Бандитские войны Украины. Часть 2
Содержание
Если Львов – это украинское Палермо, то Николаев – местная Сицилия с ее традицией кровавой вендетты. Криминальная составляющая этого портового города вылезла наружу после зверского убийства Оксаны Макар и не менее жестокого избиения Саши Поповой. Однако издевательства над девушками,– лишь одна стороны медали. Всю весну и лето в Николаеве стреляли. Жертвами покушений стали несколько лиц с уголовным прошлым и настоящим. И это, судя по всему, еще не конец истории…
Убийственная хроника
Первое резонансное убийство в этом году произошло в Николаеве 27 апреля, утром. На пересечении проспекта Ленина и улицы Фалеевской, у входа в закрытую на ремонт пиццерию пятью выстрелами в упор был расстрелян влиятельный криминальный авторитет Тоха. Он же Анатолий Баталов. Смерть Тохи наступила в тот момент, когда он открывал предмет своей гордости — BMW X5. По словам очевидцев, нападавший — молодой человек, коренастый и лысоватый, успел скрыться на глазах у всех.
Еще одна символичная деталь: Баталов погиб в непосредственной близости от своего «места работы». В городе утверждают, что он был смотрящим за местной сетью пиццерий «Челентано». Но совсем недавно часть пиццерий закрылись на ремонт и ребрендинг. Вследствие чего пошли слухи о рейдерском захвате точек общепита.
К слову, 8 августа недалеко от места гибели Баталова-Тохи, у входа в офис частного нотариуса Елены Ласурии, расположенного в доме по ул. Фалеевской, 1, была обнаружена огромная лужа крови. Позже выяснилось, что это кровь петуха: голову убиенной птицы нашли там же. Нотариус — супруга депутата горсовета, который поддерживал дружеские отношения с куратором Тохи по кличке Мультик.
Прошло совсем немного времени, и новое резонансное преступление всколыхнуло город. 10 мая в районе рынка «Колос» на проспекте Мира обнаружили труп29-летнего мужчины в его собственном автомобиле. У погибшего было два огнестрельных ранения в области шеи.
Как сообщили правоохранители, из автомобиля похищены деньги. Много. Убитым оказался житель Николаева Евгений Райнов — один из крупных теневых обменщиков валют. Важная деталь: Райнов являлся зятем негласного «короля» николаевских менял Сергея Рябошапко по кличке Дед. Кстати, рынок «Колос», возле которого произошло убийство, это основная вотчина Деда.
Однако версия, будто это банальное ограбление, скорее всего ошибочна. Отстрел валютчиков в Николаеве происходит давно и системно. 19 ноября 2011 года рядом с собственным гаражом был убит владелец одного из наиболее популярных в Николаеве обменных пунктов Геннадий Кулик, а 1 марта убили еще одного валютчика, который работал на Центральном рынке. Тенденция, однако.
Однако версия, будто это банальное ограбление, скорее всего ошибочна. Отстрел валютчиков в Николаеве происходит давно и системно. 19 ноября 2011 года рядом с собственным гаражом был убит владелец одного из наиболее популярных в Николаеве обменных пунктов
Прошло еще два месяца, и город снова вздрогнул. 3 августа, около 21.00, в центре Николаева, на глазах у детей, расстреляли человека. Мужчина вышел из своего автомобиля и направился к подъезду, сзади, со стороны детской площадки к нему подошел неизвестный. По словам очевидцев, молодой незнакомец произвел сначала выстрел вверх, а когда жертва обернулась — выпустил 4 пули ему в живот. Стрелявший скрылся в направлении Дворца судостроителей. А пострадавшего доставили в БСМП, где он в экстренном порядке был прооперирован. Говорят, что до сих пор его состояние расценивается как тяжелое.
Раненым оказался 40-летний Сергей Лубенец, который возвращался домой на ул. Декабристов, 38. Лубенец, как и Тоха, хорошо известен в криминальных кругах. Он имеет репутацию «безбашенного» и прославился как минимум двумя резонансными выходками в стиле американских боевиков.
