийство двух и более лиц, покушение на убийство, бандитизм, незаконный оборот оружия и др.
На счету бандитов – убийство директора Ромодановского сахарного завода Федора Катаева в 2005 году, которое вызвало большой общественный резонанс в Мордовии. По версии следствия, приказ о ликвидации Федора Катаева был отдан руководителями ОПГ Конновым, Печниковым и Камариным. Директор «Ромодановосахара» мешал бандитам установить криминальную «крышу» над заводом и получать «дань». Выполняя указание «руководителей», утром 12 сентября 2005 года Гераськин и Егоров выследили Катаева возле рынка «Заречный», когда тот направлялся на работу. Гераськин практически в упор дважды выстрелил в директора предприятия из пистолета Макарова. У Федора Катаева не было шансов выжить.
По словам представителей правоохранительных органов, это преступление стало одним из самых ярких примеров расцвета бандитизма в Мордовии. Федор Катаев был назначен руководителем «Ромодановосахара» по инициативе первых лиц республики. Его убийство было воспринято как вызов, брошенный бандитами государственной власти. Долгое время преступление оставалось нераскрытым, однако убийцам не удалось уйти от наказания.
Как сообщили в Прокуратуре, уголовное дело в ближайшее время будет рассмотрено Верховным судом.
Решение о расстреле Федора Катаева было принято, что называется, коллегиально — руководителями всех мордовских преступных группировок. Никто в одиночку решиться на столь отчаянный шаг не осмеливался. Этим преступлением криминалитет прямо противопоставлял себя государственной власти. Еще до убийства директора «Ромодановсахара» бандиты прощупывали почву — в 2005 году произошла целая череда покушений на известных и близких к официальным властям людей — Иванова, Муравьева, Шкляева.
Так, в ночь на 22 апреля 2005 года в Саранске было совершено покушение на первого заместителя генерального директора ОАО «Ламзурь», члена совета директоров предприятия Александра Муравьева. Его подкараулили возле дома по улице Гожувской. Когда предприниматель выходил из своего автомобиля Mersedes, к нему подбежали неизвестные и дважды выстрелили в спину из ружей. Через 20 минут после покушения с дробовыми ранениями спины бизнесмен был доставлен в одну из городских больниц, где несколько часов медики боролись за его жизнь. Благодаря их стараниям Александр Муравьев выжил. Об этом пишет «Вечерний Саранск».
Затем последовало двойное покушение на гендиректора «Саранскдорстроя» Андрея Шкляева. Сначала стрелки открыли по нему огонь из обреза около «Киномакса-Победа». Бизнесмен находился в машине и не пострадал. Еще через какое-то время киллеры снова подкараулили Шкляева в районе ТЭЦ-2 и открыли огонь по его машине. Предпринимателю во второй раз чудом удалось спастись.
Фактов вымогательств с попавших под бандитский обстрел предпринимателей зафиксировано не было. Так чего же добивались бандиты? Покушения были связаны с попытками оказать давление на власть, заставить считаться с собой с помощью террора. Следующим шагом в этом давлении стало убийство Федора Катаева.
Расстрел
Убийство произошло утром 12 сентября на Химмаше. В 7.15 рядом с рынком «Заречный» на глазах у многочисленных прохожих киллер расстрелял директора Ромодановского сахарного завода 39-летнего Федора Катаева. Он проживал на Химмаше по улице Гожувской вместе с женой и дочерью-школьницей. До своего рабочего места Федор Катаев добирался на личном авто, которое оставлял на платной стоянке на улице Косарева. Утром, как обычно, он отправился за машиной, путь к парковке пролегал вдоль химмашевского рынка. Когда Катаеву оставалось пройти половину пути, в его сторону внезапно направился молодой человек, лицо которого скрывала маска-платок. Незнакомец на ходу достал оружие и открыл огонь на поражение. В течение короткого времени киллер разрядил в свою жертву почти целую обойму. Больше половины выстрелов пришлись на продуктовый магазин. Но две пули достигли цели. Одна из них угодила в руку, а другая попала в грудь Федора Катаева.
Этих ранений хватило для того, чтобы они привели к смертельному исходу. Очевидцы расстрела утверждали, что мужчина от полученных ранений осел, а затем попытался встать. Но силы покинули его, и он вновь рухнул на асфальт. В течение некоторого времени Катаев был еще жив. Свидетели преступления подбежали к нему в надежде чем-то помочь. Но тщетно. Еще до приезда «скорой» он скончался. Рыночные торговцы видели, как киллер после расстрела быстро сел в серебристую «десятку» с тонированными стеклами. Машина с места рванула в сторону Атемара. Незадолго до этого «десятку» без номеров видели на стоянке вблизи рынка.
