Контролировать работу ФСИН метит лидер ОПГ«Париж» Петрашис, продвигаемый в Совет при президенте
середине сентября завершаются общественные интернет-консультации по кандидатурам в состав Совета при президенте Российской Федерации по развитию гражданского общества и правам человека. На 13 вакантных мест в Совете претендуют 86 человек.
Широкая общественность впервые получила право высказать свое мнение о каждом из кандидатов и, судя по тому, что голосование идет активно, инициатива президента Владимира Путина сделать процедуру выборов в Совет более демократичной, оказалась полезной. Тем более что некоторые соискатели вызывают у граждан множество вопросов.
В частности — кандидатура Леонида Петрашиса, который претендует на место в Совете в номинации «Общественный контроль соблюдения прав человека в местах исполнения наказаний, реформа системы ФСИН». Его активно поддерживает уполномоченный по правам человека в РФ Владимир Лукин. Петрашис является руководителем общественной приемной и членом экспертного совета при Лукине в Ростовской области, о чем и говорится в его презентации кандидата в Совет. Также известно, что он выступает региональным представителем Московской Хельсинской Группы и пользуется поддержкой ее председателя Людмилы Алексеевой. Об этом пишет Руспресс.
Однако, рассказав в презентации об участии в ряде проектов по защите прав человека, Петрашис предпочел забыть о своем криминальном прошлом и имеющейся судимости «за угрозу применения насилия в отношении представителя власти» — то есть за прямое нарушение прав человека. Написав в графе «судимость» анкеты «нет», «правозащитник» Петрашис общественности откровенно соврал.
Жителям Волгодонска он хорошо известен в другом амплуа — лидера городской преступной группировки «Париж». В лихие 90-е она занималась крышеванием бизнеса и держала в страхе предпринимателей региона. Так бывший генеральный директор волгодонской птицефабрики им Черникова Сергей Рунов рассказывал, что созданный Петрашисом «Союз организаций малого и среднего бизнеса» был только «крышей», а сам Петрашис «решал вопросы со всеми структурами, в том числе криминальными». «Он — разводящий, сам бизнесом не занимается и никогда не занимался, он получает доли отовсюду», — заявлял Рунов, утверждая, что и птицефабрика испытывала постоянное давление теневого авторитета Леонида Петрашиса. Бывший начальник департамента городской торговли города Павел Левченко тоже рассказывал, что «Союз пополнялся предприятиями, которых Петрашис фактически «крышевал». «Ни для кого не секрет, что группировкой «Париж» руководил Петрашис», — сообщил Левченко. Он признавался, что и сам был вынужден приводить к Петрашису на поклон бизнесменов. «Был крупный предприниматель, который занимался цветными металлами, — рассказывал Левченко. — Я его привел, и Леонид Вальдемарович на моих глазах за определенную сумму дал ему «крышу».
Конфликтные ситуации лидер ОПГ разрешал радикально. Так в Волгодонске до сих пор с его именем связывают громкое убийство в 2001 году бывшего депутата городской Думы и владельца на тот момент самой крупной торговой сети Волгодонска «Балатон» Павла Зубкова.18 октября 2001 года он и два его охранника были расстреляны при выезде с автостоянки. По словам матери Зубкова Марии Климовой, которые в 2003 году приводила «Российская газета», «это дело рук Петрашиса». «Дней за десять до его смерти у него была встреча с Петрашисом, — вспоминала женщина. — По-видимому, Петрашис требовал от него какую-то сумму, чтобы платил ежемесячно, как все». Зубков не согласился и сказал матери, что «его убьют только за то, чтобы забрать предприятие». Так и случилось — после его гибели «Балатон» не без помощи Петрашиса перешел к бывшим замам Зубкова. «Это страшный человек — посмотрите: на кладбище одна молодежь, — сетовала Климова. — Я боюсь, что Петрашис перебьет всю нашу семью, весь наш род, потому что он свидетелей не оставляет».