В феврале 2009 года во время конфликта на дороге нeизвecтныe oткpыли oгoнь из aвтoмaтичecкoгo opyжия по машине Toyota Prado. Были ранены два пaccaжиpa aвтoмoбиля. Сocтoяниe oднoгo из пocтpaдaвшиx на момент госпитализации было кpитичecким. По слухам, позднее он скончался. Источники в милиции говорили, что перестрелка была следствием «стрелки» (пардон, за каламбур) по поводу неких долгов.
Спустя два месяца, 22 aпpeля 2009 года, в oднoм из двopoв пo yлицe Koмcoмoльcкoй paзвepнyлоcь нacтoящеe побоище. Oкoлo 16.00 гpyппa людeй ycтpoилa перестрелку прямо вo дворе жилых мнoгoэтaжeк. Как писала местная пресса, палили из автоматов. He cмyтил cтpeлявшиx и тoт фaкт, чтo рядом расположен детский сад № 2, где в это время были дети.
К счастью, посторонние не пострадали, чего нельзя сказать об имуществе граждан: пyли зaцeпили aвтoмoбили, кoтopыe были пpипapкoвaны вo двope. Сами участники перестрелки оказались в больнице с ранениями. Ходили слухи, что зачинщиком обоих инцидентов был Лубенец, удачно избежавший наказания.
Отзвуки старой вражды
Что же собственно происходит в славном городе Николаеве? И с чем связаны заказные убийства в стиле 90-х? Начнем с того, что, как и другие портовые города, например, Одесса, Николаев просто не мог не быть наводнен разноплановыми мафиозными группировками.
Но в отличие от все той же Одессы, в Николаеве не было объединяющей криминальный мир фигуры. Многочисленные «голодные» ОПГ воевали за каждый лакомый кусок: ресторан, магазин, рынок, портовые работы, и эта война сопровождалась постоянными жертвами.
Что же собственно происходит в славном городе Николаеве? И с чем связаны заказные убийства в стиле 90-х? Начнем с того, что, как и другие портовые города, например, Одесса, Николаев, просто не мог не быть наводнен разноплановыми мафиозными группировками
В 1994 году погиб Александр Чугуев (Чугуй), ранее неоднократно судимый и пытавшийся после очередного возвращения из зоны сколотить в Николаеве свою мощную группу из нескольких разобщенных банд.
Точкой отсчета дерзких расстрелов «авторитетов» криминального мира стал март 1995 года. Теплым мартовским днем авторитета из первой пятерки криминального мира Николаева по кличке «Чугуй» хладнокровно застрелили наемные убийцы. Момент для убийства киллеры выбрали весьма удачно.
В июне 1996 года средь бела дня застрелили криминальных авторитетов старого пошиба Шабала и Рудика. Заказчик и убийцы были задержаны (что нехарактерно для бандитских разборок) и приговорены к длительным срокам лишения свободы.
В 1999 году — и вовсе беспредел. Уважаемый рецидивист Пуня был жестоко избит уголовниками и умер от увечий. По слухам, разборки со смертельным исходом произошли на почве раздела рынка, а избиение Пуни было заказным.
В 2001 году город потерял сразу двух «криминальных вождей». Был застрелен Анатолий Яровский (Шквора) — уголовный авторитет с большим стажем. Его пышные похороны николаевцы помнят до сих пор. Тогда же во время перестрелки погиб Владимир Лапюк (Лапа), убийцей которого милиция официально признала Анатолия Парпуру.
Парпура выделялся на общем фоне широкими, можно сказать, международными связями. Впервые он был осужден по солидной статье — за убийство еще в 1974 году. Можно только представить, скольких «уважаемых» людей Анатолий повстречал за это время и какими связями оброс. Говорят, он неоднократно пытался «взойти на царство» при поддержке российских и одесских воров в законе. Но этому препятствовала городская рэкетирская общественность, которая с завидным постоянством устраивала на Парпуру неудачные покушения.
В организации одного из них Парпура заподозрил Александра Лапюка (Лапу), что для последнего закончилось моргом. Забавно, что Парпуру за это так и не посадили, вменив ему не убийство, а превышение предела необходимой самообороны. Но… Договориться с правоохранительной системой влиятельному преступнику удалось, а с киллерами нет. Его застрели в 2007-м. Убийца известен. Это профи, который вскоре был задержан в России. Ничего личного, только бизнес.