Оперативники прочесали всю близлежащую местность. Однако оружия, из которого был убит Катаев, так и не нашли. В прокуратуре РМ было возбуждено уголовное дело по статьям «Убийство» и «Незаконное хранение, перевозка или ношение оружия». Спустя несколько дней обгоревшую серебристую «десятку» обнаружили в атемарском лесу. Выяснилось, что машину угнали от центрального универмага. Вскоре сыщики вышли на хорошо организованную группу профессиональных угонщиков. Они похищали в основном новые модели «жигулей», перебивали номера и продавали. Угонщики работали под прикрытием группировки «Юго-Запад». На следствии они рассказали, что не имеют отношения к убийству известного человека — подогнать тачку их попросил один из бригадиров «Юго-Запада» Игорь Камарин. Для чего ему потребовалась угнанная машина, они не знали.
Задержание
Задержать преступников, причастных к убийству Федора Катаева, удалось спустя 5 лет. В феврале 2010 года в Москве в руки оперативников попали три представителя группировки «Юго-Запад»: двое бойцов — Игорь Гераськин и Анатолий Давыдов, а главное — Игорь Камарин. Как полагает следствие, именно он по приказу руководителя группировки взял на себя организацию и реализацию убийства Катаева.
Игорь Камарин занимал высокое положение в группировке. В прошлом боксер, он пользовался большим авторитетом и одно время даже претендовал на роль лидера группировки, в связи с чем у него возникали некоторые трения с главным мафиози «Юго-Запада». В своем подчинении он имел порядка десяти бойцов. Бригада специализировалась в основном на вымогательствах с предпринимателей, сопряженных с поджогами торговых точек непокорных коммерсантов. Судя по всему, Камарину была обещана крупная сумма денег за выполнение заказа. После убийства Катаева бригадир приобрел себе квартиру в новом доме по улице Ульянова.
Для выполнения заказа в качестве киллера Камарин избрал Игоря Гераськина, снабдил его оружием и показал фото жертвы. Кто жертва и какую должность занимает, стрелок не знал, но заказ выполнил.
Любопытная деталь — за день до официального объявления причастных к убийству людей в розыск они спешно уезжают из республики в неизвестном направлении. Правоохранители не исключают, что подобное стало возможным не без помощи одного высокопоставленного сотрудника МВД Мордовии. Камарин, Гераськин и примкнувший к ним Давыдов скрылись в Москве, водитель серебристой «десятки» тоже подался в бега.
Беглецы скрывались от правосудия около 5 лет. В последнее время они снимали невзрачную однокомнатную квартиру на севере Москвы, недалеко от метро Алтуфьево. Жили очень скромно, денег постоянно не хватало, иногда они даже голодали. Конечно, из Саранска присылали кое-какие деньги, где оставались принадлежащие им мелкие торговые точки, но этих денег им не хватало даже на приличную одежду. При задержании беглецы «щеголяли» в дешевых нарядах с ближайших рынков. Чтобы раздобыть денег, Камарин даже был вынужден отправить своего подчиненного Давыдова на заработки. Представителю «Юго-Запада» пришлось сначала поработать охранником в магазине, а затем менеджером. Жизнь в бегах давалась мордовским браткам нелегко. В Саранске едва сводили концы с концами и их семьи.
Операция по их задержанию готовилась около 3 месяцев. Такая тщательность была связана с особой опасностью преступников, поскольку все бойцы и бригадиры группировки «Юго-Запад» в свое время были хорошо обучены методам конспирации, способам ухода от погони, жизни в условиях розыска и т.д. К тому же было известно, что беглецы вооружены. В Саранск они практически не ездили, с родственниками встречались в разных городах России. Постоянно меняли связных, курьеров.
Но задержание для оперативников ОРЧ № 3 уголовного розыска МВД по РМ при поддержке коллег из МВД России прошло гладко и без лишнего шума. Вечером Камарин вышел на улицу позвонить своей супруге, там его и взяли. Двух других его подельников повязали в съемной квартире. Появление мордовских милиционеров для квартирантов было полнейшей неожиданностью. В то время один из них сидел в трусах на кухне, а второй и вовсе принимал душ. У задержанных был найден газовый пистолет. В этой спецоперации принимал личное участие начальник криминальной полиции МВД по РМ Игорь Панкратов.
Вскоре криминальные деятели выдали местонахождение спрятанного в Саранске бандитского арсенала. Среди прочего там были обрез, винтовка и гранаты. Пистолет, из которого был убит Катаев, налетчики разобрали и выбросили в Инсар.