Еще одна трагедия, связанная с именем Петрашиса — убийство другого крупного предпринимателя и местного депутата Николая Бурдюгова. В 2002 году авторитет Петрашис пошел во власть: он баллотировался в депутаты Гордумы. Бурдюгов же не хотел допустить во власть криминал, за что и был расстрелян на пороге собственного дома. А Петрашис, стремившийся «выйти из тени», стал депутатом от округа Бурдюгова. Однако методов «работы» не поменял. «Мой отец владел сетью автозаправочных станций в городе, — рассказывала дочь убитого Бурдюгова. — Нам понадобился участок для строительства АЗС, расположенный на территории округа Петрашиса, и его подпись как депутата». Но он, по словам женщины, сказал, что «подпишет только в том случае, если мы ему отдадим 10% бизнеса».
По словам Сергея Рунова, «поход Петрашиса во власть было его решением двигаться дальше». «Он чувствовал свое могущество, влияние, контролировал ситуацию в городе, использовал политику, выбирал мэра, контролировал милицию и инспекцию, — рассказывал Рунов. — Он держал город в своей власти — это абсолютный факт». Но с такой хваткой незаметно «выйти из тени» Петрашису не удалось — подвела уверенность в собственной безнаказанности. В 2003 году он при свидетелях высказал угрозу убийством заместителю председателя гордумы Татьяне Воронько. Дословно Леонид Петрашис сказал следующее: «Если вы и дальше будете продолжать себя вести подобным образом, то ляжете на кладбище рядом в Бурдюговым». Воронько, убедившаяся в том, что «Петрашис способен на все», подала заявление в правоохранительные органы, и 16 декабря 2003 года он был осужден на 2,5 года лишения свободы с отбыванием наказания в колонии-поселении. Петрашис вины не признал, заявив, что его преследует криминалитет, с которым он якобы борется. Но кассационную жалобу, поданную адвокатами осужденного, в апреле 2004 года Ростовский областной суд оставил без удовлетворения.
Тогда его поход во власть завершился тюрьмой. Когда история подзабылась, Петрашис вину признал, благодаря чему получил условно-досрочное освобождение. И начался его новый «поход» — в правозащитники. Причем, эта деятельность в регионе приобрела такой масштаб, что жители города не раз просили Лукина заменить Петрашиса кем-нибудь более честным. Но безрезультатно. Гражданская палата Волгодонска даже написала письмо тогда еще президенту РФ Дмитрию Медведеву. «В городе широко известен господин Петрашис, который когда-то был лидером крупнейшей организованной преступной группы, — говорится в письме. — Сегодня он вновь пытается восстановить свое господство и влияние». По мнению общественников, статус правозащитника Петрашис использует для активного вмешательства в деятельность муниципальных и коммерческих структур. «В последнее время проявилось несколько новых дел по старой схеме 90-х годов», — сообщают авторы обращения, приводя в пример захват коммунального предприятия ЖЭО№8. «Очевидные вещи, о которых знают даже простые горожане, почему-то невдомек господину Лукину и госпоже Алексеевой», — удивляются они.
Действительно, если Леонид Петрашис считает себя невинно пострадавшим и поэтому решил заняться правозащитной деятельностью, то почему указал в анкете отсутствие судимости? Или, может быть, он думает, что признание вины ради досрочного освобождения автоматически дает ему право войти в Совет по развитию гражданского общества и правам человека? Вероятно, все проще: до сих пор он полагает, что даже президентскую структуру можно использовать для собственной выгоды.
Однако проходящие сейчас на сайте Совета интернет-консультации — лучшее доказательство того, что время все-таки изменилось. Сегодня, по крайней мере, каждый может ознакомиться с историей деятельности кандидатов в советники президента и высказать свое мнение о том, может ли защитить демократические свободы граждан человек, привыкший попирать законодательство. Не хочется думать, что некоторые члены Совета — например, Людмила Алексеева, высказались резко против открытых обсуждений кандидатур по причине ангажированности. В любом случае окончательное решение по составу Совета остается за властью.