Новое поколение убийц
Содержание
«Это новое поколение убийц», – сказал следователь областной прокуратуры про осуждённых после оглашения приговора. Двадцатилетние парни, студенты высших учебных заведений, красивые, умные, из обеспеченных, благополучных семей, совершали зверские преступления. Людей убивали, как в компьютерных играх – долго, жестоко и абсолютно бессмысленно.
В 2001 году их преступления наводили ужас на весь Иркутск. Убийц долго не могли поймать. Родители погибших уже не верили, что за смерть детей кто-то ответит. Однако спустя три года, в 2004-м, в Иркутском областном суде прозвучал приговор шести обвиняемым в серии жутких преступлений.
Ноябрь в 2001 году выдался теплый, поэтому две иркутские школьницы решили прогулятся после занятий. Прогулка закочилась на острове Юность ужасной смертью обеих
Утро 13 ноября 2001 года
Остров Юность. Случайные прохожие увидели в воде обнажённые тела двух девочек. Территорию парка оцепили милиционеры. Прибывшие на место сотрудники прокуратуры установили: четырнадцатилетних школьниц изнасиловали и забили до смерти осколком кирпича.
Анна Маринина (фамилии потерпевших изменены. – Авт.) училась в седьмом классе. В понедельник утром 12 ноября девочка пошла в школу. После шести уроков она вымыла класс и отправилась домой. По пути встретила подругу Веру Прудникову. Школьницы решили погулять по центру города. У стадиона «Труд» к ним подошли двое студентов второго курса одного из вузов Иркутска Леонид Артамович и Николай Чернышёв. Парни без труда очаровали юных школьниц и предложили прогуляться по острову Юность. Позже к ним присоединился знакомый молодых людей Александр Перебоев. Ночью в безлюдном месте лесопарка студенты убили школьниц.
То, что делали парни с детьми, было жутко представить. На телах девочек не осталось живого места. «Гроб был закрытый. Глаза выкололи, лица не было, – вспоминала Галина Маринина, мать убитой Анны Марининой. – Я, единственное, попросила мне хоть ручонки, чтобы поцеловать пальчики, и то вот так вот торчали все сломанные. В процессе суда поняли, что они в извращённой форме изнасиловали моего ребёнка. Сорок минут убивали, представляете, сорок минут, вот такую крошечку, сорок минут, три парня – спортсмены».
Тела школьниц убийцы сбросили в реку. Затем обшарили сумочки семиклассниц, но там ничего, кроме школьных тетрадок, зеркальца, помады и ключей, не было. Преступники взяли себе брелок и сумочку одной из убитых. Это убийство вызвало большой общественный резонанс в Иркутске. На раскрытие преступления были брошены все силы правоохранительных органов областного центра. Расследование взяли под контроль руководители ГУВД региона и областной прокуратуры.
Ниточка от убийства к убийству
«Одна из первых версий была, что преступление совершили несовершеннолетние, но впоследствии была получена другая информация, – рассказал Герман Братчиков, который в 2004 году возглавлял уголовный розыск Кировского РОВД Иркутска. – В марте 2002 года второму отделу уголовного розыска областного УВД удалось задержать человека, знающего, кто совершил убийства на Юности.
Им был семнадцатилетний Иван Фарков. Он попал в руки милиционеров за убийство сотрудника таможни Алексея Усова. Преступление произошло 24 февраля. Усов возвращался домой с праздника – Дня защитника Отечества. Ивана Фаркова привлекла норковая шапка подвыпившего мужчины. Парень проводил жертву до подъезда. Усов замешкался у входной двери. Фарков предложил помочь открыть замок.
В подъезде Алексей сам позвал убийцу к себе домой выпить по рюмке за мужской праздник. А на следующее утро в квартире оперативники нашли тело таможенника с тридцатью семью ножевыми ранениями. Из комнат пропали все ценные вещи. Милиционеры вычислили убийцу через телефон Усова. Преступник был настолько беспечен, что из квартиры убитого звонил матери в Тулун.
Так через несколько дней Иван Фарков оказался за решёткой. То, что начал рассказывать Фарков, удивило даже бывалых оперативников. Иван назвал людей, на счету которых серия разбоев, грабежей и убийств, в том числе двух девочек на Юности.
У оперативников появилась информация, но не было доказательств. И всё-таки решено было провести задержания. Наручники защёлкнулись на руках Николая Чернышёва, Леонида Артамовича, Александра Перебоева, Дмитрия Каранаева и Анастасии Чекан.