Убийство Саликова
Помимо убийства Катаева подсудимым предстоит отвечать еще за одно убийство, совершенное в 2002 году в Пензе. В ночь на 20 сентября в районе ул. Ладожской был убит начальник отдела информационной безопасности, издатель и распространитель местного еженедельника 38-летний Игорь Саликов. Около часа ночи он вместе с супругой возвращался домой, поставил машину на стоянку, когда из кустов выскочили двое неизвестных и в упор расстреляли мужчину. Одна пуля попала Саликову в грудь, вторая — в голову. После этого киллеры быстро ретировались. Задержать их по горячим следам не удалось.
По роду своей деятельности Саликов занимался обеспечением безопасности журналистов и сотрудников издательства. Кроме того, выполнял некоторые поручения руководства — сопровождал документы о финансовых нарушениях сотрудников мэрии в прокуратуру. После убийства Саликова местные журналисты поспешили списать преступление на криминальное давление на сотрудников газеты. На самом деле, как полагают правоохранители, убийство связано с войной преступных группировок Саранска — коновских и блохинских. По оперативной информации Игорь Саликов имел отношение к блохинской группировке. Уличная война вынудила его переехать в соседнюю Пензу. Оттуда Саликов продолжал поддерживать связь со своими приятелями и даже оказывал им помощь в противостоянии с коновскими. Собственно, за это люди Конова и ликвидировали его в Пензе.
Три покушения на убийство
Подсудимых также обвиняют в трех покушениях на убийство. Произошли они во время криминальной войны между блохинскими и коновскими. В июне 2002 года четверо коновских бойцов расстреляли из пистолетов иномарку «Фольксаваген» — в ней должны были находиться братки из противоборствующей бригады. Однако за рулем авто сидел житель Саранска, не имеющий никакого отношения к криминалу, но из-за тонированных стекол стрелки этого не заметили. Владелец машины получил серьезные ранения, однако благодаря помощи медиков выжил.
Спустя некоторое время в том же июне 2002 года трое участников расстрельной команды Конова подкараулили очередную машину блохинских — ВАЗ 2109. В салоне находились двое бойцов, они направлялись на поминки одного из своих бригадиров — Олега Варакина, убитого коновскими ранее. У дома № 65 по улице Попова «девятка» подверглась расстрелу. Но то ли боевая подготовка подкачала, то ли так сошлись звезды, но никто из сидевших в «жигулях» не пострадал.
В июле 2002 года трое коновских стрелков вновь открыли огонь из пистолетов по очередным «жигулям», в которых сидели блохинские. Расстрел произошел в районе Республиканской больницы. И вновь лишь по счастливой случайности никто не пострадал.
Представителям «Юго-Запада» предстоит отвечать еще и за вымогательства. В период с 2000 по 2005 год угрозами и запугиванием братки ежемесячно заставляли платить дань предпринимателей. Тех же, кто отказывался, жестоко наказывали.
За что судили Камарина и Печникова?
Этот судебный процесс для многих мафиози «Юго-Запада» не первый. Так, например, по решению Ленинского суда Саранска в 2008 году Владислав Печников был признан виновным в совершении разбойного нападения и вымогательства. Тогда крестного отца группировки приговорили к 11 годам строгого режима. В 2011 году лидер группировки Печников и 13 его подчиненных обвинялись в организации и участии в организованном преступном формировании, разбоях, поджогах и вымогательстве с предпринимателя. Фемида отмерила Печникову 16 лет.
Камарин и вовсе успел услышать аж 3 приговора. В июле 2010 года Ленинский районный суд признал его виновным в вымогательстве более 200 тысяч рублей у одного из индивидуальных предпринимателей Центрального рынка Саранска. Согласно приговору Игорю Камарину было назначено 2 года лишения свободы. В октябре того же года Камарин предстал перед Верховным судом РМ по обвинению в организации убийства 17-летнего студента профтехучилища Михаила Козлова. Он был застрелен в августе 2002 года во время криминальной войны между блохинской и коновской группировками. По этому делу подсудимый также признал вину, активно сотрудничал со следствием. Суд счел возможным назначить ему наказание ниже низшего предела. В итоге Камарин получил 6 лет неволи.
В марте 2011 года его снова осудил Ленинский районный суд за то, что в далеком 1999 году Камарин решил наказать одного из участников преступной группировки, который решил выйти из ее состава. По приказу бригадира жертву вывезли в лес, избивали битой и заставили выплатить «за выход» 5 тыс. рублей. Также ему пришлось ответить еще за одно вымогательство с предпринимателя. Люди юго-западского бригадира, вымогая деньги, жестоко избивали коммерсанта металлическими прутьями, резали ножом. А затем взорвали служебную машину своей жертвы — в момент, когда предприниматель вместе с водителем проезжал по Химмашу, один из бойцов швырнул гранату под машину. При взрыве чудом не взорвался бензобак, предприниматель остался жив. После этого бандиты потребовали передавать им ежемесячно 20000 рублей. И потерпевший вынужден был платить эту дань в течение нескольких лет. За эти годы коммерсант отдал криминальным деятелям более полумиллиона рублей.