Кстати, о бизнесе. Поделив зоны влияния в традиционно уголовных сферах (проституция, наркотики, рэкет), местный криминалитет перекинулся на легальный бизнес. Где действовал привычными для себя методами. Можно вспомнить странную смерть руководителя Варваровского элеватора, убийство директора ныне уже не существующего ЛВЗ, покушения на двух начальников Николаевского морского торгового порта. Так выжившие в кровопролитных сватках бандиты входили в легальный бизнес.
Поделив зоны влияния в традиционно уголовных сферах (проституция, наркотики, рэкет), местный криминалитет перекинулся на легальный бизнес. Где действовал привычными для себя методами
Правящие бал и третья сила
Как и в других городах, в том числе и Львове, которому была посвящена первая часть цикла, те, кого в 90-е знали только по кличкам, ныне стали уважаемыми бизнесменами и порядочными людьми. Из старой когорты выжить и легализоваться смог лишь один персонаж Чередник Виктор Алексеевич (он же Тазик). А из более молодых — двое «птенцов его гнезда»: Михаил Титов (Мультик) и Гурген Оронюк (Гурик).
Оронюк и Титов, если верить николаевским интернет-изданиям, в частности «Обзору» http://obzor.mk.ua/, в 90-е годы занимались крышеванием валютчиков, отрабатывали всевозможные схемы по металлу, выбивали долги у непокорных и т.д. Сейчас же это уважаемые в городе люди. Успешно решают такие пикантные вопросы, как отводы земли и тендеры. К тому же один из руководителей местного МРЭО кому-то из них приходится кумом.
Естественно, став крутыми, Мультик и Гурик делегировали большую часть вопросов товарищам рангом пониже. Например, тому же Тохе, который, как мы уже говорили, заведовал «пиццерийным сектором». К тому же, учитывая их старые дела по валюте, можно предположить связь с Дедом и его системой. Напомним, что последний из убитых валютчиков был зятем Деда.
Могли эти убийства быть организованы конкурентами Мультика, Гурика и Тазика в криминальной среде? Тем более что конфликты между легализовавшимися персонажами и теми, кто остался в уголовном мире, возникают часто. Как правило, на фоне отказа первых давать деньги в «общак». Или из-за их нежелания помогать бывшим криминальным партнерам по бизнесу.
Как ни странно, специалисты в этом сомневаются. Дело в том, что «смотрящим» от криминалитета в городе поставлен некто Игорь Науменко (Наум), который характеризуется как человек спокойный, не склонный к беспределу. «Не думаю, чтобы за убийствами в Николаеве стоял он», — говорит источник в правоохранительных органах.
Отцы и дети
Версия, которую наш источник считает наиболее реальной, на первый взгляд, выглядит неубедительно. Тем не менее, поразмыслив, мы также сочли ее наиболее разумной. «Николаев и область — это проблемный регион, — говорит он. — Тут не так много возможностей хорошо зарабатывать, все более-менее прибыльные направления „застолблены“ так называемой „старой гвардией“. Особенно аховая ситуация в окрестностях. Если помните, в поселке Красный Луч, где жила Оксана Макар, не было ни одной вакансии — молодежь не может трудоустроиться.
Вместе с тем у расстрелянных в 90-е бандитов нередко были семьи и дети. Сейчас эти дети подросли и вспомнили о родительской собственности, несправедливо захваченной, по их мнению, другими участниками криминального процесса. Были предъявлены требования, на которые не поступило адекватной реакции. И тогда молодая поросль начала отстреливать старых „зубров“. Обратите внимание: почти все убитые и раненные — это „смотрящие“ за бизнесом. Нотариус, которой подбросили голову петуха, супруга городского депутата, поддерживающего дружеские отношения с „легализовавшимися“.
К тому же все убийцы — молодые люди до 30 лет. Официальный криминал (если можно так выразиться) свою причастность к расстрелам отвергает. Все это указывает на конфликт поколений в уголовной среде, который может завершиться новым переделом собственности», — подытоживает источник.