Убийство на троих
«Первые допросы подозреваемых успеха не принесли, они от всего отказывались. Доказательств было мало, – говорит Герман Братчиков. – Всех пришлось отпустить домой. Лишь спустя неделю поступила оперативная информация: преступная команда совершала вооружённые нападения в Шелехове». А по одному из эпизодов появились потерпевшие, которые смогли опознать преступников.
С этого момента началось раскрытие серии страшных преступлений. Следствию удалось установить, что 18 августа 2001 года в парке у фонтанов на улице Декабрьских событий Артамович и Чернышёв вместе с подругой Анастасией Чекан познакомились с Оксаной Цибиной и сёстрами Анной и Юлей Томилиными. Девушки были зачислены в иркутские вузы и приехали, чтобы устроиться в общежитии. Вечером пошли прогуляться и задержались. Общежитие закрыли до утра. Чтобы скоротать ночь, решили пойти в парк. Там они встретили Чернышёва и Артамовича. Те угостили новоиспечённых студенток мороженым, после чего Анастасия Чекан разыграла сцену ревности.
«Я тогда уже поняла, что этот конфликт не просто так, что это повод и что нужно поскорее уходить», – вспоминает Анна Томилина. Но было поздно – девушек начали избивать. «Я упала на землю. И они стали меня пинать. Я потеряла сознание, а когда очнулась, смотрю, девушка надо мной стоит», – перебирала картинки вечера Анна. Настя разглядывала паспорт Анны Томилиной. Потом перебрала вещи и увидела, что девушка открыла глаза. «Она сказала парням что-то типа того: «Смотрите, она ещё жива, она дышит». И я больше ничего не помню, потеряла сознание и очнулась в больнице», – рассказывала на суде потерпевшая.
Каким-то чудом и Анна, и её сестра Юлия остались в живых, а вот их подругу Оксану Цибину забили до смерти. Несколько месяцев девушки пролежали в больнице. Однако им хорошо удалось запомнить лица убийц. Они без труда опознали их во время следствия и в суде.
Смерти в десяти томах
Уголовное дело разрослось до десяти томов. Преступники выходили на разбои и убийства, как на работу. Нападали на женщин, избивали, иногда до смерти, забирали ценные вещи и скрывались. Доказать удалось семь убийств. Все, кроме Анастасии Чекан, были арестованы.
По делу были привлечены шесть обвиняемых. Им предъявлено обвинение в совершении ряда убийств, изнасилований, разбоев, грабежей. Интересы подсудимых защищали шесть дорогостоящих адвокатов. Анастасия Чекан приезжала на заседания суда в сопровождении охраны. Она опасалась, что на неё могут накинуться родственники убитых девочек. В суде многие обвинения не подтвердились. Экспертиза опровергла факт изнасилования школьниц на Юности. Однако большую часть преступлений суд счёл доказанными и вынес обвинительный приговор.
Леонид Артамович и Николай Чернышёв получили наказание в виде лишения свободы на срок до 25 лет в исправительной колонии строгого режима, Иван Фарков – десять. Александр Перебоев и Дмитрий Коронаев пробудут за решёткой по восемь лет. Анастасии Чекан суд назначил четыре года условно.
«Я не согласна, что им дали по 25 лет. Они заслужили пожизненное», – говорила Любовь Прудникова, мать убитой девочки Веры Прудниковой.
Расследование было закончено, приговор оглашён, однако для многих так и остались неизвестными причины жестоких преступлений. «Мы сами долго не могли понять, каков мотив. Вот они рассказывают, как познакомились, как встретились, и трудно было понять, для чего», – недоумевал Герман Братчиков.
Официально мотив преступлений – корысть. Убийцы забирали вещи жертв. В суде один из обвиняемых рассказал, что на четырнадцатилетних девочек на Юности они напали из-за новенькой сумочки. Думали, что в ней есть деньги. «Они клюнули на эту сумочку. Подумали… Господи, неужели не видно, что идёт маленький ребёнок, метр сорок. Неужели не видно, что в этой сумочке не деньги… Она не из банка, она из школы возвращалась… И так страшно убить», – говорила Галина Маринина.
«Совершённые ранее этой группой преступления дали им повод думать, что такая безнаказанность будет продолжаться долго, возможно, всегда», – строил предположения Герман Братчиков. В действительности осуждённые были из обеспеченных семей. Их, разумеется, интересовала не нажива. По словам следователей, основные обвиняемые выросли в порядочных семьях, у них было счастливое детство. Экспертиза установила, что они не маньяки и не психи, а вполне нормальные, умные люди. Они понимали, что делали. По всей видимости, им просто нравилось убивать. Однозначно то, что такого в Иркутске до них ещё не было. Это новое поколение убийц, воспитанных на культе жестокости и неуважения к человеческой жизни.