Стоит отметить, что бригадир от «Юго-Запада» во время расследования этого уголовного дела пошел на сделку с правосудием и заключил досудебное соглашение о сотрудничестве. Он изобличил других участников группировки, рассказал о совершенных ими преступлениях. Суд учел раскаяние Камарина и его активную помощь следствию и вынес следующий вердикт: за вымогательства, незаконный оборот боеприпасов и хулиганство суд добавил подсудимому всего лишь 1 год лишения свободы, приплюсовав к 6 годам, полученным им по другим приговорам.
СПРАВКА
Федор Аркадьевич Катаев был известен в республике как талантливый организатор, грамотный специалист и управленец в сфере аграрного сектора. Министерство сельского хозяйства каждый раз направляло Катаева на проблемные предприятия для того, чтобы выправить ситуацию. В 2003 году он был назначен на пост директора Атемарской птицефабрики (ранее работал на предприятии «Саранский элеватор»). В те времена фабрика переживала не лучшие свои времена. Зарплата рабочим не выплачивалась по нескольку месяцев, производительность труда находилась на низком уровне, ценные кадры покидали предприятие. Птицефабрика была на грани закрытия. Федору Катаеву удалось в короткий срок изменить ситуацию и вывести предприятие из кризиса.
Сейчас птицефабрика «Атемарская» является одним из лидеров среди республиканских предприятий в своей отрасли. Ее работники до сих пор тепло отзываются о бывшем руководителе. Они отмечают, что Федор Аркадьевич был порядочным, ответственным и одаренным человеком. Благодаря его усилиям и высоким организаторским способностям удалось наладить производство, повысить в несколько раз зарплату и закупить новое оборудование. Зарекомендовав себя отменным антикризисным управляющим, Катаев был мобилизован Министерством сельского хозяйства республики на очередной проблемный участок в перерабатывающем комплексе республики — Ромодановский сахарный завод.
Предприятие к тому времени находилось в тяжелейшем состоянии. Завод трижды был признан банкротом. Около 600 человек были уволены. Устаревшее оборудование годилось разве что на лом. Однако и в этом случае Федору Катаеву удалось вытащить предприятие из пропасти и направить его работу в нормальное русло. Были приглашены квалифицированные специалисты из Венгрии, Украины и Краснодарского края. Предприятие возродилось.
«Юго-Запад»
Зарождение группировки началось еще в конце 80-х годов прошлого столетия. На территории юго-западного района Саранска возникли две криминальные бригады «Мыкинцы» и «Щукари», руководили которыми Юрий Щукин и братья Сергей и Вячеслав Горемыкины. В 1989 году бригады объединились в преступную группировку под названием «Юго-Запад». В начале 1990-х на смену попавшим за решетку основателям «Юго-Запада» пришли Алексей Блохин и Сергей Конов. Вскоре к руководству ставшей влиятельной мафиозной структуры Конов подтянул Владислава Печникова. В 2002 году между Блохиным и Коновым пробежала черная кошка, в бригаде случился раскол. Конфликт перерос в настоящую криминальную войну внутри группировки, братки отстреливали друг друга чуть ли не ежедневно. В криминальной войне с обеих сторон погибли более 50 человек. Cреди убитых были не только рядовые бойцы, но и главари бригад.
Блохин был вынужден переехать в Питер. Но в январе 2002 киллеры нашли его и там, гангстер был расстрелян в упор. Большая часть блохинских перешла в группировку к Конову и Печникову. В мае 2005 года они вместе уехали отдыхать за границу, а по возвращении в Россию по дороге из Домодедова Конов бесследно исчез. Так Печников стал единоличным лидером «Юго-Запада».
Группировка состояла из нескольких бригад, у каждой из них была определенная криминальная сфера ответственности. «Юго-Запад» обложил данью десятки коммерсантов не только в Саранске, но и во многих районах Мордовии. Непокорных предпринимателей резали, поджигали их машины, стреляли в окна. Следствие смогло собрать доказательства, что с 1997 по 2008 г. общак группировки «Юго-Запад» одним только рэкетом пополнился почти на 26 млн. рублей! Бригада отличалась особой жестокостью не только по отношению к бизнесменам, но и к своим. Например, решивших завязать с криминалом бывшие коллеги вывозили в лес, избивали и требовали «выходной платы». Подобные «отшивания» были не редкостью для юго-западской братвы.